Инструмент для разборки амортизаторной стойки.
На большинстве современных автомобилей, главный элемент передней подвески — это телескопическая амортизаторная стойка, которая соединена в верхней части с кузовом машины специальной опорой. И разобрать этот узел без специального инструмента очень сложно, а порой и невозможно (особенно если машина старая, и детали давно не разбирались). Для лёгкой и быстрой разборки верхней опоры амортизаторной стойки, потребуется спецключ, который мы и рассмотрим в этой статье.
Многие амортизаторные стойки разных машин, могут значительно отличаться по своей конструкции и посадочным размерам, но всё же все стойки объединяет один и тот же принцип работы их верхнего крепления. А именно — любая стойка должна иметь возможность свободно проворачиваться, при поворотах машины, и свободно качаться относительно кузова автомобиля, от взаимодействия передней подвески от различных неровностей дорожного покрытия.
Из вышесказанного легко сделать вывод, что принцип работы у всех стоек одинаковый и верхние опоры различных марок автомобилей конструктивно схожи. Обычно шток амортизатора 3 соединяется с помощью гайки 2 с чашкой 1 (см рисунок 1, а). Из рисунка видно, что разобрать такую опору можно без проблем, но только если имеется в наличии специальный инструмент. Ведь для того, чтобы открутить гайку, необходимо удержать от проворачивания шток амортизатора.
К тому же надеть на гайку головку из обычного набора инструмента в большинстве случаев не удастся, так как головка может не уместиться в узком гнезде чашки из за своего большого наружного диаметра (не на всех машинах), или головка не наденется на гайку из-за того, что в ней верхнее отверстие меньше диаметра штока амортизатора. Ну и наконец головку нужно чем то крутить, а шток при этом проворачиваться не должен — его нужно чем то удерживать. Напрашивается естественный вывод, что без специального инструмента здесь не обойтись.
Проблема может стать ещё острее, если учесть, что размер под ключ гаек амортизаторной стойки у производителей автомобилей разных марок бывает на 17, 19, 21, 22, 27 и др. И слава Богу, что эти гайки имеют обычные шесть граней, в отличие от конца штока амортизатора — здесь полёт фантазии конструкторов более разнообразен. Что тут только не встречается (см. рисунок). Во первых разные штоки отличаются своим диаметром, а во вторых форма конца штока, а точнее фантазия конструкторов, не знает слова СТАНДАРТ.
Правда чаще всего попадается круглая форма конца штока с двумя выборками (лысками) под обычный рожковый ключ, но на некоторых автомобилях попадаются штоки оригинальных форм, которые изображены на рисунке.
И конечно лучше всего изготавливать ключ, основываясь на размеры гайки и штока своего автомобиля, хотя для многих машин ваш ключ подойдёт тоже. В этой статье я предложу два варианта ключа для переднеприводных вазовских автомобилей, но они могут подойти и для некоторых иномарок. Если же не подойдут, то значит вам нужно будет изготовить ключ, как я уже говорил, исходя из размеров именно вашей стойки.
Первый вариант показан на рисунке 1,а. Тут внешний 4 и внутренний 5 переходники — это отдельные детали, которые имеют наружные шестигранники под ключи на 13 и 22 мм. При использовании этого ключа, главное нужно следить, чтобы оба переходника (4 и 5) были надеты до конца на гайку и шток, чтобы исключить повреждение их граней.
А второй вариант, показанный на рисунке 1,б, более универсален, так как оба переходника связаны между собой с помощью резьбы М18 х1,5 и с таким же шагом резьбы как на штоке. Резьба позволяет регулировать между собой положение деталей 4,а и 5,а, да так, чтобы в процессе работы прижимать приспособу как единое целое, чтобы не повредить грани на штоке и гайке.
Когда начнёте откручивать гайку, установите начальное положение переходников, как показано на рисунке 1,б красной стрелкой. И при этом гайка будет свинчиваться со штока и подниматься по резьбе одновременно с внешним переходником. И когда гайка коснётся внутреннего переходника, то подниматься будет и он, но уже при слабом усилии, которое не повредит шток амортизатора.
Какое из двух описанных приспособ вы изготовите, решать вам, но следует учесть, что при изготовлении таких спецключей, может возникнуть одна проблема — КАК выфрезеровать внутренние шестигранники, особенно несквозные? Ведь обычный фрезерный станок знакомого вам фрезеровщика может не справиться с такой операцией. Можно конечно выполнить внутренние шестигранные поверхности с помощью современных технологий, например использовать электроэрозионную. Она работает на основе разрушения токопроводящих материалов (и естественно металлов) под действием импульсных разрядов. Но такая обработка в большинстве случаев недоступна многим, так как на большинстве заводов её попросту нет.
Я предлагаю более простой и доступный вариант. Купить накидные головки под необходимый вам размер (головки сейчас есть в продаже по отдельности и причём с двумя шестигранниками — внутренним и наружным как на фото слева), и отдать токарю их на проточку, чтобы уменьшить толщину их стенок, если конечно толщина головки не позволяет надеть её на гайку (из-за чашки стойки). А затем отрезать головку на необходимую длину, нарезать резьбу с шагом как у штока и удлинить с помощью резьбовой вставки, или укоротить её как вам надо, если она наоборот длинная. Останется выбрать фрезой в ней окна, как показано на рисунке, для ключа, удерживающего шток от проворота.
Если же в штоке имеется сверху проточка под отвёртку, то тогда нужно будет всего лишь рассверлить квадратное отверстие внутри головки, чтобы оно было чуть больше диаметра штока. Вообще всё зависит от конструкции именно вашей стойки.
Надеюсь эта статья поможет людям, привыкших обслуживать собственную машину своими руками, изготовить инструмент для разборки амортизаторной стойки, с помощью которого вы легко и без проблем произведёте необходимый ремонт в своём гараже; удачи всем!