Электроника в аккумуляторе!
В настоящее время, технический прогресс стремительно скачет семимильными прыжками, и электронными мозгами уже обзавелись двигатель, рулевое управление, трансмиссия, тормоза, система безопасности транспортных средств, и только аккумуляторная батарея не имеет ни одной радиодетали, если не считать конечно отдельно стоящего реле-регулятора. Но пришло время оснастить умной электроникой и батарею, а вот для чего эта электроника на аккумуляторе, мы и рассмотрим в этой статье.
Многим водителям знаком капризный норов свинцового кислотного аккумулятора, который на холоде плохо заряжается, теряет ёмкость и может подвести в неподходящий момент. В лютый холод, при запуске двигателя, при разряде батареи огромным стартерным током, плотность электролита около электродов очень быстро падает, причём неравномерно, так как скорость диффузного перемешивания электролита очень низкая. В итоге, стартер замирает через короткое время, и только отдых в несколько минут, возвращает батарее силу, но уже не ту, что была до прокрутки стартера.
А при температуре минус 15 мороза (что не так уж холодно) любая традиционная батарея, отказывается принимать заряд. Несколько поездок по городскому циклу всего при минус 15 мороза, и в одно прекрасное утро многие бегут искать буксир или у кого прикурить (как это правильно сделать, читаем здесь). В жару тоже хорошего мало. Можно конечно заменить свинец кадмием или серебром, но вот сколько будет тогда стоить батарея?
Мало известная (пока) фирма «I Q Power Tehnologi» решила, что пока списывать с транспортных средств традиционную аккумуляторную батарею рано (хотя попытки избавления от неё уже есть и об этом читаем здесь). А избавиться от застарелых болячек аккумулятора, поможет «волшебная» электроника.
Совместно с фирмой «Teхas Instruments» фирма «I Q Power Tehnologi» разработала «умный аккумулятор». К тому же он почти вдвое легче (на 40%) обычного традиционного аккумулятора, хотя в начинке всё те же привычные нам свинцовые электроды, которые залиты обычным электролитом. Так в чём же тогда особенности новой умной батареи?
Инженеры фирмы снабдили новую батарею двумя очень полезными устройствами, которые позволяют избавиться от болячек аккумулятора, описанных мной выше. Одно из устройств перемешивает электролит, а второе устройство постоянно поддерживает нужную электролиту температуру, не смотря на то, что за бортом мороз. Для этого существует подогреватель электролита, который уже многие фирмы пытались применить ранее. Но вот в новой батарее подогревателем управляет микропроцессорный чип, который получает информацию к действию от специального датчика температуры.
Для сохранения тепла, корпус самого аккумулятора изготовлен из пористого пенополипропилена, и электролит находится как бы в термосе. Когда потребуется, микрочип включит и мешалку электролита, что позволяет новой батарее всего 32 Ампер-часовой ёмкости бодро прокручивать стартер целых 35 секунд, и это всё при температуре до минус 25 градусов мороза ( к сведению — обычной батареей, что бы её не повредить, более 10-15 секунд вообще крутить стартер нельзя, даже при плюсовой температуре).
Также при работе, процессор нового аккумулятора, в соответствии с её состоянием, управляет командами для генератора и заменяет примитивный реле-регулятор напряжения. Например при глубоком разряде батареи (если мотор не заводился, а водитель крутил стартер до посинения) , включается форсированный режим заряда, а затем зарядный ток уменьшается (в соответствии с ёмкостью батареи).
К тому же на панель приборов выводится специальный индикатор, который будет подсказывать водителю степень заряженности батареи, и если она недостаточна, то вспыхнет сигнал, предлагающий водителю ещё покататься некоторое время, прежде чем ставить машину в гараж. И в последующее утро, даже если на улице минус 35, «умная» батарея с лёгкостью заведёт двигатель вашей любимой машины, главное что бы масло в картере двигателя было по сезону, но это тема отдельной статьи. Удачи всем!