Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание мотоцикла. > Ремонт сцепления оппозитного двигателя.

Ремонт сцепления оппозитного двигателя.

Звенит или гремит.

Основные причины, вынуждающие взяться за ремонт сцепления оппозита : пробуксовка дисков сцепления при критическом износе ведомых дисков, звон при выжатом сцеплении, посторонние звуки во время работы мотора, рывки при трогании с места или при работе мотора. Иногда, сцепление приходится разбирать при ремонте коленвала двигателя или при замене заднего сальника коленвала. Ремонт сцепления начинаем после демонтажа заднего колеса, моста и коробки передач. Двигатель с рамы можно не снимать, хотя работать удобнее со снятым агрегатом, расположив его плоскостью маховика вверх. Описанный ниже ремонт сцепления применим как к Уралам, так и к Днепрам, а так же к мотоциклам АВО, Симсон 425 S, и к мотоциклам БМВ древних годов выпускаоткручиваем 6 винтов.

Чтобы разобрать сцепление, необходимо открутить 6 винтов крепления наружного металлического (ведущего) диска к маховику. Винты эти с потайными головками, которые для надёжности зафиксированы на заводе кернением края головки. Прежде, чем начать раскручивание винтов, удалите раскернённый металл с помощью бормашинки или, просто, срезав его с помощью маленького зубильца. Затем обстучите винты, наложив на них латунный или бронзовый стержень (диаметром 10 — 12 мм), лёгкими ударами молотка по стержню. Теперь, винты легко открутятся, но желательно использовать отвёртку помощнее обычной,так как винты находятся под давлением пружин сцепления. Откручивание винтов производите по принципу крест-накрест, вначале открутив два противолежащих винта и, затем, вместо них вкрутите более длинные шпильки (с такой же резьбой) с барашковыми гайками (см. фото). Вкрутив шпильки и поджав барашки, будет намного легче работать с остальными четырьмя винтами.накрутиваем 2 шпильки с барашками.

Удалив все винты, извлеките диски и пружины, внимательно их осмотрите. Наиболее частые деффекты ведомых (фрикционных) дисков: естественный износ от трения, разбито заклёпочное соединение, выробатаны (съедены) шлицы, кривизна диска относительно его шлицевой втулки — обычно бывает из — за перегрева сцепления и обнаруживается даже без часового индикатора — на глаз. Недопустим износ в виде ступеньки на стальных ведущих дисках. Толщина нового фрикционного диска — 4,5 мм, а минимально допустимая после износа — 2 мм. Поэтому, диски оппозитов служат по многу лет, даже если мотоцикл таскает тяжёлую коляску. Обнаружив, хотя бы, одно из перечисленных выше отклонений от нормы, ищите новые диски для замены, деффектные ремонту не подлежат. Фрикционные накладки очень редко бывают в продаже, диски продаются цельные. Единственное, что можно сделать, так это поменять заклёпки на новые, если старые болтаются.отверстия от выработки стали овальными.

Следующий этап диагностики сцепления- это осмотр и проверка отверстий под пальцы маховика в дисках. Предварительно удалив пружины, наденьте диски на пальцы и покачайте их рукой из стороны в сторону в плоскости вращения и определите, возник ли в сочленении люфт. Если люфт есть, значит разбиты (стали овальными) отверстия в дисках и, скорее всего, возникла выработка на самих пальцах. Эта выработка металла и вызывает тот звон, который слышится при выжатом сцеплении. Естественно, такие диски нужно менять, а заодно и пальцы, изношенные «ступенькой».

Если не удаётся найти качественные детали ( сейчас даже бывают в продаже детали на которых не совпадают отверстия с пальцами и с грустью вспоминаешь Советский посылторг), то в условиях хорошо оснащённой мастерской можно восстановить» родные» детали. Для этого, в дисках (посередине) между старыми изношенными отверстиями сверлим новые, диаметром 12,5 — 12,57 мм на диаметре диска 196 мм. Желательно, для точности и аккуратности просверлить отверстия сначала сверлом меньшего диаметра (например 11,5 — 12,0 мм), а затем аккуратно развернуть развёрткой до необходимого диаметра, описанного выше.чертёж приспособы и пальца.

Пальцы выпрессовываем и заменяем на новые заводские, если удастся их купить. Если нет, то заказываем токарю по чертежу из легированной стали и незабудьте напомнить токарю, что в конце работы диаметр пальца доводится шлифовкой и полировкой. После токарных работ новые пальцы необходимо отцементировать на глубину 0,7 — 1,0 мм с твёрдостью поверхности НRc 54 — 58. Только сохранив эти условия обработки, можно добиться длительного пробега отремонтированного узла. При запрессовке новых пальцев маховик необходимо нагреть (хотя бы ,на газовой плите), а пальцы охладить (в морозилке холодильника).

После запрессовки пальцев необходимо проверить их торцы, чтобы они лежали в одной плоскости (линейкой или уровнем) и если какой — то палец (или пальцы) возвышается больше, чем остальные, то торец его необходимо шлифануть. Если такая работа вам не по плечу, то ищите и меняйте маховик с пальцами в сборе. Кстати, на последних моделях Уралов у владельцев нет выбора, так как маховик с пальцами — единая деталь и они не выпрессовываются и приходится при износе пальцев менять маховик.

При установке пружин можно менять их местами, главное, чтобы они все были одинаковой жёсткости. Раньше выпускалось несколько типов пружин разной жёсткости (жёсткость зависит от диаметра проволоки), их маркировали краской разного цвета, но краска со временем осыпается и приходится заново определять их жёсткость. Для этого, на пружину ложится груз и измеряется дефформация пружины. Пружины первой группы (диаметр проволоки 2,7 мм) должны просесть на 21 мм под грузом 16 кг. Второй группы под грузом 17,5 кг(цвет чёрный), третьей — 19,0 кг (цвет серый). В свободном состоянии все пружины должны быть одинаковой высоты — 45 мм. На оппозитах новых моделей применяют пружины с диаметром проволоки 3,0 мм и пружины маркируются по другому. Они тоже должны просесть на 21 мм, но с грузом 21,26 кг (цвет серый) и с грузом 19,56 кг(цвет чёрный).приспособа для фиксации маховика при затяжке гайки.

При установке маховика на конус коленвала важно надёжно его затянуть. Если этим пренебречь, то конусная посадка чуть ослабнет и на малых и средних оборотах возникнет вибрация, двигатель начнёт издавать характерный стук. Конусную посадку и шпоночный паз разобьёт и придёться менять не только маховик, но и коленвал. Для точной затяжки гайки нужен мощный динамометрический ключ (см. рубрику мастерская), чтобы обеспечить момент затяжки с усилием 22 — 25 кгм. При затяжке коленвал фиксируется специальным приспособлением (на фото) с бобышкой, которая вставляется в отверстие для пружины в маховике, а концы приспособы прижимаются болтами к картеру. У кого нет динамометрического ключа посоветую сделать следующее. Накиньте на гайку ключ головку и в неё вставьте рычаг из прута или трубы, длиной ровно один метр, а на самый конец рычага приварите крючок из арматуры или прутка. Навесьте на рычаг гирю, весом 25 кг и закрутите с помощью неё гайку, пока рычаг с гирей не остановится на весу. Это и есть тот физический момент затяжки, равный двадцати пяти килограммам на один метр (рычага).

Для нормальной и быстрой сборки сцепления потребуется, всего лишь, старый первичный вал коробки передач, чтобы точно по центру выставить ведомые диски. Установите наместо диски с первичным валом, перед этим установив пружины в проточки маховика и проследив, чтобы пружины попали и в проточки первого стального диска. Собрав пакет из дисков, закрутите напротив друг друга две шпильки с приваренными гайками барашками. При этом, покачивайте наружный диск, чтобы пружины, если они сдвинулись со своей посадки, легли на место. За тянув немного шпильки с барашками, наживите остальные четыре винта. И затянув их, добавьте вместо шпилек оставшиеся два штатные. Затяжку производите крест-накрест с моментом 1,6 — 1,8 кгм и закерните головки. Перед закручиванием винтов полезно смазать их резьбовым герметиком- фиксатором резьбы ( например УГ-6). Если, не дай Бог, хотя бы один винтик открутится, ждите грохота или, даже, клина мотора. После сборки, регулировки и заводки двигателя, отправившись в поездку, не бросайте резко рычаг сцепления — оно ещё должно немного приработаться, а диски притереться. Удачной дороги.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.