Как правильно заменить подшипники полуоси.
Внутренняя обойма подшипника посажена на полуось на заводе с некоторым натягом. Но чтобы основательно удерживать полуось от боковых перемещений, усилия натяга внутренней обоймы подшипника, при движении автомобиля, будет явно недостаточно. От перемещений полуось страхует очень важная деталь, которой многие не придают значения — запорное кольцо, которое имеет гораздо больший натяг.
Многие начинающие мастера могут задать такой вопрос: почему бы саму внутреннюю обойму подшипника не установить с таким натягом, чтобы обойма полноценно удерживала бы полуось? Ответить на это просто: внутренняя обойма подшипника сделана из твёрдой износостойкой подшипниковой стали, но довольно хрупкой, и поэтому из-за сильных напряжений обойма попросту лопнет.
Подшипник классических жигулёвских автомобилей устанавливают на заводе на полуось с натягом 0,002 — 0,025 мм не более. Но зато натяг при посадке на полуось запорного кольца, намного больше. И гораздо меньшим натягом здесь обойтись нельзя. На заводе обычно проверяют надёжность напрессовки кольца под усилием сдвига две тонны (в гаражных условиях можно проверить с только с помощью гидравлического пресса с манометром).
На практике же, при движении автомобиля, даже при самом энергичном, на грани срыва в занос повороте, реальное усилие которое пытается сдвинуть полуось машины, никак не больше 350 килограмм. К тому же часть усилия берёт на себя внутренняя обойма подшипника. Но этот запас усилия нужен, так как дело в динамических нагрузках, ведь часто колесо и полуось с подшипником подвергается сильным боковым ударам. Например если возникший на скользкой трассе занос, закончится контактом колеса с краем глубокой ямки в асфальте, или с бордюрным камнем. В таком случае, ослабленная посадка запорного кольца, в итоге обернётся его сдвигом. И если детали не разрушатся от первого удара, то возникший люфт докончит в последующих поездках разрушающее действие довольно быстро.
У каждого завода свои принципы сборки. Например запорное кольцо для Волги, при сборке достаточно нагреть в масле до 150 — 180°С перед самой запрессовкой. А для Москвича уже потребуется нагрев горелкой до 290 — 330°С, с контролем по фиолетово-синим цветам побежалости. Для жигулёвской классики, кольцо нагревают примерно до 300°С, но с таким расчётом, чтобы перед самой напрессовкой оно немного остыло — до 220 — 250°С.
Для напрессовки запорного кольца очень желателен гидравлический пресс. Многие естественно пренебрегают такой нежной напрессовкой, и используют кувалдно-полевой способ и подходящей по диаметру трубой. Согласен, что не у каждого водителя имеется в гараже пресс, даже винтовой. Но дело в том, что при использовании пресса, в конце напрессовки кольца, делается несколько минутная выдержка, при которой уже занявшее своё место кольцо, продолжает поджимать усилие от пресса, пока кольцо остывая по настоящему не защемит полуось. И охлаждаясь, кольцо уменьшается не только в радиальном направлении, но и в осевом. А выдержка под усилием пресса, обеспечивает такую сборку узла, при которой между запорным кольцом и внутренней обоймой подшипника, не остаётся вообще никакого зазора, и к тому же между ними сохраняется определённый натяг, абсолютно гарантирующий взаимную неподвижность этих деталей (запорного кольца и внутренней обоймы подшипника).
Ну а «запрессовка» деталей с помощью подходящей трубы и кувалды, приведёт к случайному результату. И часто при последнем ударе, кольцо отскакивает назад на пару соток мм от обоймы подшипника, и тут же остывая закусывает полуось. Вдобавок к этому, остывая кольцо уменьшается в размере ещё на пару соток. В итоге получается довольно ощутимый зазор между этими деталями, который очень нежелателен и в дальнейшем он сыграет отрицательную роль. При рабочих нагрузках, внутренняя обойма подшипника начнёт перемещаться и затем проворачиваться вокруг полуоси, и в итоге процесс износа посадочного места на полуоси, происходит очень быстро. В последствии придётся заменить изношенную и перегретую от трения (от проворачивания) полуось в сборе с подшипником (как правильно выбрать подшипник читаем вот тут).
Следует учесть ещё одно обстоятельство: заводской натяг деталей рассчитан на то, что новое кольцо напрессовывают на новую полуось. А если с неё уже снимали старое кольцо и не раз, то посадочное место на полуоси уже немного сглажено и натяг при посадке кольца будет уже меньше. То же самое будет и с посадкой подшипника.
С учётом всего вышеописанного, многие водители надеюсь начнут понимать важность правильного ремонта. Но многие опять же зададутся вопросом, а где же взять пресс? И изготовить его некоторым не под силу, да и купить накладно. Проще будет многим отдать машину в сервис и заплатить деньги за замену подшипника и кольца, чем покупать дорогой пресс, или изготавливать его самостоятельно.
Но где гарантия того, что вам заменят и подшипник и полуось правильно, и установят эти детали без зазоров между собой. Нужно будет или хорошо знать мастеров в сервисе, или как говориться стоять над душой и следить за процессом. Вряд ли это кому то понравится и вряд ли кто то это допустит.
Предлагаю технологию запрессовки нагретого кольца и подшипника, которая исключает и удары по трубе кувалдой, и исключает применение гидравлического пресса. Технологию запрессовки подшипника смотрите на рисунке №1, а запрессовку запорного кольца рассматривайте на рисунке №2. В процессе запрессовки используется скоба 6.
Я понимаю, что придётся немного потратиться на токарные работы, но это думаю будет не дороже работ по замене подшипников вашей машины в сервисе. Но зато токарные работы будут намного дешевле стоимости гидравлического пресса, да к тому же изготовив скобу, она будет использоваться вами не один раз, а долгие годы.
Но есть всё же более простой способ замены подшипника жигулёвской полуоси (без приспособления описанного в этой статье), которым пользуется большинство ремонтников. Он немного хуже, чем способ описанный здесь, но вполне работоспособный и главное простой. О нём можно почитать вот тут.
А о запрессовке колёсных подшипников в ступицу, с помощью обычных тисков, советую почитать вот в этой статье. Успехов всем!