Как предотвратить (не допустить) детонацию двигателя.
Многие водители и не подозревают о таком явлении как детонация и часто, при резком наборе оборотов, когда двигатель начинает издавать щёлкающие звуки, многие говорят, что это звенят поршневые пальцы. На самом деле это распространённое заблуждение, пальцы тут не причём, да и как они могут звенеть на новой машине, где все детали ещё не изношены. Щелкающий звук, при резком повышении оборотов, свидетельствует об очень быстром (взрывном) сгорании топлива, которое называется детонация. О ней и методах борьбы с ней, мы и поговорим в этой статье.
Детонация очень вредна для двигателя, так как легко может довести его детали до порчи и даже серьёзного разрушения, например до поломки перемычек поршней и их колец. Подробнее об этом, а так же о том, как распознать и отличить детонацию от калильного зажигания и такого явления как дизелинг, советую почитать вот в этой статье.
Так отчего же чаще происходит детонация и как её предотвратить?
Когда на любом двигателе, при любом диапазоне оборотов и нагрузок, угол опережения зажигания точно подходит для режима работы мотора, причина детонации в двигателе исходит из бензина, с низким октановым числом, то есть в котором недостаточно высокие антидетонационные свойства.
Но детонационные взрывы в цилиндрах могут происходить и при нормальном бензине, октановое число которого 91 или 92. Потому что большинство машин, даже наших отечественных, а точнее рабочий процесс их двигателей, создавался на заводе для 93 бензина (на многих иномарках для 95-го). И во времена когда создавали эти двигатели, ещё не знали, что появится бензин АИ — 91, АИ — 92, А — 92.
А в 99 году прошлого века вошёл в действие новый ГОСТ на бензин и на большинстве заправок исчез 93 бензин и остались АИ 98, 95, 91 и 80-й бензины. И большинство водителей отечественных машин, начали заправлять свои автомобили тем бензином, что дешевле всех (как правило 91-й, так как 80-й имеет уж очень малый октан). На автомобильных заводах, например на нашем отечественном Вазе, предвидели такой расклад событий и позаботились о предотвращении детонации, сделав возможность менять углы установки опережения зажигания, в зависимости от применяемого бензина.
Об этом сказано даже в инструкции по эксплуатации автомобилей. Но жаль, что мало водителей обращают на это внимание и тем самым губят двигатели своих машин и удивляются, почему такой короткий пробег (ресурс моторов) у наших машин. К тому же способность противостоять возникновению детонации у разных типов двигателей даже одного завода разная. И производители машин, для каждой модели откорректировали свои индивидуальные углы опережения зажигания, и эти индивидуальные углы можно увидеть в таблице слева.
Так например, если при заправке жигулёвской классики залить в бак не положенный 93 бензин, а скажем 92, то следует уменьшить угол опережения всего на два градуса (для «копейки» 2101 всего на один градус). Ну а если вы вместо 93-го зальёте АИ — 91, то угол опережения нужно будет уменьшить уже на четыре градуса (для 2101 на два градуса).
Ну а для переднеприводных ВАЗов (восьмёрки, девятки) при заливке 91 бензина, угол опережения следует уменьшить на четыре градуса (для мотора 21083 — 1,5 литра), а для двигателя 2108 — 1,3 литра угол уменьшаем на два градуса. Ну а для самого маленького мотора в 1,1 литра (21081) угол опережения следует уменьшить аж на пять градусов.
На двухцилиндровом моторе автомобиля Ока, при переходе на 91-й бензин вообще ничего не нужно делать, а на Ниве (21213 — 1,7 литра) нужно уменьшить угол всего на один градус. Но всё таки это условные рекомендации завода изготовителя, которые должен знать водитель, но бывает и их следует чуть корректировать, «играясь» с зажиганием, ведь каждый мотор как человек, строго индивидуален. Да и бензин сейчас сплошная гадость, и если написано на заправке например Аи — 95, это ещё не значит, что надпись соответствует действительности.
При изменении угла опережения зажигания под какой то бензин ( с более низким октановым числом), мощность двигателя конечно же чуть снизится, и естественно и крутящий момент. Например при переходе на 91 бензин, ощутимее всех потеряет мощность полтаралитровый мотор Ваз 21083, но не так уж и много, примерно 3,3 процента. А движок 1,3 литра Жигулей ВАЗ 21011 вообще не потеряет паспортную мощность, правда чуть чуть снизится его крутящий момент (всего на полтора процента). А вот крутящий момент на полтаралитровом 21083, упадёт больше всего, примерно на 5,6 — 5,8 процентов.
Ну и при переходе на низкооктановый бензин, и корректировке угла опережения, такой показатель как расход топлива, при крейсерских скоростях (90 — 120 км.ч) немного возрастёт (на более современных переднеприводных машинах), и у каждой машины немного по разному, но в пределах от 0,7 до 4-х процентов. А на жигулёвской классике (от 01 до 06) расход бензина может даже снизиться.
Ну и последний показатель, такой как время разгона машины, не сильно увеличится, примерно не более пяти процентов.
Ну а что же для иномарок, как не допустить детонацию на них? Конечно же конкретно для каждой, дать рекомендации невозможно, ведь их очень много, а модификаций их двигателей ещё больше. Главный совет, который я могу дать водителю иномарки, чтобы он предотвратил детонацию, заливать только тот бензин, который рекомендует завод изготовитель для конкретной модели двигателя.
Ведь если у вас нашлись средства на покупку иномарки, то глупо экономить на более дешёвом топливе. И тщательно выбирать заправки, ну и по возможности заправляться на проверенных, ведь бензин плохого качества попадается всё чаще. Как проверить качество бензина без лаборатории, я написал вот тут.
Ну а если же в вашем регионе не часто бывает бензин нужного октанового числа, то пользуйтесь фирменными присадками к топливу, которых сейчас полно в продаже. Ну и самый последний совет: если же вы всё таки хотите перейти на более дешёвый низкооктановый бензин, то прежде чем это сделать, внимательно изучите устройство вашего двигателя и узнайте, предусмотрена ли там вообще корректировка угла опережения, для перехода на другой бензин. И если да, то найдите точные цифры градусов корректировки угла именно для вашего двигателя, для перехода на другой бензин.
Только так вы сможете предотвратить детонацию вашего двигателя, и исключить его порчу, ведь вместо экономии копеек на бензине, можно наоборот попасть в большие расходы по ремонту; удачи всем.
Материал в стиле глубокого «ретро». Вы его что ли не читали перед публикацией? Ни слова нет про датчик детонации на инжекторных двигателях. Вы специально провоцируете читателей на грубые слова в свой адрес?
Во первых здравствуйте уважаемый Александр. Я рад что вы знакомы с датчиком детонации и знаете для чего он нужен. Информации на эту тему в интернете море. Но это не значит, что если про это у кого то не написано, то у всех это вызывает отрицательные эмоции и грубые слова. Читайте внимательно название статьи, для особо одарённых повторю ещё раз — «Как предотвратить детонацию». Естественно, если эта статья так называется, то она рассчитана на те машины (которых кстати до сих пор много на наших дорогах и не только в глубинке), у которых нет датчика детонации, который на автомате корректирует угол опережения и исключает детонацию. Статья рассчитана на водителей новичков, ездящих на более старых машинах без этого датчика, но чтобы они могли подстроиться сами под любой бензин. И не было бы никакого смысла писать эту статью, если бы абсолютно все машины, были оснащены датчиком детонации. Поэтому каждый водитель найдёт для себя в сети что то полезное. Ведь много водителей ездят на свежих иномарках, но не стоит забывать и о более простых людях, ездящих на старых отечественных машинах или старых иномарках (кстати есть старые настоящие железные автомобили, которым самые свежие иномарки — пластиковые скорлупки, и в подмётки не годятся), и для них тоже иногда нужно что то писать. Так что будьте корректнее ко всем людям, а не только к «мурчащим» водителям свежих впрысковых иномарок. Всего хорошего.