Вы находитесь здесь: Главная > Полезные мелочи. > Контрольная лампа на панели, показывающая исправность ламп стоп-сигналов.

Контрольная лампа на панели, показывающая исправность ламп стоп-сигналов.

На самых современных машинах, если стопсигналы перестают работать, то на панели приборов этих машин вспыхивает контрольная лампа(сигнализатор), предупреждающий водителя о неисправности. И это очень полезный девайс, так как поездки с неработающими стопсигналами всегда опасны, особенно в напряжённом мегаполисе. Но на большинстве более старых автомобилей, особенно отечественных, такой полезной фишки нет. И многие водители этих машин, в спешке, почти никогда не проверяют работу стопарей, так как это в светлое время суток не удобно, требуется или помощник, или палка для упора педали тормоза. Предлагаю установить индикатор на панель приборов и сделать простую самодельную схему, которая всегда будет оповещать водителя, если стопы вдруг перестанут работать. 

Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала.

Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала.
VD1 — диод КД209, КД105 ; HL1 — контрольная лампочка (лучше диод); VD2 -диод КД202; HL2 и HL3 — штатные лампы стоп-сигнала; HL4 — дополнительные стопари, если они имеются.

Причём можно использовать аж 3 варианта осуществления этой идеи, и один из этих вариантов, позволит даже контролировать работу ламп габаритов автомобиля. Для начала рассмотрим самый простой вариант, изображённый на рисунке 1. На этом рисунке буквами HL2 и HL3 помечены лампы стопсигналов, а буквы Вк — это заводской включатель стопсигналов.

И если установить где нибудь на панели приборов дополнительную лампу HL1 (контрольная лампа) и подключить её как на рисунке 1, то она будет загораться при включении зажигания и поездке, пока исправна хотя бы одна из ламп стопарей.

Желательно установить на панель не обычную 12- вольтовую лампочку, а большой светодиод, рассчитанный на 12 вольт и у которого патрон такой же как и у обычной лампочки. Сейчас такие уже есть в продаже, и прослужит он намного дольше обычной лампы, ведь гореть ей придётся постоянно, пока какая то лампа стопаря не сгорит.

А диод VD1 нужно будет впаять для того, чтобы напряжение +12 вольт не шло в цепь зажигания, при нажатии водителем тормозной педали при стоянке машины (когда зажигание выключено). Диод можно использовать здесь даже маломощный, к примеру КД-209, КД-105.

Ну а если на вашей машине имеется заводская контрольная лампочка работы тормоза, то её следует подключить как HL4 (на рис.1), причём через диод VD2. Если не использовать этот диод, то тогда сигнализатор не сможет различить, что исправно — лампы стопарей или контрольная лампа тормоза. В качестве диода VD2, следует использовать диод, рассчитанный на ток не меньше пяти ампер, так как через него будет проходить ток сразу двух ламп, каждая из которых по 21 ватт. Можно использовать в качестве диода VD2 диоды КД247, КД202, КД213.

На рисунке 1 показана простая и надёжная схема, но у неё есть один минус: если сгорит всего лишь одна из ламп стопаря, то эта схема не среагирует на это. Но на рисунке 2 показана схема, у которой нет такого минуса. Причём схема показанная на рисунке 2, будет ещё и контролировать исправность ламп габаритов машины. Но для того, чтобы спаять такую схему, нужно будет купить реле-прерыватель указателей поворотов, и подойдёт только РС950, реле других типов не подойдут.

Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала.

Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала и габаритов
ВКт — штатный включатель стопсигнала, HL1 — контрольная лампа исправности стоп-сигнала 12 вольт; HL2 — контрольная лампа исправности габариттов 12 вольт; Вкг — штатный включатель габаритов; HLт — штатные лампы стопарей; HLг — штатные лампы габаритов.

Такой реле прерыватель отличается от других тем, что у него есть дополнительный вывод контрольной лампы прицепа, обозначаемый буквами КП. Но можно использовать даже вышедший из строя РС950. В реле РС950 будет задействована только схема контроля тока. Реле контрольной лампы НL1 будет срабатывать, только в том случае, если нагрузкой вывода ЛТ будут две исправные лампы  HLт по 21 ват каждая. И тогда при нажиме на тормозную педаль, на панели загорится контрольная лампа HL1.

Сам принцип контроля ламп габаритов машины HLr тот же, но две обмотки реле тока контрольной лампочки HL2 здесь будут подключены последовательно, потому что общая мощность 4-х ламп всех габаритных фонарей, имеет 20 ватт и всего от одной обмотки реле не сработает. И при включении водителем габаритных огней, контрольная лампочка HL2 тоже загорится, оповещая водителя, что все лампы исправны.

Система эта будет работать при включенном зажигании, если клемму реле 12В подключить к клемме №15 замка зажигания. Но можно клемму реле (12В) подключить и к клемме ЛБ, (на ней напруга есть и при выключенном зажигании) и тогда эта система будет работать даже при выключенном зажигании. Ну а клеммы реле, обозначенные буквами ПТ, П и знаком минус, не используются.

Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала

Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала с использованием реле ИЖПР.
Вк — штатный включатель стоп-сигнала; HL- контрольная лампа 12 вольт; HLт — штатные лампы стоп-сигналов.

И последний, третий вариант, изображённый на рисунке 3. В этой схеме используется реле тока П-ИЖРП-4 от машин ИЖ комби. Здесь тоже система контролирует исправность каждой лампы HLт стопарей, и если перегорит хотя бы одна из них, то контрольная лампочка HL не будет загораться на панели, при нажатии на тормозную педаль. Если же все лампы исправны, то при нажатии на тормоз, лампочка HL будет загораться, оповещая о исправности ламп стоп- сигналов.

Надеюсь эта небольшая статья, поможет внедрить в любую машину постоянный контроль за исправностью ламп стоп-сигналов, и будет полезной водителям, любящим постоянно совершенствовать свою машину; успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги:

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.