Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля. > Регулировка и доводка карбюратора Озон, или других подобного типа.

Регулировка и доводка карбюратора Озон, или других подобного типа.

Тонкая регулировка и доработка игольчатого клапана карбюратора, уровня топлива.

В этой статье мы рассмотрим из-за чего может быть нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, когда обороты «плавают» (то ниже то выше) и состав рабочей смеси и СО в выхлопных газах постоянно меняется, раздражая водителя, как бут то это проделки нечистой силы. Как от этого избавиться мы рассмотрим на примере карбюратора Озон, но принципы его доводки, которые будут рассмотрены в этой статье, подойдут и для других карбюраторов подобного типа, в том числе и иномарок. Причём саму настройку холостого хода с помощью винтов качества и количества мы не будем затрагивать, так как об этом везде написано море информации, да и не поможет такая регулировка, если не будут устранены более тонкие неполадки, которые мы и рассмотрим в этой статье и постараемся избавиться от них.

Причины плохой работы карбюраторов типа Озон.

Игольчатый клапан карбюратора Озон.

Рис.1 Конструкция поплавкового механизма и игольчатого клапана карбюратора Озон.
1 — корпус клапана, 2 — игла, 3 — упор ограничитель, 4 — шарик иглы, 5 — ось поплавка, 6 — упор (язычок), 7 — поплавок, А — расстояние равное 6,5 мм., R — сила прилагаемая от поплавка и его упора к шарику иглы и игольчатому клапану.

Для начала следует проверить иглу 2 (см. рисунок 1), а точнее её запорный конус на герметичность, относительно отверстия в корпусе клапана 1. И если герметичность нарушена (а это будет заметно при осмотре поверхности конуса иглы) то следует внимательно осмотреть конус иглы, на предмет неровностей, кольцевой выработки, раковин и т.д. И если обнаружатся эти дефекты, то следует или заменить иглу новой или восстановить конус иглы его шлифовкой и полировкой (если неровности и дефекты не сильно глубокие).

На некоторых карбюраторах, например иномарок, отверстие (седло) в корпусе клапана имеет не острую кромку обычного отверстия, а посадочное отверстие в виде конуса (конического седла). И если на вашем карбюраторе клапан именно такого типа, то тогда следует притереть (с помощью пасты) конус иглы относительно запорного конуса корпуса клапана.

Если с герметичностью всё в порядке (или вы её восстановили), тогда идём дальше и теперь следует проверить абсолютную перпендикулярность поверхности упора 6, относительно оси клапана 1. Эта перпендикулярность очень важна, особенно когда мотор работает на холостых оборотах и поток топлива через отверстие клапана очень мал, и в этот момент этот минимальный поток топлива должен подаваться (регулироваться) очень точно.

И если абсолютная перпендикулярность поверхности упора 6 относительно оси клапана 1 будет нарушена, то сама игла и её конус будет постоянно перекашиваться в своём колодце, и от этого клапан при работе двигателя будет стравливать лишнее топливо (вибрация работающего двигателя будет этому способствовать). Отсюда и возникнет нестабильная работа двигателя, особенно на холостом ходу, обороты будут «плавать», состав горючей смеси будет нестабилен, СО в выхлопных газах выше нормы.

Эти далеко не все неисправности, являются следствием того, что клапан работает не чётко, и уровень бензина в поплавковой камере карбюратора постоянно меняется (нестабилен). Столько проблем из-за такой мелочи (перекашивание иглы) и естественно он неё нужно избавляться.

Причем перекашивание иглы клапана, на работу двигателя при высоких оборотах и нагрузках может и не влиять, так как в этот момент напряжённой работы двигателя, игла клапана всё равно открыта полностью, и поэтому на этих режимах работы мотора особой точности работы клапана и не требуется.

Виды перекоса иглы карбюратора и действие силы R под разными углами (показано красной стрелкой).Кстати, от перекашивания иглы в своём колодце (в отверстии корпуса 1), игла не имеет возможности вращаться и будет изнашиваться неравномерно, то есть выработка на запорном конусе появится только с одной стороны. Ведь если к игле клапана, со стороны упора 6 будет приложена сила R (см. рисунок 2 а, б, в) под определённым углом к оси иглы (показано красной стрелкой), то тогда игла перекашивается в пределах зазоров в отверстии корпуса (кстати эти зазоры велики на отечественных карбюраторах) и прижимается только к одной стороне своего седла, как показано на рисунке 2 а,б,в.

И если у вас модель карбюратора Озон, у которого игла имеет пружинное стремечко-крючок (есть модели клапанов других конструкций, без стремечка — крючка), связывающее её с упором 6, то как я уже говорил, игла не имеет возможность вращаться и следовательно будет изнашиваться неравномерно (окружность конуса). Естественно неравномерно будет изнашиваться и седло. Поэтому пружинное стремечко желательно удалить, так как от него больше вреда, чем пользы (на заводе рассчитывали на то, что это стремечко будет предотвращать заедание иглы в закрытом положении, но потом, видно одумавшись, некоторые клапана в сборе стали выпускать уже без этого стремечка).

Как добиться чёткой работы карбюратора типа Озон?

Из всего вышесказанного становится ясно, что для того, чтобы добиться чёткой работы карбюраторов типа Озон, нужно добиться такого расположения деталей клапана, как показано на рисунке 1. И такая картина как на этом рисунке, в реальной жизни, даже на новых карбюраторах встречается довольно редко. И поэтому у многих водителей, не знающих об этом, возникают проблемы с нормальной работой двигателя, и регулировки винтами количества и качества не помогают.

Вообще приходится удивляться, КАК ? за столько лет существования карбюраторов подобного типа, заводы не уделяют должного внимания точному расположению деталей клапана карбюратора, и поплавок , а точнее его рычаг,  изготавливают при производстве неточно. Ведь от этой казалось бы мелочи, и появляются такие проблемы, как нестабильная работа мотора при малых нагрузках и при холостых оборотах.

Завод всего лишь рекомендует отрегулировать уровень топлива, подогнув упор, чтобы получить 6,5 мм (величина А на рис.1) от поплавка до плоскости разъёма карбюратора, а остальные нюансы, которые описаны выше, для них не важны, а зря.

Выравнивание и загибание упора (язычка).Большинство этих нюансов можно наглядно посмотреть на рисунках 2 а, б, в,  и 3 а. На них видно, что шарик соприкасается с упором в зоне его загиба, это нежелательно и это нужно исправлять. Для этого придётся вначале выровнять упор, как выделено красным цветом на рисунке 3 а, а после этого сделать уже свой изгиб, который нужно сместить поближе к оси, как показано на рисунке 3 б. Но при загибе нужно добиться, чтобы форма упора (там где он будет касаться иглы) получилась не закруглённой, а абсолютно плоской и перпендикулярной оси иглы.

Выравнивание упора (язычка).Но при этом не стоит забывать и о правильном уровне топлива, который рекомендует завод, то есть расстояние А (см. рисунок 1) должно получиться в пределах 6,5 ± 0,25 мм, и при этом расстоянии, плоскость упора должна оставаться абсолютно перпендикулярна оси иглы. И естественно величина А зависит от величины В отгиба упора, но вот эта величина отгиба упора имеет на разных карбюраторах разное расстояние, так как детали разных карбюраторов немного различаются своими размерами.

Ну а чтобы исправить дефекты, которые показаны на рисунках 2 в, б, выравнивать упор не надо, только следует поменять радиусы изгибов, как это последовательно показано на рисунках 3 в, г. Такая работа несложная, но делать всё нужно аккуратно, и лучше конечно снять поплавок. И при работе следует стараться не оставить на поверхности упора царапин от инструмента, а тем более вмятин. Если всё же царапина появится, то следует обязательно заполировать её.

Поверхность упора (язычка) перпендикулярна оси иглы и сточена, чтобы выровнять ямку.Шлифовку и полировку поверхности упора нужно проводить и в том случае, если например ваш карбюратор довольно долго проработал и от этого на поверхности упора образовалась выработка в виде ямки (от постоянного контакта с шариком, который намного твёрже поверхности упора). То есть придётся немного сточить упор(сделать его тоньше), до красной линии, показанной на рисунке 4, чтобы избавиться от выработки (ямки), а затем отполировать его.

Так же при подгибании упора (язычка), нужно следить о перпендикулярности его плоскости относительно оси иглы как в поперечном, так и в продольном направлении. И в конце добавлю самое очевидное — сам поплавок естественно не должен тереться о стенки поплавковой камеры, то есть свободе перемещения поплавка ничего не должно мешать, кроме игольчатого клапана, иначе чёткой работы игольчатого клапана вы не добьётесь.

Кстати, кто не хочет возиться с игольчатым клапаном своего карбюратора, то можно вообще отказаться от него и удалить его, а вместо запорного элемента использовать более точный электроклапан. Как его установить в систему питания своего карбюраторного автомобиля, желающие могут почитать вот в этой статье.

Ну и в заключении статьи несколько советов для новичков.

  • Прежде чем начинать разбирать снятый с двигателя карбюратор, тщательно отмойте его снаружи с помощью щётки и сольвента (или растворителя).
  • Перед разборкой, поверхность стола должна быть похожа на операционный стол — чистота в этом деле главное условие успешного ремонта. Покройте стол чистой белой бумагой или ХБ тканью — это позволит хорошо видеть мелкие детали.
  • Рабочая часть отвёрток (кончик) не должна быть изношена (зализана), или острая как у ножа, а на пинцет, или миниатюрные круглогубцы, которыми вы будете подгибать язычок, наденьте термоусадочный кембрик подходящего диаметра — это позволит избежать царапин на поверхности упора (язычка).
  • Ну и раз уж вы разобрали карбюратор, для доработки игольчатого клапана, как описано в этой статье, то тогда для полного счастья, залейте на несколько часов все каналы и жиклеры очистителем карбюратора, а после нескольких часов, когда откиснет грязь, тщательно продуйте все жиклеры и каналы шлангом, подключенным к источнику сжатого воздуха (компрессору). При этой операции желательно конечно всё, что откручивается выкрутить (жиклеры, трубки и т.п.)

Надеюсь данная статья поможет многим водителям, особенно новичкам, довести до нормального состояния отечественный карбюратор Озон, и подобный ему любой карбюратор такого типа, и наконец то услышать, как ровно мурлычет ваш движок на холостых оборотах; успехов всем!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.