Приспособление для нагрева шатуна.
Руководство по ремонту жигулёвских двигателей, (и других моторов с неподвижной посадкой поршневого пальца в головке шатуна) предписывает перед запрессовкой поршневого пальца в шатун, нагреть верхнюю головку шатуна до 240 градусов. Но вот на практике всё не так просто, особенно для новичков.
О точном монтаже поршневого пальца и приспособлении для этого я уже писал, и советую почитать об этом вот здесь. В этой статья мы поговорим о том, как правильно и с учётом остывания нагреть шатун, и какое следует изготовить приспособление для облегчения этого процесса.
На практике бывает всё не так просто, так как обычно нагретый до 240 градусов шатун, часто преждевременно «закусывает» (прихватывает) в своей головке поршневой палец, который ещё не успел встать на своё место (симметрично — относительно головки шатуна и поршня). Объяснить это довольно просто: головка шатуна и сам шатун стремительно остывает, а поршневой палец, который гораздо меньше по размеру, массе и соответственно теплоёмкости, довольно быстро нагревается и расширяется.
Из вышесказанного можно понять, что при отсутствии определённых навыков и сноровки (которой у новичков нет), даже нагрев головки шатуна до более высоких температур (300 — 320° С — начинают появляться фиолетово-синие цвета побежалости) тоже не помогает. А некоторые греют шатуны до 500 градусов, а это уже опасная температура, от которой может повести шатун (он станет кривой, и даже пару соток искривления очень нежелательны). Из всего можно сделать вывод, что проблема здесь в быстроте действий, а если быть точнее — в секундах.
То есть нагрев шатун, далее следует его быстро зажать в тисках за нижнюю часть (головку), потом быстро надень на шатун поршень, естественно правильно его сориентировав меткой вперёд (метка П), затем быстро ввести палец в отверстие в бобышке поршня, который заранее установлен в приспособление, и запрессовать палец, да так, чтобы он оказался по центру — симметрично и головке шатуна и поршню. За всё время этих манипуляций, шатун стремительно остывает, отдавая своё тепло холодным и массивным тискам, в которые зажат шатун. И от этого быстрого остывания, порой так не хватает нескольких секунд, что бы успеть установить поршневой палец по центру.
Намного облегчить вышеописанные манипуляции при запрессовке поршневого пальца, и при этом не сильно забрать тепло у шатуна, поможет приспособление, показанное на фото слева. И причём в нём можно закрепить сразу четыре шатуна, а не один. Все шатуны закрепляются винтами 3, но затягиваются они не сильно, иначе нагретые шатуны могут заклинить болтовую резьбу. Заклинивание резьбы бывает, если нагревают горелкой только головки шатунов. Но если вы нагреете шатуны вместе с приспособлением, например в муфельной печи, то заклинивания резьбы не произойдёт. Если позволяют условия, то лучше производить общий нагрев (вместе с приспособлением), так как в этом случае шатун остывает гораздо медленнее, ведь приспособление тоже нагрето и оно массивнее шатуна, а значит отдаёт ему часть своего тепла.
После установки первого поршня, для установки второго поршня, комплект деталей первого (и поршень и шатун) дополнительно подогревают. Установив второй поршень, для третьего поршня опять немного подогревают (ведь приспособа с деталями ещё не остыла, и её следует лишь немного подогреть). Для четвёртого поршня, опять всё немного подогреваем. Если при нагреве используем горелку, то действуем последовательно, подогревая ту головку шатуна, на которую устанавливаем поршень.
Кстати, если приспособление с деталями не будет греться в печи, (у которой маленький размер камеры), а будут нагреваться с помощью горелки только головки шатунов, то советую снизу к приспособлению прикрепить перпендикулярно пару пластин из листового металла (в качестве подставки), для лучшей устойчивости. Однако это не обязательно, если вы работаете с помощником, который может всегда поддержать детали при запрессовке.
Надеюсь, описанное в этой статье несложное приспособление, поможет ремонтникам-новичкам выполнить операцию по нагреву и запрессовке поршневых пальцев легко и быстро. Удачи всем!