Вы находитесь здесь: Главная > Тюнинг мотоциклов. > Кастом — почти всё о нём.

Кастом — почти всё о нём.

В настоящее время кастом и всё что с ним связано (кастом культура, кастомайзинг) становится всё более популярным уже и в России, а так же в странах бывшего союза, причём не только у молодёжи, но и у всех слоёв населения. Серийные автомобили, мотоциклы и даже велосипеды уже всем порядком поднадоели и многие водители мечтают продать серийную технику и ездить на каком то необычном и уникальном транспортном средстве не как у всех, чтобы хоть как то выделиться из серой толпы, ну и конечно же получить удовольствие от вождения. 

Чоппер cвоими рукамиКастом движение и само понятие кастом-мотоцикл (кастом-байк), ну или кастомный автомобиль (хотрод — о них подробнее ниже), как и само байк-движение зародилось в Северной Америке в пятидесятых годах прошлого века. Многие бывшие военные, вернувшиеся с армии, не могли жить размеренно и спокойно и жаждали острых ощущений. Они начали дорабатывать свои древние Харлеи и Индианы, чтобы облегчить их и хоть как то усовершенствовать для гонок, ну или чтобы просто выделиться из толпы.

Постепенно банальная обрезка крыльев и снятие многих деталей, для облегчения веса, переросло в более серьёзные доработки машин и мотоциклов, а особо творческие молодые люди, постепенно начали приобретать кое какой инструмент и оборудование и начали превращать свои машины в произведение искусства. А как известно, произведения искусства всегда были предметом роскоши, стоили немало денег и постепенно это дело стало превращаться в серьёзный многомиллионный бизнес.

И конечно же, чем больше ручной работы и меньше деталей из каталогов установлены на кастоме, тем эксклюзивнее и интереснее его внешний вид и естественно дороже его стоимость. А те кастомы, которые занимают призовые места на мировых кастом чемпионатах, вообще не имеют деталей из каталогов, на таких аппаратах почти каждая деталь (кроме мотора и покрышек) изготавливается вручную.

чоппер своими рукамиПричём практически каждый мастер, который рассчитывает на успех в своём бизнесе и на победу на кастом-чемпионате,  старается спроектировать и выполнить в металле такую деталь (детали), которую до него ещё никто не делал. Сделать что-то не так как у всех является одной из главных успешных фишек кастомайзинга.

Ещё одним важным преимуществом кастома перед любым, даже самым дорогим серийным мотоциклом (или автомобилем) является подгонка практически всех его параметров (длина и высота кастома, высота его руля, расстояние от седла до руля и подножек и т.д) под параметры тела заказчика.

Также учитываются пожелания заказчика по поводу дизайна и цвета проектируемого аппарата, однако в некоторых случаях не все мастера хотят идти на компромис с заказчиком (особенно если тот мало что понимает в этом деле), к тому же многие заказчики доверяют вкусу и опыту мастера (кастомайзера) и узнают о цвете или некоторых элементах дизайна в тот день, когда аппарат полностью закончен.

И конечно же, чем больше ручной работы и меньше деталей из каталогов установлены на кастоме, тем эксклюзивнее и интереснее его внешний вид и естественно дороже его стоимость. А те кастомы, которые занимают призовые места на мировых кастом чемпионатах, вообще не имеют деталей из каталогов, на таких аппаратах почти каждая деталь (кроме мотора и покрышек) изготавливается вручную.

Причём практически каждый мастер, который рассчитывает на успех в своём бизнесе и на победу на кастом-чемпионате, старается спроектировать и выполнить в металле такую деталь (детали), которую до него ещё никто не делал. Сделать что-то не так как у всех является одной из главных успешных фишек кастомайзинга.

Ещё одним важным преимуществом кастома перед любым, даже самым дорогим серийным мотоциклом (или автомобилем) является подгонка практически всех его параметров (длина и высота кастома, высота его руля, расстояние от седла мотоцикла до руля и т.д) под параметры тела заказчика.

чоппер своими рукамиТакже учитываются пожелания заказчика по поводу дизайна и цвета проектируемого аппарата, однако в некоторых случаях не все мастера хотят идти на компромис с заказчиком (особенно если тот мало что понимает в этом деле), к тому же многие заказчики доверяют вкусу и опыту мастера (кастомайзера) и узнают о цвете или некоторых элементах дизайна в тот день, когда аппарат полностью закончен. Но как правило почти все заказчики довольны конечным результатом, ведь опытный мастер плохого не посоветует ни в дизайне ни в цвете.

Многие японские производители серийных мотоциклов и даже Харлей Девидсон, поняв преимущества любого кастома перед серийным мотоциклом, начали вносить в дизайн своих серийных мотоциклов многие детали обвески (более интересные по дизайну), позаимствованные у кастомов (начали делать гораздо больший рейк и длину передней вилки, устанавливать гнутые баки, короткие мотокрылья «рыбки» более интересные колёсарули и глушители т.д и т.п) .

Это позволило многим компаниям выйти из кризиса, повысить продажи и привлечь большее количество новых покупателей, особенно среди молодёжи, а серийные модели мотоциклов чопперов стали гораздо более интересными по дизайну, например показанный на фото слева чоппер «HONDA VT1300CX FURY» от компании Хонда.кастом

И хотя в названиях некоторых моделей таких чопперов производители даже вписывают слово custom, полноценными кастомами конечно же их считать нельзя, ведь это серийные модели, в которых никакой ручной работы нет. Естественно такие серийные аппараты существенно дешевле по цене, что и привлекает не богатых покупателей, а настоящий кастом был и будет мечтой небогатых и реальностью богатых клиентов.

И даже таким обновлённым и свежим по дизайну серийным чопперам далеко до крутизны настоящего кастома ручной работы, к тому же ещё одним существенным преимуществом кастома является то, что двух одинаковых аппаратов найти не получится и каждый аппарат индивидуален и эксклюзивен по своему, а владелец такого транспортного средства всегда помнит, что он ездит на аппарате, которого больше ни у кого нет.

Серийный кастом — возможно?

Кстати, многие американские конторы, например такие как «Bourget», «Big Dog», «American IronHorse», «BMC» и даже контора знаменитого кастомайзера Арлена Несса (который начинал с ручного труда много лет назад и всегда его ценил) поставили некоторые модели своих чопперов на поток, то есть начали выпускать их серийно. И хотя в большинстве таких аппаратов присутствует множество серийных деталей из каталогов этих же фирм, всё же производители их считают полноценными кастомами (а вообще грань между чоппером и кастомом для многих уже затёрта).

Ну и основным плюсом выпускаемых этими конторами аппаратов многие клиенты считают то, что все эти серийные чопперы полностью удовлетворяют основным требованиям безопасности министерства транспорта Америки и даже Германии, в которой нормативы гораздо строже.

Ну и конечно же стремясь охватить большую клиентскую базу, эти производители чопперов (кастомами я их всё же не назову) предлагают клиентам  на выбор несколько вариантов обвеса, множество цветов окраски, дополнительные аксессуары из каталогов фирмы (эта индустрия всё больше набирает обороты и приносит производителям серийных чопперов огромный дополнительный доход), различные полезные опции и моторы разнообразного рабочего объема.

При этом на чопперы выше упомянутых фирм действует заводская гарантия и в процессе их эксплуатации производится гарантийное обслуживание производимой ими техники. Несмотря на все выше перечисленные плюсы серийных заводских чопперов, их владелец конечно же не может похвастаться полной индивидуальностью аппарата, на котором он ездит, многие клиенты это понимают и те которые способны платить, переплачивают значительную сумму за аппарат, выполненный полностью вручную, то есть настоящий кастом.

Но всё же довольно высокая цена на аппараты ручной сборки останавливает несостоятельных покупателей (особенно у нас в России и странах бывшего союза) и наиболее рукастые, но небогатые люди, начали строить их для себя (и под себя) самостоятельно, переделывая серийные мотоциклы. Это породило бум кастомайзинга по всему миру, который докатился и до России (и стран бывшего союза).

Но многих людей останавливает отсутствие необходимого оборудования и опыта, многие проекты остаются незаконченными. И прежде чем браться за какой то проект новичку, необходимо кое что учесть. Что необходимо новичку для постройки кастома я подробно написал вот в этой статье и разумеется желающие могут кликнуть по ссылке и почитать.

Кастом культура.

Постепенно благодаря мотоциклам и автомобилям ручной сборки в Америке и по всему миру начало зарождаться такое понятие как кастом культура.

Кастом Культура (KustomKulture) в переводе с английского сustom made — сделанное под заказ (насчёт начальных букв С и К я объясню позже), а слово Сulture это культура, опять же американский слэнг, зародившийся в США в те же пятидесятые- шестидесятые годы и получивший большую популярность и в наши дни.

чоппер своими рукамиПричём этот термин используется и для описания различных произведений искусства, связанных с кастомайзингом и не только росписи стилистически направленных машин, чопперов, бобберов, но даже и велосипедов, скейтбордов, гитар, досок для серфинга и много чего ещё (например музыку рокабилии).

Рисунки выполнены как с помощью аэрографа, так и с помощью пинстрайпинговой кисти. Также в понятие Kustom Kulture входит и индустрия причесок, татуировок, футболок и вообще отдельно стоящей моды, а так же и тех, кто создает уникальные предметы по индивидуальным заказам, естественно которые отличаются от заводского многосерийного производства как небо и земля, но привязанные к определённому стилю.

Многие считают, что само понятие Kustom Kulture появилась из хот-род культуры Южной Калифорнии в шестидесятых годах прошлого века, однако и в Англии подобное творчество было и есть довольно широко распространено.

Следует отметить один нюанс, как я отметил ранее, насчёт написания начальных букв С и К в написании словосочетания кастом культура на английском языке — то есть словосочетания Kustom Kulture. По правилам хорошего тона знатоки пишут начальное слово Кастом через начальную букву К а не букву С, то есть слово получается Kustom, а не Сustom (так сказать пишут не по граматике, а на хотродерский манер).

Так как считается, что такое модное, но неправильное написание ввел в своё время классик и основатель мирового хотродинга Джордж Баррис. Впервые неправильно написанное (по грамматике) словосочетание публично появилось в рекламе его кастом-мастерской, в одном из древних номеров журнала Hot Rod Magazine, если не изменяет память журнал за 1948 год. Ещё ранее (до второй мировой войны) Джордж Баррис вместе со своим братом и со своими единомышленниками основали в Калифорнии уже всемирно известную контору  — Kustoms Car Club.

И вот уже более шестидесяти лет спустя, кастом культура, объединяющая автомобильный хот-роддинг, мотоциклетный кастомайзинг, а так же огромную индустрию всего, что с ними связано и не только, то есть то, что было перечислено выше, в итоге культура постепенно переросла в постоянный источник дохода многих фирм и фирмочек по всему миру и превратилась в настоящий социальный феномен мирового масштаба.

Автомобили кастомы (хот-роды).

кастомВозникновение словосочетания хот-род до конца точно не выяснено и до сих пор вызывает споры. Одна из нескольких теорий говорит, что это сокращённое словосочетание появилось от полного английского словосочетания «hot roadster», что в переводе с английского означает горячий родстер. Само слово так сказать вошло в массы примерно в тридцатых-сороковых годах прошлого века опять же на гонках,  для названия автомобиля с форсированным двигателем.

В принципе в хотродинге происходило примерно так же как и с кастомайзингом мотоциклов. То есть машины, так же как и первые мотоциклы кастомы, предназначенные для гонок, облегчались как можно больше с помощью демонтажа крыльев, капотов и другой лишней навески кузова.

Также, кроме облегчения веса машин, для реализации полного потенциала мощного двигателя и устранения пробуксовки на старте, улучшалось сцепление колес с грунтом с помощью установки более широких колёс (сзади часто ставили по два колеса с каждой стороны) и в итоге внешний вид машин становился совсем другим и постепенно такой необычный специфический внешний вид стал своего рода классикой жанра таких машин.

По утверждениям некоторых гуру хотродинга, хот-род движение появилось примерно в начале тридцатых годов годов прошлого века в США, в солнечной южной Калифорнии, где часто энтузиастами устраивались гонки на доработанных форсированных машинах по дну высохших соляных озёр (например популярный до сих пор Бонневиль) к северо-востоку от Лос-Анджелеса.

Популярность гонок и хотроддинга ущутимо усилилось после Второй мировой, так же как и с мотоциклами кастомами, ведь многие солдаты, вернувшиеся с войны (особенно лётчики, водители и просто ремонтники) имели полезные технические знания по ремонту и эксплуатации двигателей военной техники, что и пригодилось им после войны.

К тому же в те послевоенные времена осуществлялась довольно быстрая смена модельных рядов автомобилей, в нелёгкой конкурентной борьбе, и это значительно снизило и без того небольшие цены на подержанные американские автомобили и запчасти к ним, что способствовало лёгкому доступу ко многим узлам и агрегатам (авто-свалки процветали), причём практически за копейки.

Чаще всего хот-роды строились на базе кузовов антикварных легковых Фордов моделей Т, А и B. Позже некоторые умельцы стали использовать кабины грузовиков. Самыми первыми действиями в работе было опять же облегчение веса, то есть удалялись капоты, бамперы, откидные верхи и ветровые стёкла.  Заменялся двигатель на более современный и мощный, чаще всего V8 с рабочим объёмом как на грузовике — 6,6 литров и более. В принципе с тех времён и до наших дней дошёл основной принцип хотроддинга  — это установка мощного мотора в старый усиленный кузов, с которого удалено всё лишнее, а всё остальное — это мелочи.

Ещё следует учесть ещё один факт, который способствовал развитию гонок и хот-роддинга в Америке.После войны в Америке осталось незадействованными множество бывших военных аэропортов которые были заброшены за ненадобностью. Эти брошенные территории начали использоваться для гоночных треков и тем самым убрать гонки с городских улиц и исключить постоянную борьбу гонщиков и полиции.

Постепенно организация гонок усовершенствовалась и к 1951-му году прошлого века была наконец создана национальная ассоциация хот-родов, которая легализовала гонки, создала ряд правил и до сих пор организует соревнования не только в Америке, но и в Канаде.

Вообще понятие хот-род в настоящее время довольно расплылось и не имеет точных определений, так как  хот-родами уже называют не только автомобили для гонок, с мощными форсированными моторами, но и любые машины сделанные умельцами на основе кузовов от древних антикварных автомобилей и не только легковых но и грузовиков.

кастом

На базе ГАЗ-51

Постепенно хот-род движение докатилось и до России, и повальное увлечение кастомами  захватило не только мотоциклы, но и автомобили. И если банальным тюнингом серийных машин и их двигателей (установкой пластикового обвеса, более дорогих колёс и т.п.) уже никого не удивишь, то появление на дорогах страны хотрода на базе кабины какого то грузовика (например Газ 51, как на фото слева) вызывает оживление на улицах, а богатые водители, даже находясь в дорогом джипе, сразу как то блекнут на фоне грамотно сделанного хот-рода.

Ведь грамотно сделанный Хот-род из любого кузова, хоть из древнего четыреста первого Москвича или Победы (фотографии ниже), преображает и оживляет городские улицы и существенно выделяется из серого потока машин.

кастом

На базе Москвича 401

И в мозгу богатого водителя появляется известное всем слово — ХОЧУ, хочу такой же. Появляется спрос и это порождает рукастых мастеров пытаться наладить вроде бы прибыльный и творческий по всему миру бизнес, но дебильные российские законы и ограничения на переоборудования транспортных средств останавливают многих отечественных рукастых предпринимателей.

Легализация подобных аппаратов во многих регионах России и стран бывшего союза до сих пор является адовыми муками (успешное оформление зависит от местных властей, их аппетитов и от денежной массы владельца аппарата), и чтобы хоть как то легализовать даже несущественные переделки, приходится выложить в карман чиновников не малую массу макулатуры, в виде бумажных банкнот.

Хотя некоторые грамотно сделанные проекты удаётся легализовать через специальные конторы, занимающиеся легализацией транспортных средств, и подробнее об этом я написал вот в этой статье.

кастом

На базе Победы

И если с хотродами ещё кое как получается в оформлении, то с рэт-родами всё довольно печально. Я не буду здесь описывать что они из себя представляют и чем отличаются друг от друга, информации на эту тему полно в сети. Печально то, что в отличие от многих зарубежных стран, российские законы связывают по рукам и ногам отечественных кастомайзеров, или просто творческих рукастых людей.

Подробнее на эту тему можно посмотреть в видеоролике чуть ниже.

Но всё же будем надеяться, что когда нибудь разум в верхах восторжествует и кастом станет не источником проблем, а предметом гордости самого творческого и рукастого в мире отечественного производителя, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.