Как выбрать тормозные колодки для дисковых тормозов.
Через определённое время катаний, приходит момент, когда тормозные колодки изнашиваются, а с тормозами желательно быть внимательнее. Определив это, мы открываем каталог или отправляемся в магазин за новыми колодками и обнаруживаем, что выбор то огромен, и цены разные. Как определиться в этом изобилии и сделать правильный выбор? Постараемся разобраться.
На большинстве свежих мотоциклов обычно стоят оригинальные колодки от производителя мотоцикла. Но гоняться за ними нет смысла и объясню почему. Вообще колодки изготовляют считанные тормозные фирмы, но в продажу они поступают с разными этикетками. И многие называют оригиналом, то что упаковано в коробку с логотипом производителя мотоцикла, который не задирает цену за крутой тренд. Если надумаете менять колодки в мото-сервисе, то можете довериться выбору мастеров, так как они установят колодки уже проверенного временем производителя. Наиболее популярные обычно называют в порядке убывания по рейтингу: Nissin, Ferodo, Vesrah, Good-ridge — эти более распространены ; Lucas и Tokico, но эти встречаются реже.
Довольно часто бывает, что к одному и тому же суппорту подходят колодки, в названиях которых отличия лишь в буквенном обозначении, или всего лишь отличаются цветом краски. В чём разница, можно определить из каталогов производителей (бывают каталоги в магазинах запчастей). Как правило эта информация не важна и носит рекламный характер.
Нам важна только информация по рабочим свойствам и применяемости. Прежде всего колодки делятся на типы, а именно: универсальные, спортивные и для бездорожья. У каждого типа есть свои достоинства и недостатки и естественно каждый тип хорош но по своему. И как правило при улучшении показателей одного свойства, ухудшаются другие свойства и это нормальное явление. Но всё же следует покупать те тормозные колодки, технические характеристики которых подходят именно вашему мотоциклу и вашему стилю езды.
Типы тормозных колодок.
Универсальные.
Любая фирма наряду с дорогими, выпускает простейшие колодки, которые предназначены для огромной армии скутеров и мотоциклов с малым рабочим объёмом двигателя. Но эти колодки подойдут и в суппорт заднего колеса современных мотоциклов с рабочим объёмом до 600 кубиков. Поставить их можно, но мотоцикл уже не остановится, по привычке, как вкопанный. Но для начинающих мотолюбителей это и к лучшему, так как колёса уже не заблокируются и можно избежать падения, особенно на мокрой дороге. Основное достоинство таких колодок, это долговечность и не сильное истирание тормозного диска, ну и их небольшая цена. Обозначение колодок этого типа: S у Ferodo и SS у Nissin.
Следующая группа называется суперуниверсальной и пригодна для большинства мотоциклов, которые могут эксплуатироваться в самых разных условиях. Тормозят колодки этой группы лучше, чем предыдущей, но и изнашиваются естественно быстрее. Обозначение: P у Ferodo и NS у Nissinn, попадаются в продаже колодки этого типа и у фирмы Vesrah.
Эффективней всего остановят ваш аппарат самые дорогие из универсальных, которые обозначаются буквами ST у фирм Ferodo и Nissin и Sintered metal у фирмы Vesrah. Тормозят эти колодки отлично, но уж очень быстро «съедают» тормозные диски и неприменимы к чугунным дискам древних моделей мотоциклов. Но с этим недостатком всё же придётся смириться водителям, которые предпочитают спортивный стиль езды, да и владельцам тяжёлых туреров, например BMW LT или Honda Gold Wing, только эти колодки быстро остановят этих «малышей». На эти мотоциклы и рассчитаны отличные тормозные свойства этих колодок, особенно при поездках в дождь. Эффективней могут быть только что SG у фирмы Ferodo.
Тормозные колодки для внедорожных мотоциклов.
При катаниях по бездорожью есть две особенности- это поездки по пустыне или пляжу или поездки по болотистой местности (грязи). И типы тормозных колодок следует разделить, в зависимости от стихии (условий) их работы. При форсировании рек, да и вообще в сырую погоду, эффективней других себя поведут колодки с обозначением SG у фирмы Ferodo и ST-MX у фирмы Nissin. Эти колодки спроектированы специально для работы с мокрым тормозным диском, но и не теряют своих тормозных свойств в сухую погоду. Но за эту уникальную универсальность приходится дорого платить, и за колодки и за диски, так как диски тоже очень быстро изнашиваются. На суппорта, работающие с чугунными дисками древних аппаратов такие колодки вообще ставить не рекомендуют.
При катании по пустыне или пляжу, тормозам приходится тяжело: вездесущий песок постоянно стремиться внедриться в фрикционный материал колодок, и поцарапать и съесть тормозной диск, да ещё и высокая температура воздуха способствует вспениванию тормозной жидкости. Именно для этих тяжёлых условий разработаны тормозные колодки с обозначением DX у Ferodo и GS у Nissin. Колодки этих фирм хорошо противостоят износу от абразивной песочной пыли и одновременно служат теплоизолятором, так как устойчивы к нагреву. Но иногда свойство теплового изолятора не очень хорошо, с одной стороны тепло не доходит до тормозного суппорта и не нагревает тормозную жидкость, что вроде бы не плохо, так как она не закипит. Но зато при интенсивном торможении очень сильно нагревается тормозной диск (суппорт то не забирает часть тепла) и его может покоробить. От этого можно почувствовать на рычаге при торможении мелкую дрожь. Спасает то, что при поездках по песку приходиться тормозить реже и намного плавнее, а удачно подобранные диски в паре с этими тормозными колодками работают намного дольше.
Тормозные колодки для спорта (кольцевые гонки).
Из мировых соревнований к дорожным спортбайкам пришли колодки с обозначением CP911 у Ferodo и RS у Nissin . Эти детали обеспечивают отличное замедление, но при одном условии — диск и колодки должны быть разогреты. Это возможно только при гонках на соревнованиях, когда резкие ускорения чередуются с резкими торможениями. При обычных поездках по городу, естественно поддерживать такую температуру тормозных деталей не удастся. А в холодном(обычном) состоянии эффективности торможения этими деталями вообще нет, и из за этого производители запрещают устанавливать такие изделия на мотоцикл и использовать на дорогах общего пользования. Так же напомню, что перечисленные выше колодки способны работать только со специальными тормозными дисками, которые не коробятся и не теряют прочность при сильном нагрев (часто в спорте используют очень лёгкие и дорогие углепластиковые диски). Нужно осознать, что эти колодки и сами быстро износятся и быстро «съедят» тормозной диск, несмотря на свою высокую цену. Но спортивные достижения всегда стоили не малых денег.
Ещё одно из качеств, по которым определяют тормозные колодки, так это уровень шума при торможении. Так вот именно спортивные колодки, описанные выше, шумят при работе громче всех. Есть ещё одна особенность, которая может смутить байкера при покупке деталей. У многих современных мотоциклов стоят спереди два тормозных диска. Так вот нужно быть готовым к тому, что вам могут продать два комплекта колодок, с отличающимися номерами и деталями, чаще всего для байков Судзуки или Кавасаки. Но не стоит удивляться, так как тормозные колодки в наборах зеркально симметричны друг другу и имеют разные обозначения под правый и левый тормозные диски.
И последнее, рекомендовать какой то точно определённый вид колодок для любых условий эксплуатации нереально. Ведь каждые эффективны только в тех условиях, для которых специально разработаны. Колодки, которые отлично тормозят, быстро стираются сами и съедают диск, а у сберегающих диск долговечных колодок, может не хватить фрикционной хватки, чтобы вовремя остановить тяжёлый байк на большой скорости. Колодки предназначенные для пустыни, будут плохо справляться со своими обязанностями в мокрую погоду. Так же созданные для болотной жижи колодки, будут плохо тормозить при поездках по пляжу или пустыне и быстро прикончат диск, впившимся в них песочком. Поэтому рекомендую подбирать тормозные колодки к своим условиям работы, или хотя бы искать золотую середину в применяемости.