Вы находитесь здесь: Главная > Мастерская. Станки и оборудование. > Подкат для мотоцикла.

Подкат для мотоцикла.

Подкат для мотоцикла является необходимым приспособлением в гараже, особенно если ваш байк не имеет центральной заводской подставки. Он позволяет легко приподнять как заднюю часть мотоцикла, так и переднюю и далее спокойно производить техническое обслуживание байка. В этой статье будет подробно рассмотрено, как в гаражных условиях можно сделать самодельный подкат для вашего байка, который будет не хуже дорогих фирменных изделий от именитых производителей.

Подкат для мотоцикла от заводских производителей может стоить 100 — 200$, и многие мотоциклисты наверное думали о том, что не стоит платить такие деньги за несколько сваренных между собой труб. Ведь самодельное подкатное устройство совсем не сложно изготовить своими руками, и причём из того, что можно найти в гаражном хламе.

ПОДКАТ ДЛЯ МОТОЦИКЛАПодкаты для мотоциклов бывают разные и конструкция и размеры некоторых приспособлений могут несколько отличаться, в зависимости от диаметра колес мотоцикла и его габаритов. Но принцип работы и устройства большинства заводских изделий довольно прост и почти одинаков.

Чтобы правильно изготовить подкат для вашего мотоцикла, нужно вначале произвести некоторые замеры на вашем байке (какие замеры и чего будет описано ниже), затем подготовить материал и инструмент (который тоже будет описан в процессе работы) ну и останется только начать…

Подкат для мотоцикла (для задней части байка) своими руками.

Простейший подкат (например как на фото выше) можно изготовить из толстостенной круглой трубы. Однако для такого изделия потребуется трубогиб и навыки гибки труб, но трубогиб есть не у всех. Во вторых такие подкаты не обладают достаточной жёсткостью, особенно если мотоцикл довольно тяжёл (например круизёр).

Поэтому гораздо проще использовать профильную трубу, которую при изготовлении подката не нужно будет гнуть, а просто нужно будет нарезать угло-шлифовальной машинкой нужные отрезки труб, и затем сварить их между собой с помощью сварочного аппарата, что и будет описано ниже.

Итак, для начала следует подготовить самый распространённый материал — профильную трубу, так как она является довольно жёсткой, несмотря на свой малый вес и небольшую толщину стенок. И вполне подойдёт труба размером 40х20х3, или 45х25х3. Если же у вас довольно тяжёлый мотоцикл (например круизёр), то тогда советую поискать на металлобазах (или металлоломе) трубу, с толщиной стенок не 3 мм., а 4мм., и даже 5 мм. Так получится чуть более тяжёлая конструкция, зато она будет жёстче и надёжнее.

подкат для мотоцикла

Подкат для мотоцикла — чертёж
1 — расстояние равное расстоянию от задней оси колеса до земли, 2 — расстояние равное примерно 70 — 80 мм, 3 — расстояние равное ширине задней части маятника, 4 — расстояние так же рнавное ширине задней части маятника.

Сколько потребуется трубы, можно будет узнать, если произвести замеры рулеткой тех расстояний, которые показаны на рисунке 1. Как видно из рисунка, нам следует узнать всего 4 основных расстояния, которые я пометил на рисунке цифрами 1,2,3,4. Сначала меряем для труб расстояние 1, которое будет равно расстоянию от оси вашего заднего колеса до поверхности пола в гараже.

Только следует учесть, что трубы, помеченные на рисунке красными стрелками, будут привариваться к конструкции под углом примерно 70 — 80 градусов от поверхности пола, а значит эти трубы отрезаются примерно на 10 см длиннее, чем расстояние 1, показанное на рисунке.

Если же трубы, помеченные на рисунке красными стрелками, приварить ровно (то есть не под углом 70 — 80º, а 90º к поверхности пола) то такой подкат будет всегда стремиться опустить мотоцикл самостоятельно, после того, как вы перестанете давить на рычаг. Надеюсь с этим понятно, идём дальше.

А дальше отмеряем расстояние, помеченное на рисунке цифрой 2, оно для самых длинных труб, которые будут выполнять роль рычага, при подъёме вашего байка. Длинна этих труб примерно 70 — 80 см, и чем оно больше, тем легче будет отрывать заднюю часть вашего мотоцикла от пола (чем тяжелее байк, тем это расстояние больше). Но и слишком длинные трубы рычага тоже плохо, оптимально как было сказано ранее, то есть 70 — 80 см.

При замерах новичкам удобно пользоваться как рулеткой, так и кусками деревянных реек (лучше толстой проволокой — подобие проволочного шаблона), которые позволяют более наглядно видеть картину будущего подката.
Далее следует отмерить расстояния 3 и 4 для поперечных труб, которые будут соединять продольные трубы. Эти расстояния (помеченные на рисунке цифрами 3 и 4) и равны ширине задней части маятника вашего мотоцикла, в районе оси заднего колеса.

Ну и останется отмерить длину для усилительных труб (выполняющих роль косынок) которые помечены на рисунке зелёными стрелками. Можно конечно обойтись и без этих усилительных труб, как показано на фото в начале простейшего подката, но всё же лучше их использовать, особенно если у вас мотоцикл солидной кубатуры и веса. Длина усилительных труб подбирается по месту, то есть когда уже основные трубы (продольные и поперечные) будут сварены между собой.

Подкат для мотоцикла Да и ещё, кусочки труб, помеченные на рисунке выше синими стрелками, позволят сделать подкат более красивым (с плавными углами) и к тому же они позволят поднимать байк более плавно (длина этих труб всего 8 — 10 см). Однако кому не охота вырезать и вваривать дополнительные вставки из труб, то можно изготовить подкат для мотоцикла и с острыми углами в районе колёсиков (как на фото) и такой вариант тоже вполне работоспособен, несмотря на то, что он более прост в изготовлении (кстати такой же вариант показан и в видеоролике под статьёй).

После замера расстояний, отрезки труб нужной длины (всего 10 кусков труб, или всего 8 — если будет делаться подкат с острыми углами в районе колёсиков) далее следует на концах всех труб сточить углошлифовальной машинкой фаски, для более качественного сварного шва и затем все трубы прихватить электросваркой. Потом проверяем все трубы на паралельность и если всё чётко, окончательно обвариваем трубы между собой.

Подкат для мотоцикла

Различные варианты упоров подката как для маятника мотоциклов, так и для осей колёс, выполненные из стального листа, стального прутка, уголка, швеллера и т.п.

Последними двумя деталями, которые нужно будет приварить к вертикально наклоненным трубам подката (тем, которые приварены под 70 — 80) являются упоры для маятника, и варианты разных упоров, как для маятника, так и для осей колёс мотоцикла показаны на фото. Причём упоры желательно изготовить съёмными и разными — это расширит возможности вашего самодельного подката.

Упоры можно изготовить из швеллера подходящей ширины (если маятник имеет квадратный профиль), ну или вырезать их из уголка, круглой трубы, если маятник вашего байка изготовлен из круглой трубы.

Также вполне работоспособен вариант упоров из листовой стали, или стального прутка (они есть на фото) не для маятника или вилки, а для осей колес мотоцикла. Так же вариант упора из листовой стали показан на самой верхней фотографии, в начале этой статьи.

После приваривания или закрепления упоров для маятника, остаётся приварить оси для колёсиков, которые можно купить на строительном рынке. Но я советую использовать каучуковые колёсики от скейтборда (можно поискать в спортивных магазинах), эти колёсики имеют нормальные подшипники, рассчитанные на приличный вес, да и диаметр имеют совсем небольшой.

Подкат для мотоцикла

Ушки для осей колёс подката — вырезаем из листовой стали и привариваем к трубам.

Оси для колёсиков следует заказать токарю, и толщина осей (наружный диаметр) равна диаметру внутренней обоймы подшипников, установленных в колёсиках. Оси можно просто приварить к трубам, но гораздо надёжнее всё же вырезать специальные треугольные ушки для осей (как на фото слева), которые затем привариваются к трубам (всего нужно 4 ушка).

Остаётся зашлифовать сварные швы, обезжирить, загрунтовать и покрасить ваш подкат для мотоцикла, ну и после высыхания краски устанавливаем колёсики и приклеиваем кусочки листовой резины (толщина примерно 4 — 6 мм) в упоры для маятника.

Подкат для мотоцикла универсальный.

Такой подкат желательно сделать тем мотоциклистам, у которых не один, а два и более мотоцикла, или тем людям, которые хотят замутить свой мото-сервис. Как видно из фотографии чуть ниже, такой подкат имеет конструкцию, позволяющую менять ширину и высоту упоров для маятника, тем самым появляется возможность обслуживать разные мотоциклы (с разной шириной маятников и с разным расстоянием оси заднего колеса от земли).

Подкат для мотоцикла

Подкат для мотоцикла универсальный, то есть с регулируемыми по высоте и ширине упорами для маятника и с регулируемой шириной (благодаря трубе 5).

Конструкция такого универсального подката хорошо видна на фото и такой домкрат отличается от описанного выше тем, что на нём можно выдвигать подвижные упоры (в зависимости от расстояния оси заднего колеса мотоцикла от земли), а так же благодаря трубе 5 можно менять ширину подката, в зависимости от ширины маятника мотоцикла (обратите внимание, что ещё сами упоры для маятника можно регулировать не только по высоте, но и по ширине и после выставления нужной ширины, их остаётся зажать барашковыми винтами).

Изготавливается такой подкат из квадратных труб, причём для некоторых трубных деталей, которые я указал на фото красными стрелками, следует подобрать такие квадратные трубы, которые бы были чуть уже и вставлялись бы в трубы (которые указаны красными стрелками) без больших зазоров (желательно чтобы зазор между телескопическими соединениями труб был не более 1 мм).

Так же на концах труб деталей, указанных красными стрелками, сверлятся отверстия, затем к отверстиям привариваются гайки и в гайки закручиваются барашковые винты, которые будут зажимать подвижные упоры (а так же зажимать трубу 5, которая позволяет изменять ширину подката, к этой же трубе приваривается ручка для подъёма мотоцикла).

Можно и не приваривать гайки, а просто просверлить ряд сквозных отверстий (как на фото, в обоих трубах телескопического соединения) и затем для регулировки высоты подъёма упоров (и ширины подката) просто переставлять сквозные штифты, вставленные в просверленные в трубах отверстия.

На фото универсального подката для мотоцикла показан вариант применения как штифтов (для изменения высоты упоров), так и барашковых винтов (для изменения ширины подката). Вариант со штифтами способен выдержать бóльшие нагрузки, чем вариант с барашковыми болтами, зато вариант с болтами позволяет изменять высоту упоров и ширину подката буквально через каждый миллиметр. Какой вариант фиксации выдвижных труб выбрать, каждый решает сам, но разумеется работоспособны оба варианта.

Размеры всех труб отмеряются исходя из размеров какого то мотоцикла (среднее значение) и потом делаются выдвижные упоры маятника с длиннóй квадратных труб 20 — 25 см (тех труб, которые будут двигаться и зажиматься барашковыми винтами). Такая длина выдвижных труб с упорами позволяет обслужить практически все серийные мотоциклы.

Ну а ширина трубы под номером 5 делается примерно в два раза шире ширины маятника стандартного мотоцикла. Это позволяет расширить ширину этого универсального подката практически под любой байк (точнее под маятник любой ширины).

Подкат для мотоцикла для подъёма его передней части.

Единственное незначительное отличие подката для передней части мотоцикла — это изготовление упоров не под маятник, а под переднюю вилку мотоцикла.

подкат для мотоциклаОднако если мы изготавливаем универсальный подкат, как было описано выше, то упоры для заднего маятника просто вытаскиваются из труб подката (перед этим открутив барашковые винты и освободив трубы упоров) и далее изготавливаем упоры под переднюю вилку и вставляем их взамен упоров для маятника.

 

В итоге, у нас получается подкат, как для задней части мотоцикла, так и для передней.

подкат для мотоцикла Но разумеется это далеко не единственная конструкция переднего подката, если есть желание и чуть больше материала (трубы) то можно изготовить подкат с упором, который будет упираться не в перья вилки, а в нижнюю траверсу. Такой вариант подката для подъёма передней части мотоцикла (за нижнюю траверсу) показан на фото слева.

Причём к упору подката для передней части приваривается специальный штырь, который вставляется в отверстие штока нижней траверсы, и тем самым упор надёжно фиксируется под нижней траверсой вилки мотоцикла.

Какой вариант подката для мотоцикла выбрать и изготовить, конечно же каждый решает сам, исходя из своих возможностей и наличия инструментов и материалов.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.