Как выбрать тестер (мультиметр).
Отказ в электрике машины или мотоцикла с электронными мозгами конечно явление редкое и найти причину отказа без специализированного и компьютезированного сервиса нереально, но вот всевозможные электромелочи можно выявить самому с помощью обычного тестера, сэкономив и время и деньги. Например, если пропала искра, то подсоеденив к катушке зажигания щупы тестера и определив, что на неё не поступает бортовое напряжение, можно кинуть на катушку отдельные провода от батареи, и благополучно доехать до дома. Да мало ли ещё, что может случится в дороге с электрикой, и поэтому тестер просто необходим и в гараже и в дороге. Но в наши благополучные времена в продаже их великое множество. Так какой же выбрать? Начнём как обычно — от простого к сложному.
Самый простейший тестер, это контрольная лампочка (прозвонка) с двумя проводами. Кому нужно всего лишь определить обрыв проводки, она подойдёт в самый раз. Для обнаружения более сложных неисправностей необходим уже более сложный тестер, который имеет переключаемые функции вольтметра, амперметра и омметра.
Но следует учесть, что электрооборудование на разных мотоциклах устроено по разному. Для мопеда оборудованного электростартером, потребуется тестер, способный измерить пусковой ток в пределах 10 — 12 А, а на более кубатурном мотоцикле или автомобиле, нужен более мощный прибор. Существуют машины с питанием электрических потребителей на постоянном токе, а есть мотоциклы с потребителями, работающими на переменном токе.
Перечислять отличия можно долго, лучше перед покупкой тестера изучите свою машину и определите заранее, какой прибор подойдет для вашего аппарата и с какими видами измерений он должен быть. Стоимость тестеров может быть от 5$ до 70.
Стрелочные тестеры.
Существуют тестеры с цифровой шкалой измерения и с стрелочной. Со стрелочной шкалой тестер раза в четыре дешевле «цифровика». Однако и неудобств с ним немало. Стрелочная шкала «читается» без затруднений только тогда, если её размер в полстраницы книги. Китайские «малютки» ( те, что стоят доллар-два) придётся рассматривать под лупой. Циферблат «стрелочников» забит множеством шкал — сразу не определишь по какой вести отсчёт. И градуировка путанная: одни шкалы поделены от 0 до 30 единиц, другие — до 100. Переключателей пределов измерения может быть несколько, выбору правильных комбинаций придётся поучиться. Такие тестеры действуют точно только в горизонтальном положении. Если наклоните, то перед началом измерений ручкой подстройки стрелку придётся возвращать к нулю. Нужно добавить, что подвеска стрелки настолько капризна, что при падении или тряске в инструментальном ящике мотоцикла, можно попрощаться со стрелочником.
Тестеры с жидкокристаллическим дисплеем , в большей части китайского производства. Но, даже самые дешёвые , вполне удовлетворяют запросы электрика. Шкала выдаёт абсолютные показания . Переключатель пределов измерений ручкой ( как у стрелочного), но зато один, что удобно. Но если не известен уровень измеряемой величины, то начинать работу придётся с наивысшего предела измерений и уменьшать его по мере надобности.
Недостаток этих тестеров — это отсутствие функций измерения переменного тока, так что они не пригодны для полноценной диагностики техники, питаемой генераторами переменного тока без последующего выпрямления . Другое неудобство: если сгорел защитный предохранитель или надо сменить батарейки питания, прибор придётся расковыривать отвёрткой. Зато, таким тестером можно проверить состояние электростартера малокубатурной техники. Он способен измерить постоянный ток до 10-16А. Это по инструкции, а на деле — до 20. Но измерение проводите быстро, иначе оплавятся провода щупов. Приборы подороже ( $20-25), как правило, снабжены защитой от неправильного подключения особым автоматом и даже сообщат «пищалкой», что вы совершили ошибку. Тот же зуммер помогает тестировать проводку: есть обрыв — молчит , исправна — звучит. Польза очевидна: не надо, удерживая щупы на контактах в глубине моторного «отсека», «сворачивать» голову, чтобы увидеть цифры на дисплее. Некоторые тестеры способны определить обороты двигателя и «воспринять» переменный ток.
Следующую ценовую ступеньку занимают автоматические приборы ( $30-40). Помимо прелестей , описанных выше, они не требуют крутить ручку переключателя — им надо лишь (нажатием на кнопки) «указать», какую величину ( ток, напряжение или иное) требуется измерить. Нужный диапазон измерений он подберёт сам. О батарейках можете не беспокоиться: по окончанию работы или при длительном перерыве прибор сам отключит питание.
Самые серьёзные- многофункциональные тестеры стоят не меньше $50-70. И именно такой прибор (но чуть дешевле) можно посмотреть, или купить, перейдя вот по этой ссылке. Там же на странице можно просмотреть, или выбрать и множество других мультиметров.
«Серьёзные» приборы совсем не значит , что они сложные, наоборот, пользователь получает массу удобств. Кроме того, что умеют более дешёвые модели, они способны запоминать измерения на экране. Это необходимо зачем? А затем, что в иных ситуациях следить за дисплеем трудно — глаза заняты поиском контактов.
Если измеряемая величина «прыгучая» ( например, напряжение пульсирует), то псевдоаналоговая шкала покажет динамику её изменения. А выносной термодатчик поможет измерить температуру деталей мотора и жидкостей. С помощью токовых клещей , надетых на провод , моментально определите протекающий ток ( не надо разрывать цепь, снимать изоляцию, как при применении дешёвых приборов).
Однако, не стоит разоряться на столь совершенный тестер, если пользуетесь им от случая к случаю,- не вечно же электрика барахлит! Он, скорее, для тех, кто постоянно ремонтирует мотоциклы. Учтите, что модификаций «цифровиков» в каждой ценовой категории — не счесть, и некоторые созданы вовсе не для мотоэлектрика, а для специалиста по микросхемам. К примеру, есть тестеры, способные измерить силу тока всего в пол-ампера: даже ток, потребляемой фарой или катушкой зажигания, не говоря о стартере, для них запределен. Чтобы не ошибиться, перед покупкой изучите инструкцию.
Неоспоримое преимущество цифровых тестеров: к тряске и вибрации они терпимее. Присущая всем слабость: при отрицательных температурах или под лучами солнца дисплей может расплыться тёмным пятном. Отогрейте или охладите прибор ( не в холодильнике, а в теньке) и экран снова оживёт. Помимо перечисленных функций большинство тестеров «умеют» и кое-что ещё: проверять транзисторы, измерять ёмкость конденсаторов, измерять температуру и т.п.
Приобретая импортный прибор, удостоверьтесь, что его сопровождает инструкция на русском языке, иначе не освоите прибор. Все обозначения на тестере на английском или китайском языках. Замена питания или сброс (замена) защиты может потребовать знания особенностей, присущих данной модели. Провода должны быть диаметром не меньше 2-4 мм, худосочные жилы при измерении больших токов расплавятся.
Лучше, если щупы будут разборными, чтобы в случае повреждения «родного» провода его можно было сменить без мучений. Прибор, не оборудованный защитой от перегрузок, рано или поздно сгорит: «опытный» электрик, бывает, измеряет Вольты омметром, то есть, устраивает тестеру короткое замыкание. Поинтересуйтесь у продавца, можно ли будет дополнить тестер опциями, расширяющими его возможности, выносными клещами, термодатчиком и т.д. Понятно, что при сопоставимых ценах предпочтительнее покупать «расширяющийся» прибор.
Выбирайте тестер с питанием от распространённых батареек или аккумуляторов. Некоторые элементы дороги и их ещё поискать придётся. Дешёвые цифровики часто — дешёвка и врут «наглым образом». До покупки оцените достоверность показаний: включите» Омы» и замкните щупы между собой. Если на шкале высвечиваются лишь нули или единица в последнем знаке после «запятой», — настройка идеальная. Если же цифры постоянно меняются в одном или нескольких разрядах — прибор халтурный, и советую поискать более дорогую модель. Успехов в ремонте.