Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля. > Сцепление и его неисправности.

Сцепление и его неисправности.

Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и коробки передач, для их плавного соединения, не допуская резкого изменения нагрузки,  для обеспечения плавного трогания автомобиля или мотоцикла с места. К тому же, сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, который создаётся вращающими массами двигателя (особенно, маховика и коленвала) при резком замедлении вращения коленчатого вала. Замена сцепления.Используемое на большинстве современных автомобилей сцепление однодисковое, а на большинстве мотоциклов многодисковое. На оппозитных отечественных моторах стоит многодисковое сухое сцепление и о его ремонте можно прочитать здесь.

 сцепление

принцип работы сцепления.

 

Однодисковое сцепление большинства автомобилей состоит из ведущих и ведомых деталей, а так же механизма выключения и привода. К ведущим деталям относятся (см. рисунок) нажимной диск 2 , соединённый с кожухом 1, рычагами 7 и упругими пластинами 5, ну и нажимные пружины 6. Ведомые детали собраны на ведомом диске 4. Механизм выключения сцепления имеет муфту с оттяжной пружиной и выжимной подшипник 8.

Принцип работы сцепления основан на использовании сил трения, возникающих между поверхностями дисков 2 и 4 — нажимного ведущего и ведомого. Ведущий нажимной диск 2 связан с маховиком 3 двигателя и вращается вместе с ним, а ведомый(фрикционный) диск 4 надет на шлицы ведущего вала 12 коробки передач. При выключенном сцеплении пружины 6 надавливая на ведущий нажимной диск, прижимают им ведомый диск к маховику, этим обеспечивая передачу крутящего момента от коленчатого вала к ведущему валу коробки передач.

Для выключения сцепления ( см. рисунок б) нажимают на педаль 10, которая через детали привода воздействует на муфту выключения и выжимной подшипник 8. Подшипник, передвигаясь по валу коробки передач вперёд, нажимает на рычаг выключения 7, которые отводят назад ведущий нажимной диск. Это на рисунке, чтобы понять принцип работы, а на машине подшипник нажимает на лепестки диафрагменной пружины, которая тоже отжимает назад ведущий диск. При этом, пружины 6 сжимаются и ведомый диск освобождается и перестаёт передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки передач. При плавном отпускании педали, пружины возвращают все детали механизма сцепления в исходное положение, постепенно прижимая ведомый диск к маховикусцепление.

Гидравлический привод сцепления. Привод состоит (см. рисунок 68) из педали 15, цилиндра 7 с бачком 3, рабочего цилиндра 1 и соединительного тормозного шланга. Система гидропривода заполняется тормозной жидкостью. Внутри главного цилиндра установлены пружина 4 и поршни 6 и 9. Между поршнями и перед поршнем 6 расположены уплотнительные кольца 5 и 8. Наличие двух поршней улучшает уплотнение их в цилиндре и уменьшает нагрузку на поршень 6 при действии толкателя 10 на поршень 9. Сообщение бачка 3 с главным цилиндром осуществляется через компенсационное отверстие А и перепускное отверстие Б. Рабочий цилиндр 1 крепится  к картеру сцепления 16. В корпусе цилиндра установлен поршень 29, с двумя уплотнительными кольцами. В центр поршня упирается толкатель 25 с вилки включения сцепления, а в корпус цилиндра ввёрнут клапан 2 выпуска воздуха, который нужен при прокачивании гидропривода сцепления.

Работа сцепления. При отпущенной педали 15, диафрагменная пружина 20 прижимает нажимной диск 18 и ведомый диск 19 к маховику 17, и от этого ведомый диск за счёт сил трения будет вращаться вместе с маховиком и нажимным диском, передавая крутящий момент через ступицу на ведущий вал коробки передач. При нажатии на педаль, толкатель 10 передаёт усилие на поршни 9 и 6, которые преодолевая усилие пружины 4, перемещаются в главном цилиндре 7.

При этом переднее уплотнительное кольцо 5 перекрывает компенсационное отверстие А и полость цилиндра разобщается с бачком 3, и в результате чего перед поршнем создаётся избыточное давление тормозной жидкости, которое передаётся на поршень 29 рабочего цилиндра 1. Под действием давления жидкости, поршень рабочего цилиндра перемещается и через толкатель 25 перемещает вилку 24 выключения сцепления, которая опираясь на шаровую опору 23, перемещает муфту 22(выжимной подшипник) в сторону маховика и давит на диафрагменную пружину 20.

Диафрагменная пружина выгибаясь, отводит через фиксаторы 27 нажимной ведущий диск от маховика. От этого ведомый диск освобождается и передача крутящего момента на ведущий вал коробки передач прекращается. При отпускании педали она отходит назад под действием пружины 13, а все детали привода возвращаются в исходное положение от действия оттяжной пружины 28. Уплотнительное кольцо 5 отходит от компенсационного отверстия А и восстанавливает сообщение полостей главного цилиндра и бачка. Диафрагменная пружина 20 изгибается и снова зажимает ведомый диск между нажимным диском и маховиком, обеспечивая передачу крутящего момента на ведущий вал коробки передач.

Если резко отпустить педаль сцепления, то тормозная жидкость не успеет заполнить объём, освобождаемый поршнем 6, и в рабочей полости главного цилиндра создастся разряжение. Под действием разряжения, тормозная жидкость через отверстие Б, зазор между задним торцом уплотнительного кольца 5 и канавкой поршня протекает через радиальное отверстие в поршне в рабочую полость цилиндра и это обеспечивает последующее эффективное действие гидропривода выключения сцепления.

Полнота и эффективность включения сцепления обеспечивается наличием рабочего зазора 0,1 — 0,5 мм между толкателем 10 и поршнем 9 при отпущенной педали сцепления. Зазор устанавливается ограничительным винтом 14 и определяется наличием свободного хода педали. Для снижения окончательного усилия, прикладываемого к педали сцепления, применена специальная усилительная пружина 12, и эта пружина задним концом соединена с кронштейном кузова, а передним концом закреплена к плечу педали сцепления.

При начальном нажатии на педаль сцепления, пружина 12 немного растягивается и сопротивляется движению педали, но при дальнейшем нажиме на педаль, когда ось пружины пройдёт центр оси 11 педали, пружина начнёт сжиматься и помогать дальнейшему нажиму на педаль.

Неисправности и техническое обслуживание сцепления.

Основными неисправностями сцепления являются : неполное включение  — сцепление пробуксовывает, неполное выключение сцепления — сцепление «ведёт», резкое включение сцепления, повышенный шум при включении сцепления, повышенный шум при выключении сцепления, нарушение нормальной работы привода сцепления.

Пробуксовка сцепления.

При этой неисправности крутящий момент от коленчатого вала двигателя не полностью передаётся на ведущие колёса автомобиля. При увеличении оборотов двигателя(подаче газа) при отпущенной педали сцепления, машина или вообще не трогается с места(особенно на подъём), либо автомобиль двигается рывками и в салоне ощущается запах гари от фрикционного материала накладок ведомого диска.

Пробуксовка может происходить из за: отсутствия свободного хода педали сцепления, замасливания дисков сцепления, увеличенный износ фрикционных накладок ведомого диска, ну и что самое редкое — это ослабление упругости и прижима диафрагменной пружины (из за перегрева сцепления или от довольно продолжительного срока эксплуатации).

Свободный ход педали сцепления проверяется на автомобиле и составляет примерно 25 — 35 мм, так как он образуется за счёт зазоров в деталях подвески педали, между толкателем и поршнем главного цилиндра ( о ремонте или замене главного цилиндра читаем тут) и рабочего цилиндра, между выжимным подшипником и диафрагменной пружиной и эти зазоры соответствуют перемещению педали до начала прогиба диафрагменной пружины. На большинстве автомобилей свободный ход изменяется регулировочной гайкой 26 (см. рисунок 68) и ограничительным винтом 14.

Сначала нужно проверить зазор между толкателем 10 и поршнем 9 по величине хода педали, и ход педали должен быть 0,4 — 2 мм. Регулировку выполняем винтом 14. Далее проверяем свободный ход толкателя 25 вилки 24, который должен быть 4 — 5 мм. Расстояние свободного хода толкателя регулируют гайкой 26 при ослабленной контргайке и отсоединённой пружине 28.

Если после регулировок описанных выше, сцепление продолжает пробуксовывать, то его необходимо разобрать, промыть диски бензином, если они замаслены, и устранить причину замасливания. Если фрикционные накладки изношены ( минимальная толщина описана в мануале автомобиля), то меняем их на новые( лучше заменить диск полностью). Как заменить диск сцепления читаем вот тут.

Если и после этого сцепление будет пробуксовывать, то остаётся одно — заменить корзину сцепления, так как скорей всего из за перегрева или большого срока службы диафрагменная пружина ослабла и не прижимает диск с должной силой, Только имейте в виду, что заменив фрикционный диск на новый, сцепление может пробуксовывать первое время, пока диск немного не притрётся. Поэтому прежде чем менять корзину сцепления, нужно немного поездить с новым диском, а потом делать выводы.

Неполное выключение сцепления.

Неполное его выключение — сцепление ведёт. Признаком неполного выключения сцепления является затруднённое переключение передач, которое сопровождается ударами зубьев синхронизаторов и шестерён коробки передач и при этом есть возможность их поломки. Эта неисправность сцепления может возникнуть в результате увеличения свободного хода педали сцепления, попадания воздуха в гидропривод, перекоса или коробления от перегрева ведомого диска, обрыва или задира фрикционных накладок.

При устранении неисправности для начала нужно проверить величину свободного хода педали сцепления и при неправильных зазорах отрегулировать его. Если педаль сцепления нажимается с малым сопротивлением (проваливается),то это указывает на попадание в гидропривод воздуха, который следует удалить прокачав систему. Для этого бачок гидропривода нужно заполнить жидкостью до верху, затем на рабочем цилиндре очистить клапан выпуска воздуха от грязи и сняв защитный колпачок надеть на клапан резиновый шланг и опустить его в прозрачную ёмкость, наполненную тормозной жидкостью.прокачка сцепления

Далее отвернуть на пол оборота клапан и несколько раз быстро нажать на педаль сцепления и задержав её в нажатом положении наблюдать за выходом пузырьков воздуха(нужен помощник), а затем завернув клапан, медленно отпустить педаль. При необходимости повторить прокачку, пока не прекратится полностью выход пузырьков воздуха, при этом следя за уровнем в бачке. Если уровень тормозной жидкости стал ниже риски на бачке, то естественно доливаем жидкость. Остаётся снять шланг с клапана и надеть защитный колпачок.

При перекосе или короблении ведомого диска, образуется неодинаковый зазор между дисками, а в некоторых местах зазора может не быть вообще. Эта неисправность чаще всего возникает при перегреве сцепления в результате пробуксовки, и устраняется только заменой фрикционного диска. В случае обрыва фрикционных накладок, оборванная накладка заклинивается между ведомым и ведущим дисками и не даёт полностью выключить сцепление(нет зазора между дисками), в этом случае так же всё устраняется заменой диска на новый.

Резкое включение сцепления.

При медленном и плавном отпускании педали, сцепление включается резко, и троганье автомобиля с места происходит рывками. Такая неисправность может быть из за повреждения ведомого диска, наличия задиров на поверхности дисков или из за заедания муфты выключения сцепления. Сцепление необходимо разобрать и заменить дефектные детали, а так же устранить причину заедания муфты с выжимным подшипником.

Повышенный шум при выключении сцепления может быть из за износа или повреждения выжимного подшипника сцепления, и для устранения неисправности, необходимо снять коробку передач и заменить выжимной подшипник новым.

Нарушение нормальной работы гидропривода сцепления обнаруживается по следующим признакам: педаль сцепления проваливается или не полностью возвращается в исходное положение, свободный и полный ход педали не соответствует норме, сцепление ведёт и появляются подтёки тормозной жидкости. Проваливание педали бывает, как я уже говорил, из за попадания в гидропривод воздуха(из за износа манжет) или из за пониженного уровня тормозной жидкости в бачке.

Неполное возвращение педали в исходное положение может быть из за обрыва или ослабления оттяжных пружин, разбухания от старости манжет поршней и их заклинивания, засорения перепускных отверстий главного цилиндра. Всё это можно определить визуально, разобрав гидропривод и заменив изношенные резинки новыми, и перед сборкой советую всё промыть новой тормозной жидкостью (как это сделать, подробно читаем вот тут). И не забывайте, что даже современная фирменная тормозная жидкость рассчитана на два года эксплуатации, и после этого срока она теряет свои свойства.

Надеюсь данная статья поможет начинающим водителям определить основные неисправности сцепления, и самостоятельно устранить их, успехов всем.

 

 

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.