Вы находитесь здесь: Главная > Мастерская. Станки и оборудование. > Съёмник для подшипников — несколько вариантов.

Съёмник для подшипников — несколько вариантов.

Съёмник для подшипников может потребоваться при ремонте любого агрегата автомобиля или мотоцикла и без него практически невозможно произвести грамотную и быструю замену изношенных подшипников в любом механизме. В этой статье мы рассмотрим несколько вариантов съёмников, как самодельных, так и заводских, которые позволят стянуть подшипник с вала быстро и эффективно.

Прежде чем начать описывать съёмники для подшипников и варианты их изготовления, следует написать несколько строк о самом процессе стягивания подшипника с вала. Существуют два вида ремонта, при которых подшипник стягивают с вала для замены самого подшипника (если он изношен), или для замены не подшипника, а той изношенной детали, которая сидит на валу под подшипником (например шестерни).

Ведь часто бывает так (например при ремонте коробки передач), что сам подшипник, сидящий на валу совсем не изношен, а изношена именно шестерня, сидящая на валу под подшипником. И чтобы заменить изношенную шестерню (стянуть её с вала), нужно сначала стянуть с вала сам подшипник. А так как он не изношен, то его следует стянуть с вала не повредив его (особенно если подшипник фирменный, отличного качества и стоит не дёшево).

Съёмник для подшипникаНу а чтобы не повредить подшипник при стягивании его с вала, нужно иметь именно такой съёмник, лапки которого будут давить именно на внутреннюю обойму (см. рисунок 1 А слева), а не на сепаратор с шариками и наружную обойму. То есть конструкция съёмника для подшипников должна иметь такую форму лапок (или другой давящей части) которые будут стягивать подшипник с вала создавая давление только на внутреннюю обойму.

Если же давить на наружную обойму (а тем более на сепаратор), то при стягивании подшипника с вала, огромная нагрузка сместит наружную обойму относительно внутренней, и такой подшипник впоследствии долго не проработает.

Ну а если лапки съёмника сделаны так, что давят не на внутреннюю обойму, а на сепаратор подшипника, или его наружную обойму, а другого съёмника для подшипника у вас нет, то тогда следует стянуть подшипник с вала коробки передач создавая давление на шестерню, которая соответственно будет давить только на внутреннюю обойму подшипника — это показано на рисунке 1 Б.

Съёмник для подшипникаЕсли же изношен сам подшипник и его необходимо стянуть с вала для замены, то конструкция съёмника может быть любой, то есть давить при стягивании можно будет на любую часть подшипника (например как на рисунке 2), лишь бы его стянуть с вала, разумеется без порчи самого вала. Надеюсь с этим понятно начинающим ремонтникам и можно переходить к самим съёмникам для подшипников. Сначала мы поговорим о нескольких заводских вариантах, а потом будут описаны варианты самодельных съёмников.

Разумеется все варианты съёмников невозможно описать в одной статье, но я постараюсь описать самые эффективные.

Заводские съёмники для подшипников.

Заводских съёмников сейчас можно увидеть огромное количество в продаже, как от солидных производителей, так и от мелких подвальных фирмочек, отливающих детали съёмника порой из самых дешёвых и непрочных сталей или сплавов. И разумеется чем качественнее любой съёмник и солиднее производитель, тем он дороже.

Но прежде чем отправляться в магазин или на рынок, сначала следует определиться с тем, будет ли стягиваться подшипник для его замены, или для замены другой детали, находящейся под ним. И если подшипник нужно будет сохранить (и потом вернуть на своё место) то следует искать съёмник, который будет давить лишь на внутреннюю обойму, как было описано и показано на рис. 1 выше.

Съёмник для подшипникаЗаводских съёмников, которые способны давить лишь на внутреннюю обойму, совсем мало в продаже и один из них показан на фото 1.

Однако при установке такого съёмника (если позволяют условия — то есть зазор между подшипником и другой деталью более 2 мм) следует на проточки, указанные на фото красными стрелками, подложить разрезанные С-образные половинки тонкой шайбы, толщиной 1 мм. — лучше прихватить сваркой или приклеить). Это даст гарантию, что проточенная часть съёмника  (там где красные стрелки) будет давить только лишь на внутреннюю обойму, точнее будут давить на внутреннюю обойму половинки шайбы.

Ещё один съёмник, который будет давить только на внутреннюю обойму (обратите внимание на его лапки) показан на фото 2. Его лапки в давящей части имеют форму буквы Г и это позволяет давить лишь на внутреннюю обойму, не испортив сепаратор или пыльник (если подшипник закрытого типа).

Съёмник для подшипника

 

Кстати — лапки такой формы можно доработать на любом лапчатом съёмнике, если наплавить на них электросваркой металл и затем обработать наплавленные кончики лапок болгаркой, в форме буквы Г.

 

Если же подшипник стягиваем на выброс (то есть для его замены) то тогда никаких половинок шайб подкладывать не нужно. И в таком случае можно использовать практически любой подходящий съёмник, надёжно обхватывающий наружную обойму подшипника.

Таких съёмников сейчас полно в продаже, но всё же стоит покупать более универсальный съёмник (например как на фото 3) у которого лапки сдвигаются и это позволяет подстроить съёмник для подшипника почти под любой диаметр наружной обоймы.

Съёмник для подшипникаИ ещё один важный нюанс можно заметить на фото 3. Обратите внимание, что лапки съёмника стягиваются двумя дополнительными винтами (указаны на фото стрелками). Это очень полезная конструкция, так как очень часто, при большой нагрузке, лапки съёмника начинают расходиться в разные стороны и стягивание подшипника превращается в сплошное мучение.

Многие ремонтники пытаются стянуть лапки с помощью стальной проволоки, что не всегда помогает, но зачем лишние хлопоты, когда стоит поискать в продаже съёмник, как на фото 3 (с дополнительными винтами).

Кстати, на любом съёмнике можно сделать конструкцию, стягивающую его лапки, если приварить к лапкам гайки для стягивающих винтов. Такая доработка будет гораздо полезнее и надёжнее, чем использование проволоки для стягивания лапок. Хотя, если лапки съёмника изготовлены правильно, то они не должны расходиться в стороны даже при большой нагрузке. Но всё же стягивающие лапки винты никогда не помешают.

Съёмник для подшипника

 

Ещё один съёмник для подшипников и не только, который имеет устройство поджимающее лапки, показан на фото 4.

 

Здесь тоже для поджатия лапок съёмника используется винт, но он всего один, так как работает в паре с поджимным устройством, которое кстати тоже можно установить дополнительно на любой двухлапчатый съёмник.

 

Что касается съёмников с наборами различных шайб, предназначенных для разных диаметров подшипников (например как на фото 5), то эти наборы достаточно удобны и универсальны. Но недостатком их является более высокая цена, ну и как правило давление они создают на наружную обойму, а значит предназначены только для стягивания и замены изношенных подшипников. Хотя и бывают исключения (попадаются наборы с давящей на внутреннюю обойму разрезанной шайбой).

Съёмник для подшипников Ещё одно преимущество таких наборов, это то, что их всегда можно дополнить, выточив дополнительные шайбы под конкретный диаметр подшипника и выточить шайбу именно так, чтобы она давила на внутреннюю обойму. Конечно же часто бывает так, что зазор между подшипником и какой то деталью (например шестерней) очень мал и трудно просунуть лапки (или разрезную шайбу) между подшипником и деталью так, чтобы давление было именно на внутреннюю обойму.

Но как было описано выше, можно создать давление съёмника не на подшипник, а на шестерню, которая в свою очередь будет давить на внутреннюю обойму подшипника. Ну а если уж зазор между подшипником и деталью очень мал и сама деталь не съёмная (например эта деталь якорь генератора, как на фото 3), то тут уж придётся стягивать подшипник только за наружную обойму, но ведь в таких случаях подшипники стягивают именно для их замены на новый. Так как под подшипником больше нечего стягивать.

Съёмник для подшипников Ну и ещё один вид эффективных заводских съёмников для подшипников показан на фото 6. Основное преимущество такого съёмника, это его высокая конструкционная жёсткость и от этого высокая эффективность и долговечность. Единственный недостаток такого съёмника — это его не универсальность, так как рассчитаны они лишь для определённых диаметров наружной обоймы подшипников.

Разумеется при наличии в мастерской определённого оборудования, например токарного и фрезерного станка, можно повторить в металле любой заводской съёмник и ещё его дополнительно усовершенствовать. Но у многих ремонтников нет станков в мастерской и поэтому ниже будут описаны самодельные съёмники, которые можно изготовить в гаражных условиях.

Хотя опять же, при желании всегда можно обратиться к знакомому токарю, или фрезеровщику на соседнем заводе. И выполненный ими съёмник может получиться лучше заводского (по крайней мере лучше заводского китайского) так как материал (сталь, сплав) можно выбрать самый качественный, прочный и износостойкий.

Самодельные съёмники для подшипников.

Вариантов самодельных съёмников тоже может быть большое количество, а при использовании токарного и фрезерного станка, количество вариантов изготовления ощутимо возрастёт. Но ниже будут описаны парочка вариантов изготовления самодельных съёмников для подшипников без станков, и эти съёмники можно изготовить в гаражных условиях с помощью обычной болгарки, дрели и сварочного аппарата.

Первый вариант самодельного съёмника для подшипников.

Он основан на принципе мощной струбцины и он показан на рисунке чуть ниже. Основа конструкции такого съёмника — это скоба 2, которую следует вырезать болгаркой (но лучше газовым, или плазменным резаком) из достаточно толстого (18 — 20 мм) листового металла.

Съёмник для подшипника самодельный

Съёмник для подшипника самодельный — вариант 1,

Если винт 3 будет иметь резьбу не 12 — 14 мм, а больше по диаметру, то тогда толщину металла для скобы следует поискать ещё толще. Но обычно усилия резьбы диаметром 12 — 14 мм вполне хватает для стягивания большинства подшипников, с диаметром наружной обоймы до 50 — 60 мм, разумеется резьба должна быть с мелким шагом (М12х1, или М14х1).

 

 

У кого нет листового металла такой толщины, то можно скобу вырезать из куска швеллера (вариант со скобой из швеллера показан на фото ниже). Но всё же толстый листовой металл использовать предпочтительнее, так как у него конструкционная жёсткость будет выше, а швеллер, даже большой, сделан из металла толщиной всего до 10 мм и его как правило приходится усиливать в углах треугольными косынками. А это лишние хлопоты с болгаркой и сварочным аппаратом. Хотя для стягивания мелких подшипников кусок швеллера можно и не усиливать треугольными косынками и такой вариант показан на фото.

Съёмник для подшипников

Съёмник для подшипников из швеллера.

Изготовив скобу, в месте указанном на рисунке выше зелёной стрелкой, следует просверлить отверстие сверлом диаметром 11 мм — это для резьбы М12х1, или сверлом диаметром 13 мм — это для нарезания резьбы М14х1. Просверлив отверстие в скобе, нарезаем резьбу (можно приварить гайку и не нарезать резьбу в скобе, как показано на фото варианта с швеллером).

Разумеется винт 3 должен иметь такую же наружную резьбу, как и внутренняя резьба в скобе. Если нет токарного станка, или знакомого токаря, то следует поискать в продаже готовую резьбовую шпильку (или болт), и далее следует приварить к концу шпильки гайку или втулку с отверстием. Разумеется если будет болт, то гайку приваривать не нужно.

Конец винта 3 следует заточить на конус (например на наждаке, или болгаркой), ну или прихватить электро-сваркой к нижнему торцу винта стальной шарик. Это даст гарантию, что при стягивании подшипника с вала, торец вала не будет испорчен, да и винт съёмника не будет соскакивать с торца вала (хотя можно одеть втулку на конец вала).

Ну и последней операцией будет изготовление разрезанной в форме буквы С толстой шайбы 1 (см. рисунок выше), и затем приваривание этой шайбы к нижней части скобы. Разумеется, если скоба съёмика будет изготавливаться не из листового металла, а из швеллера (как на фото) то толстую шайбу 1, показанную на рисунке приваривать не нужно (ну если только прихватить сваркой тонкую шайбу, которая будет давить лишь на внутреннюю обойму подшипника, но об этом ниже).

Шайбу следует поискать достаточно толстую, иначе она не выдержит нагрузку, но и не слишком толстую, иначе шайба не влезет в зазор между подшипником и деталью и съёмник невозможно будет установить (толщину шайбы проверяем по месту).

Вырез в шайбе должен по ширине соответствовать диаметру вала, с которого стягивается подшипник (вырез на 1 — 2 мм должен быть шире диаметра вала).

Ну и если при стягивании подшипника вы хотите сохранить и не испортить его, то позаботьтесь чтобы шайба 1 при стягивании упиралась только во внутреннюю обойму. Для этого следует сделать буртик, например приваркой ещё одной, но уже тонкой шайбы, которая имеет такой же наружный диаметр, как и диаметр внутренней обоймы подшипника и упор при нагрузке и стягивании будет именно этой шайбой во внутреннюю обойму подшипника.

Второй вариант самодельного съёмника для подшипников.

Основной деталью этого варианта съёмника является стальная труба (подойдёт даже водопроводная), которая по своему внутреннему диаметру должна быть чуть больше диаметра наружной обоймы подшипника.

Сначала отрезаем подходящую трубу нужной длины (длина трубки зависит от длины винта или болта, который у вас есть). Далее болгаркой следует сделать вырез (отрезать часть трубы), указанный на фото стрелками.

Съёмник для подшипников самодельный

Съёмник для подшипников из трубы.

После этого, к той части трубы, где сделан вырез, привариваем всё ту же С-образную шайбу, описанную выше в первом варианте съёмника, а с другой стороны трубки привариваем гайку с внутренней резьбой, такой же как и у имеющегося у вас винта (болта).

Но советую всё же поискать гайку и болт с мелкой резьбой, которая более стойкая к нагрузкам и меньше изнашивается. Ещё лучше изготовить винт и гайку с упорной резьбой, но для этого потребуется обратиться к знакомому токарю.

Разумеется этот вариант съёмника для подшипников подойдёт для подшипников только определённого диаметра (впрочем как и первый вариант), но ведь эти съёмники настолько просты в изготовлении, а материалы настолько доступны (часто они валяются в гаражном хламе), что можно наделать несколько таких съёмников из трубок разных диаметров, под разные по размеру подшипники. И даже винт можно использовать всего один для всех съёмников (разумеется если гайки на всех съёмниках будут одинаковыми.

Ну и последний вариант самодельного съёмника в этой статье, который более универсален и имеет классическую конструкцию. Достоинство такого съёмника в том, что он подойдёт не только для стягивания подшипников с вала, но и различных шестерен, шкивов и т.п. деталей. Но изготовить его сложнее.

Съёмник для подшипников

Съёмник для подшипников — лапки

Потребуется вырезать из листового металла (толщина не менее 10 мм) лапки съёмника — см фото. При этом конечно намного быстрее пользоваться плазменным или газовым резаком, но при желании и упорстве всё можно вырезать и большой болгаркой. Разумеется лапки могут иметь и немного другую форму.

При вырезании болгаркой желательно сначала вырезать картонные шаблоны лапок, которые затем прикладываются к листовому металлу и обводятся маркером, или чертилкой (если что то сотрётся в процессе вырезания, то шаблоны позволят в любой момент всё проверить или прочертить заново).

Вырезав лапки остаётся подобрать к ним подходящий по длине болт, и заточить его конец на конус. А к гайке следует вырезать и приварить сваркой (через 120º) шесть ушек с отверстиями для крепления лапок.

Ушки вырезаем из листового металла толщиной примерно 5 — 7 мм и затем сверлим в них отверстия под болты крепления лапок. Вырезанные ушки с просверленными отверстиями удобно приваривать к гайке собранными, то есть их следует притянуть болтом к каждой лапке и затем приложить лапку с зажатыми ушками к гайке и прихватить сваркой.

Съёмник для подшипников

Съёмник для подшипников — гайка с приваренными ушками.

Далее откручиваем болты, снимаем лапки и окончательно обвариваем ушки на гайке. Должна получиться деталь, показанная на фото слева. Остаётся собрать готовый съёмник. Ну и не помешает сделать устройство, которое не даст лапкам расходиться в стороны при приложении нагрузки. Такие устройства были показаны выше в заводских съёмниках на фото 3 и 4.

И последнее: если при стягивании подшипника его не нужно менять (то есть он ещё походит), а нужно заменить например только шестерню, то тогда делаем концы лапок в форме буквы Г (как показано на фото 2 выше, в разделе заводские съёмники). Такие лапки будут давить только на внутреннюю обойму подшипника и это позволит не испортить его.

Разумеется можно сделать и более простой двухлапчатый съёмник, например как на фото слева, у которого лапки будут скользить по прорезям корпуса, и благодаря этому можно подстроить лапки под любой диаметр подшипника, шестерни, шкива или другой детали, которую необходимо стянуть с вала.

Съёмник для подшипников

Съёмник для подшипников двухлапчатый.

Корпус такого съёмника изготавливаем из толстой пластины, сначала вырезаем болгаркой прорези для скольжения лапок, а в центре сверлим отверстие и нарезаем резьбу для винта (можно не резать резьбу, а просто приварить гайку). Затем изготавливаем лапки из того же толстого листового металла.

Кончики лапок такого съёмника следует заточить болгаркой, или на наждаке, затем нагреть до красна газовым резаком или горелкой, и согнуть в форме буквы Г. Останется закалить и отпустить загнутые кончики лапок и затем всё собрать.

Ну и на последок парочка полезных советов: при напрессовке нового подшипника на вал (как выбрать новый подшипник читаем тут), тоже следует давить оправкой только на внутреннюю обойму, чтобы не испортить его.

Ну а при запрессовке подшипника в корпус какого то агрегата (точнее в посадочное отверстие для подшипника), всегда следует давить только на наружную обойму подшипника.

Вот вроде бы и всё, надеюсь эта статья про съёмник для подшипника, как заводской, так и самодельный, будет полезна начинающим ремонтникам, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

2 комментариев к записи “Съёмник для подшипников — несколько вариантов.”

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.