Вы находитесь здесь: Главная > Для новичков. > Как поставить на учёт мотоцикл и легализация самодельного.

Как поставить на учёт мотоцикл и легализация самодельного.

Как поставить на учёт мотоцикл, как серийный, так и самодельный и будет описано подробно в этой статье. Большинство мотоциклистов, особенно начинающих, после покупки мотоцикла не знают с чего начать и как всё быстро и грамотно сделать, и поэтому теряют много времени (а то и денег) на лишние телодвижения. В этой статье, рассчитанной больше на новичков, будут описаны поэтапные действия для узаконивания вашего аппарата, от его покупки, до получения свидетельства о регистрации транспортного средства.

Постановка на учёт мотоциклаСначала будет описано, как поставить на учёт серийный мотоцикл, как новый, так и бывший в эксплуатации. А потом уже будем разбираться, как легализовать и оформить самодельный байк. Ну и в конце статьи будет описано, как поставить на учёт мотоцикл, который вообще не имеет никаких документов (например антикварный).

А вообще, тем мотоциклистам у кого имеется ещё и автомобиль, и они когда то занимались его переоформлением, то действия по переоформлению серийного мотоцикла будут не новыми, ведь всё телодвижения с документами практически одинаковы, как для мотоциклов, так и для автомобилей.

Как поставить на учёт мотоцикл, сделанный на заводе (серийный).

Начнём с покупки мотоцикла, так как покупка бывает разной. Ведь можно купить новый мотоцикл в мото-салоне, а можно купить мотоцикл БУ с рук и это разные вещи, а значит и действия по оформлению документов будут немного отличаться.

Покупка мотоцикла Б/У. При покупке бэушного мотоцикла, разумеется следует отправляться в МРЭО вместе с продавцом (хозяином мотоцикла) на которого уже оформен покупаемый вами байк.

Но прежде чем отправляться переоформлять мотоцикл, ещё при осмотре покупаемого вами мотоцикла, вам следует попросить продавца показать вам свидетельство о регистрации осматриваемого вами байка и сверить номера на раме мотоцикла и на двигателе (об этом я уже писал в статье про покупку мотоциклов — ссылка на статью чуть выше). И хотя сейчас уже на моторе можно не сверять номер, так как он уже является запасной частью и в МРЭО номера на моторе уже не проверяют.

Но всё же если номер двигателя записан в свидетельстве о регистрации осматриваемого мотоцикла, то всё равно не помешает сверить записанный в документе номер, с номером на картере мотора (так будет спокойнее, ведь не исключено, что двигатель установлен с украденного ранее байка, и вы купив мотоцикл с таким мотором, в дальнейшем можете иметь проблемы с законом и придётся доказывать уже вам откуда этот мотор).

Если же выяснится, что осматриваемый вами мотоцикл оформлен не на продавца, то естественно у него должна быть генеральная доверенность с правом перепродажи (переоформления) байка. Удостоверившись, что документы в порядке, можно вместе с продавцом и мотоциклом отправляться в местное регистрационное отделение (МРЭО) для переоформления мотоцикла на ваше имя.

Для этого в соответствующем кабинете берётся два бланка, один из которых заполняется хозяином мотоцикла для снятия его с учёта (образцы для заполнения бланков как правило висят над столом для их заполнения, если же их нет, то советую заранее скачать с сайта ГИБДД правила заполнения заявлений о постановке транспортного средства на учет), а второй бланк заполняется на постановку на учет уже на нового владельца.

Кстати, снятие и постановку на учет уже объеденили в одно действие и сейчас уже не нужно писать два заявления (о снятии и постановке) а всего лишь одно. После этого заполненный бланк заявления берём и идём на смотровую площадку, на которую вы заранее должны поставить мотоцикл для осмотра. В некоторых учреждениях сначала нужно сдать бланк заявления с набором других документов (о них ниже) в окошко (см. фото выше) и только после этого вам скажут идти с заявлением на смотровую площадку для осмотра мотоцикла.

Дождавшись инспектора, который осмотрит ваш мотоцикл и сверит гос-номер (если мотоцикл бэушный и уже стоит на учёте и имеет гос-номер), а также сверит номер на раме байка (или на шильдике) с номером в свидетельстве о регистрации (номер на моторе сейчас уже не сверяют, как было сказано выше) и затем, если номера и цвет мотоцикла сходятся с данными в документе, то инспектор подпишет бланк заявления, что осмотр байка произведён.

После этого можно отправляться подавать бланки в окошко для переоформления. При этом нужно уже иметь перечень документов (обычно требуют документ удостоверяющий вашу личность (и личность продавца) паспорт, или права, свидетельство о регистрации, если мотоцикл бэушный и уже стоит на учёте (оно потом изымается и выдаётся новое на имя покупателя), генеральная доверенность, если мотоцикл оформлен на продавца по доверенности, талон пройденного техосмотра, оплаченное ОСАГО (страховку) и может быть и другие документы, которые как правило перечислены на специальных стендах, висящих на стенах регистрационного учреждения).

В общем следует помнить, что сейчас в России всё, что было приобретено после 1 января 2012 -го года новым или бывшим в эксплуатации, должно сначала пройти ТО (хотя проходить техосмотр новому байку я считаю полным бредом), потом нужно оформить ОСАГО (его вы не оформите без техосмотра в большинстве регионов) и только потом уже можно обращаться в МРЭО за постановкой на учёт (нового) или переоформления (бэушного) байка и получения гос-номера для него.

мотоциклы на учётеКак правило страховой полис (ОСАГО) можно оформить прямо в ближайшем ларьке, рядом с МРЭО, но не забываем, что для оформления ОСАГО нужен талон пройденного техосмотра. Вместе с заполненными бланками заявления снятия и постановки на учёт, а также с другими документами, перечисленными выше, следует подать ещё заранее оплаченные квитанции (в местном отделении банка) за услуги регистрационного учреждения, пошлину за гос-номер и за  само пластиковое свидетельство о регистрации уже вашего мотоцикла.

После того, как в окошке примут ваши документы и заявление о постановке на учёт, вам скажут примерно через какое время (обычно не больше часа) вам выдадут новое свидетельство о регистрации уже на ваше имя и гос-номер уже для ВАШЕГО байка. В некоторых учреждениях висит табличка с временем приёма документов, и с временем их выдачи после переоформления..

Покупка нового мотоцикла. При покупке нового мотоцикла (или мотоцикла Б/У, но не имеющего свидетельства о регистрации, то есть только что ввезённого, или стоящего на продаже в мотосалоне) процедура несколько отличается и она немного проще, особенно покупка в мотосалоне (так как не нужны телодвижения и лишняя трата денег в таможне).

Раньше после покупки выдавалась в гос-магазинах (они назывались мото-вело-товары) так называемая «справка-счёт». Сейчас в мото-салонах при покупке байка выдаётся ПТС (паспорт транспортного средства) в котором всё должно быть заполнено, особенно пункт под номером 17. В нём подтверждается, что купленное вами транспортное средство имеет все нормы безопасности.

ПТС на ввезённые мотоциклы администрация мото-салона заранее оформляет в установленном порядке и выдаются паспорта таможенными органами, при ввозе мототехники на территорию России (или СНГ). Ну а после этого вся растаможенная мототехника выставляется в торговом зале. Ну и после того, как покупатель заплатит деньги за понравившийся ему байк, продавец вручает ПТС покупателю, вместе с выбранным мотоциклом.

Если вы будете покупать мотоцикл не в мото-салоне, а сами привезёте его из-за рубежа, то вам также следует получить ПТС в ближайшем таможенном учреждении, после уплаты соответствующих таможенных пошлин, после так называемой в народе «растаможки» (цена зависит от кубатуры байка).

При получении ПТС в таможне, также советую проверить заполнение всех пунктов в ПТС, особенно пункта под №17, чтобы избежать проблем в дальнейшем. После получения ПТС (неважно где, в мото-салоне или на таможне), останется вместе с мотоциклом отправиться в местное МРЭО для постановки вашего байка на учёт и получения свидетельства о регистрации и госномера (ПТС полученный вами на таможне или в мотосалоне разумеется потребуют инспектора, при подаче документов для постановки байка на учёт).

Процедура постановки на учёт уже была описана выше (в разделе покупка мотоцикла Б/У) и ничем не отличается для владельца байка, получившего ПТС на таможне или в мотосалоне.

Как поставить на учёт самодельный мотоцикл?

Конечно же в этом случае телодвижений будет гораздо больше, но ведь люди, которые способны построить качественный самодельный чоппер своими руками, или байк в другом стиле, не важно, вполне справятся и с проблемой легализации самодельного аппарата. Такие люди не боятся трудностей. А раз вы читаете эту тему, то я уверен, что и Вы в их числе.

И так, что же нужно для того, чтобы смело показывать свой достойный аппарат не только стенам своего гаража, но и всем участникам дорожного движения? Для этого следует запастись терпением и пройти ряд процедур, описанных ниже.

Разумеется постановка на учёт и эксплуатация самодельного мотоцикла возможна только при соблюдении ряда условий безопасности транспортного средства, которое не должно навредить водителю, но особенно окружающим. И эти условия безопасности проверяют (согласно правил ЕЭК ООН и технических характеристик системы ГОСТ (государственного стандарта транспортных средств)), затем одобряют и выдают сертификат специальные органы, а именно органы Росстандарта.

В некоторых регионах возможна проверка технического состояния самодельного мотоцикла (или трайка) в  специальных испытательных лабораториях ГИБДД (если они есть в вашем регионе), а так же пункты техобслуживания, получившие соответствующие полномочия от Росстандарта.

Когда вы найдёте в вашем регионе ближайшую испытательную лабораторию, получившую соответствующие полномочия от Росстандарта, вам следует загрузить ваш байк или трайк в бус или прицеп и доставить его в учреждение, для проверки его технических характеристик.

Кстати, в некоторые учреждения (например центр по сертификации транспортных средств (ВНИИ мотопром) в городе Серпухове) можно отправить по почте (но лучше привести самому) чертежи самодельных узлов, расчёт рамы,  и технические характеристики, такие как габариты — длина и высота, вес, а так же следует сделать четыре фотографии байка — спереди, сзади и с обоих сторон.  И примерно через полтора-два месяца придёт ответ, что ваше мото-транспортное средство соответствует техническим требованиям ГОСТа и может быть допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования.

Если же что то на вашем мотоцикле не соответствует техническим требованиям (например такие мелочи, как не складывающиеся подножки), то вам нужно будет это исправить и повторно отправить фотографии исправленных узлов или агрегатов. Но в большинстве организаций нужно будет предоставить кроме бумаг ещё и само транспортное средство для его осмотра и испытаний.

И ещё, после положительного заключения сертификационной комиссии, раньше могли направить в ГБДД для проверки документов на двигатель, если например вы установили мотор от какого то автомобиля (например от Запорожца, как на фото). Но сейчас уже вроде как мотор является запчастью и его уже не проверяют. Времена меняются и пмотоциклы на учётеравила по сертификации тоже, поэтому каждый год нужно уточнять эти нюансы.

 

 

 

 

Кроме самого мотоцикла, в лабораторию нужно будет предоставить:

  • Ваше заявление на одобрение и получение сертификата на ваш байк (как писать заявление и что в нём указать, точнее как заполнить специальную карточку, вам объяснят в учереждении.
  • В заявлении (карточке), вам следует указать главные отличительные признаки вашего аппарата (например три колеса на трайке, вместо двух на мотоцикле и т.п.).
  • А также следует предоставить вашу конструкторскую, техническую и другую документацию (например чертежи узлов и деталей, не помешают фотографии процесса изготовления, а также четыре фото, о которых я написал выше и т.д) так же не помешает текст, написанный вами, с описанием процесса сборки вашего самодельного транспортного средства.
  • Также следует указать перечень внесённых в базовую конструкцию ваших изменений серийного мотоцикла или изменений в используемых узлах и агрегатах от серийных мотоциклов (например рама, колёса и т.п.) или изменений мотоциклов, созданных на базе других транспортных средств. НО ПОМНИТЕ, что гораздо легче легализовать полностью изготовленный с нуля аппарат, чем переделанный серийный мотоцикл. Так как легализацией полностью самодельного аппарата занимаются пункты техобслуживания, получившие соответствующие полномочия от Росстандарта. А легализацией переделанных серийных мотоциклов, в большинстве регионов занимаются органы ГИБДД.
  • Ну и далее вам придётся некоторое время ждать, пока в испытательном центре будет проверяться ваша документация (чем грамотнее и понятнее вы её подготовите, тем быстрее её одобрят).
  • Затем вас оповестят о проверке документации и попросят предоставить байк на испытания. Кстати, именно поэтому сначала я не рекомендую везти ваш мотоцикл (трайк) в учреждение, так как сначала желательно вам просто приехать без аппарата и сдать документы (заявление и тех-документацию).
  • После проверки документации и испытаний вашего творения, вам вдаётся заключение, оповещающее вас о том, возможно ли получение сертификата. И ваши документы направляются в Росстандарт.
  • Кстати, не стоит переживать, если пойдёт что то не так, то есть на вашем аппарате будет что то не по ГОСТу. Вам укажут, что нужно исправить (переделать на вашем аппарате) и придётся приехать ещё раз после исправления замечаний.
  • После направления ваших документов  в Росстандарт, через некоторое время вас оповестят о том, что вам можно подъехать за сертификатом на ваш уже ЛЕГАЛЬНЫЙ аппарат.
  • После этого остаётся загрузить ваш байк в бус или на прицеп и вместе с ним и с сертификатом приехать в ближайшее регистрационное отделение ГИБДД (МРЭО), для постановки вашего творения на учёт и получения свидетельства о регистрации вашего транспортного средства и гос-номера для него. Но сейчас ещё от вас в процессе регистрации потребуют страховой полис, как и на любое даже серийное транспортное средство и его придётся сделать.

И последний совет самодельщикам: перед тем как ехать в город Серпухов (или в другое учреждение, получившие соответствующие полномочия от Росстандарта) изучите все пункты ПТС (паспорта технического средства) какого нибудь серийного (заводского) мотоцикла, особенно пункт №17, о котором я уже говорил и запомните какие сведения в него внесены.

Затем следует проследить чтобы все эти данные были вписаны в заключение (сертификат) сертифицирующей организации, которая изучала ваш аппарат. Это избавит вас от повторных поездок и потерю времени.

Постановка на учет мотоцикла, не имеющего документов.

Часто бывает так, что старый или антикварный мотоцикл достался вам в наследство, или каким то другим легальным путём, например купили его  у дедушки в какой то заброшенной деревне, в которой он простоял несколько десятков лет.

КАК ПОСТАВИТЬ НА УЧЁТ МОТОЦИКЛДокументов у такой мото-техники как правило нет (давно утеряны), но многим рукастым мотоциклистам хочется не только восстановить такие аппараты, но ещё и ездить на них, не шарахаясь в сторону от первого встреченного на дороге гос-авто-инспектора. Такие мотоциклы тоже можно легализовать, то есть поставить их на учёт и получить документы и гос-номер. А как это сделать читаем далее.

А далее вам следует уяснить главное правило в этом деле: не важно каким образом у вас оказалось транспортное средство, не имеющее документов, но очень важно, чтобы в дальнейшем никто не предъявлял на него свои права и претензии. Это избавит вас от дальнейших проблем и трату нервов (а нервы дороже денег). А как этого добиться?

Разумеется сначала следует убедиться, что действительно на найденный вами мотоцикл никто не предъявляет свои права (например родственники дедушки, у которого вы приобрели этот мотоцикл), а если и предъявляет, то решить с ним этот вопрос в законном порядке. Как правило всё довольно просто и быстро решается с помощью некоторой суммы денег.

Далее вам следует написать заявление в суде, на основании статьи 234 ГК РФ «Приобретательная давность». В этой статье говорится о том, что любой гражданин (ну или юридическое лицо), владеющий каким то имуществом, собственником которого он не является, получит право собственности на это имущество по прошествии пяти лет.

Конечно же в суде могут потребовать доказательства свидетелей, что именно вы являетесь собственником приобретённого вами мотоцикла, но думаю если мотоцикл был найден и приобретён вами законно (не украден) то любой из ваших друзей или знакомых согласится быть свидетелем.

Кстати, для легализации мотоцикла можно использовать ещё один вариант, благодаря Гражданскому Кодексу Российской Федерации, согласно  статье 228 о «Приобретении права собственности на находку». Вам нужно будет написать заявление в ближайшем опорном пункте милиции, и если после подачи заявления и прошествии полугода, собственник мотоцикла не будет установлен (кроме вас), то нашедший мотоцикл (не важно что) получает полное право собственности на нее.

В обоих случаях придётся ждать некоторое время, пока будет решение суда, но всё же это лучше, чем ничего. Ну а далее, взяв с собой документ решения суда и погрузив байк в бус, останется отправиться в местное МРЭО, для постановки на учёт мотоцикла, и вся процедура была описана мной выше. Ну и разумеется нужно будет пройти техосмотр и застраховать оформляемый на вас мотоцикл и только после этого можно будет эксплуатировать на дорогах общего пользования уже ВАШ байк.

Надеюсь, что выше описанные советы по постановке на учёт мотоцикла будут полезны начинающим мотоциклистам, удачи всем на дорогах!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.