Вы находитесь здесь: Главная > Для новичков. > Стреляет в глушитель — все причины и методы устранения.

Стреляет в глушитель — все причины и методы устранения.

Начинающие автолюбители (или мото-любители), особенно эксплуатирующие изрядно уставшую подержанную технику, часто сталкиваются с проблемой, при которой стреляет в глушитель. Некоторых новичков, столкнувшихся с такой проблемой первый раз, стрельба из глушителя приводит в ужас и естественно они задаются вопросом от чего это происходит и как избавиться от такой проблемы.

стреляет в глушительВ этой статье, рассчитанной как раз на новичков, мы подробно рассмотрим все причины этого явления и естественно я дам несколько советов, как избавиться от подобной проблемы. Ведь возникновение этой проблемы говорит о том, что с какой то из систем двигателя что то не в порядке и по любому нужно что то делать, иначе возможна порча глушителя (его перегородок или корпуса, особенно если глушитель довольно старый), да и нормальная эксплуатация вашего автомобиля (или мотоцикла) будет практически невозможной.

Стреляет в глушитель — почему?

Для начала рассмотрим почему происходит такое явление, как выстрелы (взрывы) в глушителе.

Как правило это явление происходит чаще всего, при попытке запустить двигатель мотоцикла или автомобиля, ну или реже, когда убрав ногу с педали газа, обороты вашего двигателя снижаются (зависит от неисправностей, которые мы рассмотрим ниже).

Взрыв (выстрел) в глушителе происходит от того, что при неблагоприятном режиме работы двигателя, не сгоревшее во время рабочего цикла в камерах сгорания топливо, выходя из них (через выпускные клапана) воспламеняется где то внутри банки или глушителя (или ресивера) вашей машины, или мотоцикла (или на выходе). А именно от чего происходит воспламенение не сгоревшего топлива, я напишу чуть ниже, в разделе — ПЕРВАЯ ПРИЧИНА выстрелов в глушителе.

Выстрелы (взрывы) в глушителе могут происходить на технике с двигателем внутреннего сгорания, работающем как на бензине, так и на газе (кроме дизилей), причём независимо от типа системы питания, установленной на вашем автомобиле или мотоцикле.

Так же это явление может происходить при неблагоприятных режимах как на четырехтактных двигателях, так и на двухтактных, а так же как на более древних карбюраторных моторах, так и на более современных с электронной системой впрыска топлива (инжекторных моторах). Для начинающих авто-мото любителей основная сложность состоит в том, что причин возникновения этого явления может быть несколько, но результат всегда один.

Это в общих чертах, но более подробно, о каждой причине, от которой может произойти это явление, мы рассмотрим ниже, причём сначала рассмотрим наиболее вероятные (частые) причины.

Выстрелы в глушителе — причины.

Самая частая причина, от которой стреляет в глушитель — это переобогащение рабочей смеси. Новичкам для начала следует запомнить, что выстрелы в карбюраторе (или в впускном тракте) как правило происходят от переобеднения рабочей смеси, а выстрелы в глушителе (чаще всего) как правило происходят от переобогащения рабочей смеси. Конечно же стрелять как в карбюраторе, так и в глушителе может и от неправильной регулировки угла опережения зажигания, но об этом чуть позже.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА.

чёрный выхлоп автомобиляДля начала разберём наиболее частую причину, при которой стреляет в глушитель — это обогащение рабочей смеси.

 

 

 

Для того, что бы убедиться, что виновником выстрелов выпускной системе является именно богатая смесь, необходимо знать основные признаки богатой смеси.

Основные признаки богатой смеси:

  • чёрный дым, выходящий из глушителя (стреляет в глушитель);
  • потеря мощности и перегрев двигателя;
  • повышенный расход топлива;
  • разжижение масла в картере двигателя:
  • образование нагара на поршнях, клапанах и в камерах сгорания;
  • трудный запуск горячего двигателя;
  • образование чёрного нагара на электродах свечей зажигания.

Кстати, по цвету нагара на электродах свечей зажигания можно определить не только переобогащение или переобеднение рабочей смеси, но и вообще техническое состояние вашего двигателя и подробнее о том, что означает цвет нагара на электродах свечей зажигания я написал отдельную подробную статью вот здесь.

Нагар на свечах зажиганияНо для примера, я и здесь выложу фото, на котором показан чёрный нагар на свече, который доказывает, что рабочая смесь в вашем моторе переобогащённая.

Появление чёрного дыма из глушителя происходит от того, что в составе выхлопных газов имеется наличие не полностью сгоревших (обуглившихся) частиц топлива. А выстрелы из глушителя чаще всего появляются от того, что  некоторая часть топлива (из-за недостатка воздуха в составе рабочей смеси) не сгорает в камерах сгорания и на выходе из глушителя, соединяясь с кислородом окружающего воздуха резко ВОСПЛАМЕНЯЕТСЯ — происходит так называемый выстрел.

Поэтому утверждение авторов некоторых сайтов (я тут почитал некоторые), что якобы выстрел происходит от того, что топливо воспламеняется от нагретого глушителя — является неверным. Ведь выстрелы могут произойти и при запуске вашего двигателя, когда глушитель и выпускные трубы совершенно холодные.

Ну а потеря мощности двигателя объясняется легко: из-за медленного горения и неполного сгорания богатой рабочей смеси. А разжижение моторного масла, находящегося в поддоне картере двигателя, происходит от конденсации паров не сгоревшего топлива, осаждающегося на стенках цилиндров и стекающего по этим стенкам в поддон картера (или топливо снимается со стенок цилиндров вместе с маслом маслосъёмными кольцами и опять же попадает в поддон картера, вперемешку с маслом).

Как избавиться от богатой смеси и соответственно избавиться от выстрелов в глушитель?

Теперь рассмотрим от чего происходит переобогащение рабочей смеси и как от этого избавиться.

Игольчатый клапан карбюратора Озон.

Конструкция поплавкового механизма и игольчатого клапана карбюратора Озон.
1 — корпус клапана, 2 — игла, 3 — упор ограничитель, 4 — шарик иглы, 5 — ось поплавка, 6 — упор (язычок), 7 — поплавок, А — расстояние равное 6,5 мм.

 

Богатая смесь может образоваться от износа и неплотного закрытия игольчатого клапана карбюратора и от этого уровень топлива в поплавковой камере повышается, обогащая рабочую смесь на всех режимах работы двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

Кстати повышение уровня топлива может быть и из-за наполнения топливом прохудившегося поплавка 7 — лечится заменой или пайкой, или от задевания поплавка о стенки поплавочной камеры — лечится выравниванием кронштейна поплавка).

ремонт карбюратора

Требуемый зазор поплавкового механизма.

 

 

Разумеется избавиться от этого следует заменой клапана (иглы) и седла новыми (если седло съёмное) или притиркой игольчатого клапана к седлу (если седло не съёмное). Обрезиненный клапан на более свежих моделях карбюраторов не притирается и при его порче заменяем новым, его можно приобрести в рем-комплекте для карбюратора вашей модели автомобиля (или мотоцикла).

Также образование богатой смеси может быть от неправильной регулировки поплавков относительно поплавковой камеры и в мануале каждого двигателя (или в инструкции любого карбюратора можно найти данные необходимого зазора между поплавком и плоскостью разъёма карбюратора, как показано на рисунке 4. Если же у вас карбюратор Озон, то нужный уровень топлива достигается подгибанием язычка до того момента, пока не будет достигнут угол в 90º между язычком 6 и осью запорной иглы 2 — как показано на рисунке выше.

Ну и лечится неправильное положение поплавка подгибанием язычка упора 6 кронштейна (см. фото выше на примере карбюратора Озон), который упирается в торец запорной иглы 2, отвечающей за поступление топлива в поплавковую камеру.

Бывает, что богатая смесь может быть от заедания или износа клапана экономайзера, или от заедания рычага привода диафрагмы экономайзера мощностных режимов, от износа отверстий жиклеров (на старых карбюраторах с большим пробегом), от неполного открытия воздушной заслонки карбюратора (на моно-инжекторах воздушная заслонка также может не полностью открываться).

Ещё одной причиной переобогащения рабочей смеси на всех режимах работы двигателя является забитый воздушный жиклер (или воздушный канал) в карбюраторе, а так же неисправная форсунка на инжекторном моторе (форсунка льёт). Это так же подтверждается чёрным дымом из глушителя и хлопками (выстрелами) в глушителе.

Забитый воздушный жиклер (канал) на карбюраторе выявляется разборкой, осмотром, промывкой и продувкой карбюратора, а на впрысковых моторах придётся выкручивать форсунки и вести из на диагностический стенд.

А вообще, более подробно о  нюансах и проблемах карбюраторов я написал в статье про регулировку карбюратора автомобиля вот в этой статье, а про регулировку карбюратора мотоцикла вот тут, настройку, неисправности и ремонт вот здесь. Ну а как определить состояние впрыскового мотора по поведению машины — желающие узнают здесь.

Воздушные фильтры.Ну и последняя причина возможного переобогащения рабочей смеси на всех режимах — это грязный воздушный фильтр. Следует помнить, что данные завода изготовителя импортных машин и мотоциклов по срокам замены воздушного фильтра следует сокращать вдвое.

Ведь эти данные даются для импортной техники (кроме внедорожников и кросачей), эксплуатирующейся по чистым европейским дорогам, которые периодически моют специальными составами.

А что творится на наших дорогах, особенно где нибудь в глубинке, я думаю не стоит напоминать и если у вас проблемы с переобогащением горючей смеси, то первое, что нужно сделать — это заменить воздушный фильтр новым.

Кстати, убедиться в том, что проблема именно из-за грязного воздушного фильтра довольно легко: нужно просто снять фильтрующий элемент и затем завести двигатель. Если выстрелы прекратятся (ну или дым из глушителя станет более светлым) то проблема переобогащения рабочей смеси на вашем двигателе именно из-за грязного воздушного фильтра.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА.

Второй причиной такого явления, как стреляет в глушитель, является сбитое (не отрегулированное) зажигание. То есть нужный угол опережения зажигания, рассчитанный на заводе именно для вашего двигателя — или не выставлен правильно, или был сбит при каких либо работах под капотом (например снимали трамблёр и т.д).

Также могут происходить сбои в работе зажигания, если зазор между контактами не тот, что рекомендуется заводом изготовителем. Поэтому прежде чем начинать регулировку зажигания, следует с помощью щупа проверить необходимый зазор между контактами прерывателя (см. фото).

регулировка зажигания вазО необходимости установки в трамблёре (распределителе зажигания) нужного угла опережения зажигания я более подробно написал в отдельной статье вот тут, а о регулировке нужного угла опережения зажигания подробно написано вот здесь и желающие переходят по нужным ссылкам и читают. И хотя там написано о регулировке угла опережения зажигания на отечественных автомобилях, но принцип регулировки на иномарках практически такой же.

А вообще, для двигателя вредно как раннее зажигание, так и позднее. При раннем зажигании происходит потеря мощности и стуки в двигателе, а при позднем зажигании также происходит потеря мощности, возможен перегрев двигателя ну и возможны выстрелы в глушителе.

Выстрелы в глушителе при позднем зажигании могут произойти от того, что для воспламенения топлива искра на свече (свечах) зажигания подается довольно поздно, в тот момент, когда выпускной клапан начинает уже приоткрываться. В результате, часть не сгоревшего топлива из камеры сгорания выбрасывается в выпускной коллектор и далее попадает в глушитель, где смешиваясь с воздухом резко воспламеняется.

Кстати, при позднем зажигании и выстрелах в глушителе может произойти не только повреждение перегородок (или банки) глушителя, но ещё и такая неисправность как пригоревшие выпускные клапана. Поэтому избавится от этой неисправности с помощью регулировки зажигания желательно как можно раньше.

Ну и не помешает проверить и почистить свечи зажигания  (или заменить их новыми), так как при неисправных свечах могут происходить пропуски зажигания и от этого тоже возможны выстрелы в глушитель.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА.

Третьей причиной выстрелов в глушителе является неполное закрытие выпускного клапана. Такая неисправность бывает после неправильной регулировки клапанов, или при плохом состоянии сёдел и тарелок клапанов (подгоревшие — как восстановить сёдла читаем вот в этой статье). При такой неисправности происходит практически то же самое, что и было описано выше — при позднем зажигании.Регулировка клапанов

То есть часть не сгоревшего топлива, из камеры сгорания, через не полностью закрытый выпускной клапан, выбрасывается в выпускной коллектор и далее попадает в глушитель, где смешиваясь с воздухом резко воспламеняется.

 

 

 

 

 

 

Устраняется неполное закрытие клапанов (или раннее открытие) конечно же с помощью проверки нужных зазоров и их регулировки и подробнее об этом можно почитать в отдельных статьях, ссылки на которые я публикую ниже:

регулировка клапанов

регулировка зазоров клапанов на японском дорожном мотоцикле

регулировка зазоров клапанов четырёхцилиндрового японского мотоцикла

регулировка зазоров клапанов в системе VTEC

клапана ВАЗ 2110 — регулировка и другие нюансы

регулировка клапанов на мотоцикле Урал, или Днепр

Кстати, бывает, что выстрелы в выпускной системе появляются только после того, как ваш мотор поработает несколько минут. И если стрельба в глушителе появляется только после прогрева двигателя, то вероятнее всего причиной хлопков является неправильная регулировка клапанов. То есть, пока мотор холодный, то минимальные зазоры между торцом клапана (клапанов) и коромыслом (или толкателем) ещё более менее есть и клапана плотно закрываются.

Но как только двигатель прогревается и стержни клапанов от теплового расширения немного удлиняются, то неправильные зазоры тут же устраняются и клапана уже не полностью закрываются (тарелка клапана неплотно прилегает к седлу), что и приводит к прорыву горючей смеси в выпускную систему, где он и догорает, вызывая хлопки. Ну и из-за такой неисправности может произойти пригорание клапанов, ещё более усложняя проблему и разумеется устранить её нужно как можно раньше.

ЧЕТВЁРТАЯ ПРИЧИНА.

Кстати — неполное закрытие клапанов может быть и из-за сбитых фаз газораспределения, например если ошиблись на один зуб при замене ремня (или цепи) газораспределения (выставляем шкивы ремня или цепи строго по меткам, показанным на фото, уточняем в мануале где метки именно на вашем моторе).

регулировка клапанов ваз 2108

совмещаем метки на шкиве и заднем кожухе ремня ГРМ

И получается подобная проблема, как и с поздним зажиганием, то есть выпускной клапан открывается чуть раньше положенного (прежде чем рабочая смесь успела догореть в камере сгорания) и в итоге излишки топлива догорают в глушителе.

 

 

Из-за сбитых фаз газораспределения также может и выпускной клапан опаздывать закрыться в нужный момент и происходит та же проблема, как было описано выше в ТРЕТЬЕЙ ПРИЧИНЕ.

 

 

Фазы газораспределения могут немного нарушиться если ремень ГРМ (или цепь ГРМ) слишком сильно вытянуты и их давно пора менять.

ПЯТАЯ ПРИЧИНА.

Ну и пятой причиной, на более свежих автомобилях (мотоциклах) с ЭБУ, может стать неисправный модуль зажигания (ну или бортовой компьютер вашей машины) и при сбоях в электронике происходит потеря нужного момента вспышки искры, при подходе поршня к ВМТ с некоторым опережением и как раз сбитое опережение и вызывает такое явление как «стреляет в глушитель».

На самых современных мотоциклах и автомобилях угол опережения изменяется (в зависимости от оборотов и режимов работы мотора (нагрузки на двигатель)) с помощью записанной на заводе программы в бортовой компьютер — см. рисунок справа (чуть ниже).зажигание мотоцикла

И на более свежих машинах с процессорной системой зажигания, в отличии от старых карбюраторных автомобилей (мотоциклов) настроить нужный момент зажигания не так то просто, это вам не трамблёр крутить.

При подобной проблеме найти соответствующие ошибки возможно с помощью сканеров (подробнее о них вот тут) и с помощью компьютерной настройки нужного угла опережения, но как правило настроенные на заводе параметры не меняются (не сбиваются), если с блоком всё в порядке, но если какой то электронный компонент сгорит (что бывает редко) то как правило проблему решает замена электронного блока новым (или заведомо исправным).

Кстати, на некоторых самых современных автомобилях (мотоциклах) имеется не только электронное управление угла опережения зажигания, но ещё и электронное управление фазами газораспределения, в зависимости от режимов работы двигателя и нарушение этих параметров также может привести к выстрелам в глушитель.

Поэтому желательно поинтересоваться в мануале вашей модели машины эти тонкости и при диагностике учитывать их. Но разумеется в центрах по компьютерной диагностике специалисты знают об этих нюансах.

ШЕСТАЯ ПРИЧИНА (причины).

Ну и шестая проблема (вернее несколько проблем) — это проблемы с каким то из компонентов системы зажигания. Про неисправные свечи и пропуски в зажигании из-за них я уже писал, но пропуски искры так же могут быть и при исправных свечах. Например если у вас на машине (мотоцикле) слишком сильно изношены механические детали распределителя зажигания (имеются люфты от износа), то на высоких оборотах из-за этого возможны пропуски зажигания.

На системах с электронной системой зажигания, в распределителе зажигания (трамблёре — см. рисунок чуть ниже)  могут изнашиваться лишь пружины 12 грузиков и отверстия самих грузиков 15. Ну и не мешает проверить работу вакуумного коректора 7 опережения зажигания, втягивая воздух через трубку и рычажок 4 должен свободно двигаться без заеданий.

электронное зажигание на вазКстати, у меня бывало стреляло в глушитель при неисправной катушке зажигания, которая работала через раз. А при замене катушки новой, всё приходило в норму.

Проблемы с пропусками зажигания могут быть не только в распределителях зажигания (трамблёрах) с контактным зажиганием. Я занимаюсь разработкой и установкой самодельного электронного зажигания на мотоциклы и некоторые старые автомобили (заменяю контактное зажигание безконтактным электронным) и у меня бывали случаи, при покупке электронных компонентов, что сбои в работе и выстрелы в глушитель происходили из-за некачественных компонентов, например когда устанавливался датчик Холла от неизвестного производителя.

датчик Холла.

датчик Холла Калужского завода.

Но при замене «левого» датчика качественным (например от калужского завода) всё приходило в норму.

 

Так что и эти нюансы следует учитывать и если вдруг у вас какой то компонент электронной системы зажигания выйдет из строя и придётся искать его замену, то следует перед походом в магазин помониторить форумы и поинтересоваться у авто-мото владельцев, какие компоненты системы зажигания для вашей техники и от какого производителя имеют нормальное качество.

Надеюсь прочитав эту статью, начинающие авто-мото любители уже не будут бояться такой проблемы как стреляет в глушитель и смогут от неё легко избавиться, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги:

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.