Инструмент для правильной затяжки крепежа — динамометрический ключ.
Динамометрические ключи.
В завершающей стадии ремонта всегда наступает момент сборки агрегата и этому моменту многие не придают особого значения. Закручивание гаек и болтов происходит, обычно, «от души», затянем ключом, потом наденем трубу, а некоторые, особо горячие парни ,ещё в эту трубу и ломик умудряются засунуть. Но любой крепёж, будь он изготовлен даже из титана, а не обычной стали, всё равно расчитан, чтобы его затягивали со строго определённым усилием, говоря тех. языком, определённым моментом. Не меньшим, чем надо, а то открутится и небольшим, можно сорвать резьбу. Между этими двумя показателями существует золотая середина и именно ее определяет динамометрический ключ. Именно, этот инструмент измерит, покажет и не даст превысить величину момента ( усилия ) затяжки крепежа. А самые современные и совершенные ключи ещё и щелчком подскажут когда тянуть достаточно.
Существует несколько видов динамометрических ключей, от самых простых и дешёвых до более сложных и дорогих. Простые ключи, более древних годов, снабжены круглой шкалой и механизмом похожим на часовой. При закручивании болта или гайки в этих ключах скручивается довольно толстый стальной стержень и совсем чуть — чуть. Шестерёнчатый редуктор в несколько раз увеличивает это крошечное перемещение и, соответственно ему, поворачивается стрелка на величину усилия, приложенного к стержню внутри ключа и величину затяжки крепежа. Особой точностью этот инструмент не блещет, особенно бэушный, так как по мере износа в шестерёнках появляются зазоры, а на оськах люфты и сама стрелка начинает со временем люфтить, а иногда и клинить. Затем, придумали инструмент ещё проще. К основе ключа — шестиграннику или квадрату приварен стержень строго определённой длины и жёсткости, а на другом конце — ручка со шкалой. К тому же квадрату или шестиграннику приделана длинная стрелка, доходящая до шкалы.
Когда мы начинаем закручивать гайку или болт, стержень со шкалой изгибается, а стрелка остаётся на месте ,относительно квадрата. Стержень изгибается от прилагаемого на него и крепёж усилия, и это усилие показывает стрелка на сместившейся шкале. Это очень простой и дешёвый инструмент, и если, изготовитель выдержал технологию изготовления (упругость и качество стали стержня), то и самый надёжный. При старении инструмента, стержень может немного деформироваться (усталость материала) и стрелка в свободном состоянии не будет указывать на нуль. Но можно вернуть инструменту точность, чуть подогнув стрелку и выставив её на нуль (стрелка из мягкой стали).
Самые современные и сложные динамометрические ключи очень точны и удобны в работе. На них нанесена шкала (как на микрометре) и ориентируясь по ней, можно очень точно выставить нужное усилие. При затяжке крепежа, когда выставленное усилие будет достигнуто, раздастся громкий щелчок и рука почувствует отдачу, значит пора переходить к затяжке следующей гайки. Этот инструмент очень удобен, если приходится закрутить несколько болтов (например, головка цилиндров или поддон двигателя) с одинаковым усилием, всё происходит удобно и быстро. С какой силой закручивать крепёж можно узнать в мануале двигателя , так как у разных моделей и разных производителей момент затяжки разный ,даже, на один и тот же диаметр резьбы. Если в документации двигателя не обнаружите рекомендованного момента, значит гайка или болт стандартные и закручивать их можно со стандартным усилием (смотрите таблицу на фото). И последнее: никогда не затягивайте крепёж на горячем двигателе, а так же при минусовой температуре, идеальные условия при сборке это 20 — 25 ° .Последовательность затяжки смотрите в статье ремонт головки цилиндров. Удачи.