Ремонт вентилятора отопителя (печки) автомобиля.
Всех водителей отечественных машин, можно поделить на две группы. Одна катается на ещё свежих автомобилях, пока уверяя себя, что в общем то хороший у них автомобиль, и таких людей не много. Большая же часть водителей отечественных машин — это те, кто уже довольно часто сталкивается с хроническими болезнями Жигулей, Волг, Москвичей. И самая распространённая неисправность таких автомобилей — это или отказ работы вентилятора отопителя салона (печки), или его постоянный визг, который очень сильно портит нервы. Эта неисправность настолько распространена, что вынудила меня написать эту статью, в которой я опишу простой способ избавления от этой неприятности (а точнее — несколько способов), и в итоге — это ещё и продлит ресурс моторчика вентилятора на долгие годы, и этот ресурс моторчика, переплюнет ресурс такого же узла на любой иномарке.
Проблемы с отопителем салона могут быть например из-за потёкшего радиатора печки. Как проверить радиатор на утечку и как отремонтировать радиатор печки или любой другой радиатор, можно почитать вот тут. Но больше всего печка беспокоит водителей именно из-за вентилятора отопителя. И тем водителям, которые дорожат своими нервными клетками (которые как известно не восстанавливаются), советую не затягивать с ремонтом и улучшением этого узла, так как со временем эта неисправность не пройдёт, а только усилится.
Болеют этой «болезнью» 100% жигулёвских отопителей, и поэтому я буду описывать ремонт и улучшение именно жигулёвского вентилятора. Но это не значит, что таким способом нельзя отремонтировать и улучшить моторчик Волги или Москвича. На этих отечественных машинах почти такой же вентилятор, и болезнь та же. И на примере жигулёвского узла, вы сможете улучшить вентилятор отопителя (печки) любой отечественной машины.
Замечено, что у моторчика вентилятора появляется первый писк в холодную погоду. А прогревшись при работе, визг прекращается, так как известно, что при нагреве металл расширяется, в данном случае расширяются подшипники скольжения (втулки), зазор между ними и валиком якоря увеличивается и визг пропадает. К тому же остатки Литола при нагреве плавятся и затекают в зазор. Но устранение визга при прогреве происходит недолго, и в итоге, примерно через месяц, моторчик начинает визжать постоянно. Если его снять и разобрав смазать втулки, то визг на некоторое время прекращается. Если же ничего не делать, то кроме вашей нервной болезни, вы получите ещё и хроническую болезнь моторчика — втулки и валик якоря быстро износятся и моторчик будет визжать с поросячим визгом постоянно, пока не заклинит.
Поэтому советую не затягивать с лечением, к тому же если кто то захочет полностью заменить моторчик на новый, а старый выбросить, то замечу, что качество нового, может быть ещё хуже, и проработает он меньше старого. Как правило, чаще всего визжит передний подшипник скольжения и валик, поэтому следует начать с доработки именно этого места. Существует несколько способов, и для первого не потребуется даже разбирать моторчик. Устранить визг самым простым первым способом, можно подводом дополнительной смазки в пару трения подшипник-валик. Периодически доставлять смазку в пару трения можно по пластиковой трубке (такой же как и на омывателе стёкол).
Замерив штангелем диаметр трубки, подберите сверло, которое по диаметру будет больше диаметра трубки на 0,5 мм. Почему больше на 0,5 мм, а не меньше. Потому что трубка вашего маслопровода должна сидеть в просверленном отверстии во втулке с зазором 0,5 мм, а излишки масла будут вытекать наружу, а не во внутрь моторчика (попадание масла на щётки и обмотки нежелательно). Начинаем работу с кернения (смотрим фотки) корпуса моторчика в зоне подшипника скольжения, то есть втулки.
Далее начинаем сверление, и просверлив отверстие примерно наполовину, нужно забить уже просверленное отверстие обыкновенным хозяйственным мылом или воском. Это предотвратит попадание мелкой стружки во внутрь моторчика. Продолжаем сверление далее, но более осторожно, пока не почувствуете, что вы упёрлись в валик.
Может случиться так, что на поверхности валика появится маленькая ямка. Это не страшно, наоборот благодаря ямке будет лучше удерживаться смазка. Но заусенцы от сверления советую удалить, и у кого есть лишнее время, то лучше всё же для этой операции с надфилем, разобрать моторчик. Для разборки нужно всего лишь удалить стопорную шайбу с валика и открутить два винта.
Теперь следует на корпусе моторчика зачистить до металла два пятнышка, и облудив их при помощи кислоты, припаять две полоски из жести (лучше латунные, так как легче будет их припаять). Эти полоски из жести будут удерживать маслоподводящую трубку. Когда вы вставите в просверленное отверстие маслопроводную трубку, загните припаянные полоски жести и зафиксируйте этим её.
Другой вариант этого способа — эта припайка к корпусу тонкой медной трубки, а уже потом на неё можно надеть пластиковую. Трубку можно вывести в любое удобное для вас место, а заполнять её маслом можно будет с помощью медицинского шприца. Как только вы услышите начинающийся визг, то следует продвинуть поршень постоянно подсоединённого в удобном месте шприца всего на пару миллиметров, и устранение визга минимум на месяц, вам гарантировано.
Это был самый простой и быстрый способ устранения визга моторчика вентилятора отопителя (печки). Но кто не хочет каждый месяц играться со шприцем и маслом, то описываю вариант переделки моторчика, в котором нужно будет заменить подшипники скольжения (втулки) на шариковые подшипники. Шариковых подшипников существует великое множество, и кто желает почитать какие бывают подшипники, что означает их маркировка и как в ней разобраться, то советую перейти вот по этой ссылке.
Кто не захочет подбирать подшипник сам, то советую использовать к примеру подшипник №60026 от счётчика мото-часов дизельного мотора, так же такие подшипники ставят на многие электроинструменты (например дрели или бормашинки). Подшипники от какой то бормашинки вообще прекрасный вариант, так как они рассчитаны на сумасшедшие обороты, а так как обороты моторчика отопителя в два или в три раза меньше, то работать он будет долгие годы без ремонта. Главное, чтобы подобранные вами подшипники были закрытого типа, с заложенной в них на заводе смазкой. Диаметр внутренней обоймы подшипника должен быть 6 мм, а наружный 25 мм. Кстати, если не подберёте под свой моторчик отопителя подшипник нужного диаметра, то можно заказать токарю переходную втулку, показанную на фото слева.
Для замены необходимо разобрать моторчик и узкой стамеской, или маленьким зубильцем срубить усики, которые удерживают стопорную шайбу. Далее извлекаем острым предметом стопорную шайбу, которая удерживает штатный подшипник скольжения. Остаётся выбить подшипник скольжения (втулку) с помощью молотка и подходящего стержня. Теперь остаётся запрессовать вместо штатных втулок долговечные подшипники качения.
Для тех водителей которым не подходят или не нравятся два перечисленных мной выше способа, предлагаю ещё один — третий вариант модернизации электродвигателя вентилятора отопителя (печки). А именно — установить опять же вместо штатных подшипников скольжения, тоже подшипники скольжения, но тефлоновые.
Этот интересный материал обладает очень низким коэффициентом трения, а так же он легко выдерживает высокую температуру, примерно до 400 градусов, и при этом не горит. Купить его можно на строительном рынке или в хозяйственном магазине, в виде различных прокладок для сантехники. И подобранная по диаметру, или выточенная шайба из тефлонового материала, будет работать ничуть не хуже шарикового подшипника.
Хочу заметить, что данные способы доработки электродвигателя отопителя, подойдут так же для доработки электродвигателя вентилятора системы охлаждения. Ведь на многих вентиляторах для обдува радиатора, стоят моторчики на втулках, а не на подшипниках качения, и проблемы те же.Принцип работы тот же. А в общем, по системе охлаждения и её неисправностях, советую почитать вот здесь.
Доработав ваш электродвигатель вентилятора отопителя (печки) одним из трёх перечисленных мною способов, вы на долгие годы забудете про портящие нервы и постоянно визжащие штатные подшипники скольжения. А мне остаётся только пожелать всем удачи и удивляться, как за долгие годы выпуска отечественных автомобилей, производителям до сих пор не приходит в голову доработать вентилятор отопителя на заводе? Ведь эта доработка стоит копейки.