Моментальный прогрев двигателя и салона в мороз.
Долгие годы инженеры автомобильных заводов, разрабатывали и изучали до тонкостей систему охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля, и казалось бы, что эти системы доведены до совершенства, особенно на новых машинах с климатической установкой. Но как оказалось совсем недавно, в этих системах можно намного повысить их ещё очень маленький КПД (коэффициент полезного действия) и существенно ускорить прогрев и двигателя и салона в холодную погоду. О том как этого добились инженеры, я и поведаю в этой статье.
О доработке системы охлаждения своими руками, которая позволит эффективнее прогревать и двигатель и салон, я уже писал, и подробно почитать об этом можно вот тут. В этой же статье мы рассмотрим систему, которая была разработана инженерами фирмы.
Всем водителям знакома неприятная ситуация, когда в морозное утро вы садитесь в промёрзший салон, и дрожащей от холода рукой, еле вставляете ключ зажигания и заводите двигатель. И если включить в этот момент печку (отопитель салона), то толку от неё никакого, пока мотор не прогреется до рабочей температуры. И причём при включенной печке двигатель прогревается намного медленнее. В этот момент прогрева, минуты тянутся долго, стёкла запотевшие и нет никакого желания куда то ехать.
Многие так же знают, что любой двигатель должен работать в определённом тепловом режиме, только в нём он сможет отдать всю свою мощность, не потерять свой ресурс и быть экономичен. И хотя современные инжекторные двигатели вроде бы допускают начало движения автомобиля сразу же после запуска, но всё же на их «здоровье» это сказывается не слишком благотворно, не говоря уж об очень вредных выбросах в этот момент в окружающую среду, а расход топлива в это время колосальный.
Исследования, которые проводили немецкие специалисты, выявили, что в самом начале поездки, холодный двигатель среднего рабочего объёма, легкового автомобиля, пожирает около 40 литров на 100 км !!! И хотя этот сумасшедший расход снижается в двое уже через километр пройденного пути, но всё равно лишь только к пятому километру, можно засечь цифры расхода топлива, близкие к рекламируемым. И эти исследования были проведены при плюсовых температурах, до нуля градусов. А теперь представьте, если например за бортом -25 мороза ???
Проблема быстрого прогрева проявилась ещё острей с появлением на рынке более эффективно работающих моторов, особенно дизельных. Как можно прогреть такой мотор (да любой тоже) до рабочей температуры, если на улице минус двадцать, а до работы ехать всего пять или десять минут. Естественно в таком режиме любой двигатель своей рабочей температуры может не дождаться довольно длительное время, а иногда и всю зиму (если водитель кроме работы на машине никуда больше не ездит).
Но как всё таки решить такую проблему? С ней наконец то справились инженеры фирмы «Вистеон», и способ очень простой как и всё гениальное. Вспомните, какая деталь в нашем автомобиле или мотоцикле прогревается в любой мороз моментально? Конечно же выпускная система! И инженеры фирмы решили использовать бесполезно пропадающее тепло выхлопных газов. Ведь именно их температура в считанные не минуты, а секунды после запуска двигателя, достигает несколько сотен градусов, и подумать только, этот раскалённый поток тепловой энергии, бесполезно вылетает в трубу!
Умные инженеры-изобретатели раздвоили выхлопную трубу экспериментального автомобиля на две паралелльные отдельные трубы (см.рисунок). Одна труба обычная, а во второй поместили теплообменник, подсоединённый к системе охлаждения двигателя. Схема эта очень простая и примерно такая же как и используемая нами уже давно, в домашней газовой колонке, в которой очень быстро нагревается проточная вода.
Вся сложность этой системы заключается только в специальных заслонках, которые по команде электронного блока управления могут перекрывать рукав дополнительной выхлопной трубы. А блок управления, постоянно следит за температурным режимом двигателя, и в соответствии с этим режимом управляет заслонками. И теперь охлаждающая жидкость, прокачиваемая помпой, нагревается не только забирая тепло от стенок двигателя, но и от выхлопных газов, которые проходят через спираль змеевика.
Нагрев охлаждающей жидкости, а соответственно прогрев двигателя и салона, происходит намного быстрее чем в обычной системе, и посмотреть это наглядно вам поможет график на рисунке. И заметьте, что по вертикальной оси показана температура воздуха в салоне, а не охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Жидкость в системе достигает рабочей температуры намного раньше.
Такую систему можно установить на любой серийной машине, так как она не сложная и от этого не потребует серьёзных затрат от потенциальных клиентов. И поэтому ей заинтересовались многие фирмы. Да и с заказчиками проблем не будет, так как плюсов у автомобиля, оборудованного такой системой будет достаточно. Это и существенное увеличение ресурса двигателя (как известно, свой ресурс двигатель очень быстро теряет в момент прогрева), и ощутимая экономия топлива, и снижение вредных выбросов. Ну и наконец то можно будет поблаженствовать в тёплом салоне вашего автомобиля, почти сразу же после запуска двигателя.
Особенно на дизелях будет шикарно раз в год разбирать всю конструкцию и чистить от сажи, которая забьёт нахрен все заслонки.
Для очистки системы от сажи разбирать ничего не нужно. Всё гораздо проще: немного открутил от выпускного коллектора приёмную трубу, затем залил в образовавшуюся щель (в выпускную систему) жидкость типа «Крот» (для очистки канализаций), или любую другую жидкость на основе щёлочи, подождал несколько минут, затем вынул пробку с выхлопной трубы и слил растворённую сажу. Ну а если мечтать и думать, что сажа всё забьёт, тогда и сажевый фильтр нужно срезать, который со временем забивается.