Спортивный руль.
Качественный спортивный руль, поможет не только освежить и улучшить внешний вид салона, но и сделать приятным, или даже улучшить управляемость любой машины. Наверное каждого водителя, особенно отечественного автомобиля, что то не устраивает в салоне машины и нужно что то менять. И на первый план по облагораживанию салона, встаёт самая главная его деталь — рулевое колесо, именуемое в народе «баранкой», которую многие заменяют тюнинговой деталью — спортивным рулём. В этой статье мы рассмотрим какие они бывают, какие лучше, а какие хуже и как его установить на автомобиль взамен штатного руля.
Необходимость замены штатного руля, возникает по вполне простым причинам, ведь качество рулей машин среднего класса, особенно отечественных, оставляет желать лучшего (не то что на элитных машинах, как на фото выше). А вот качественный спортивный руль от солидного производителя, сделан из более прочного материала, внешняя отделка руля намного тщательнее и привлекательнее на вид. Да и выбор цветов огромен, и всегда можно подобрать цвет под оттенки салона или кузова, и этим существенно освежить внешний вид интерьера салона, да и всего автомобиля.
Следует учесть, что на многих иномарках в штатном руле имеется подушка безопасности (аэйрбэг), и при замене заводского руля спортивным, вы естественно её лишитесь. Поэтому стоит понимать заранее, что для вас важнее, хотя пристёгнутый ремень безопасности справится с задачей не хуже подушки, особенно если оснастить машину спортивными сиденьями, с двумя ремнями безопасности.
Как выбрать спортивный руль.
Сейчас выбор тюнинговых рулей огромен и среди этого огромного количества, новичку выбрать достойное качественное изделие не так то просто, так как появилось большое количество поддельных «баранок», которые не соответствуют нормативам прочности, а всего лишь имеют яркий внешний вид. И не следует забывать, что рулевое колесо является важным элементом рулевого управления, которое несомненно является гарантом вашей безопасности, да и не только вашей, но и окружающих.
Следует учесть ещё одно обстоятельство, владельцам отечественных машин, не оснащённых гидроусилителем или электроусилителем руля. Устанавливать спортивный руль слишком маленького диаметра на такие машины не рекомендуется, так как управлять машиной станет тяжелее.
К тому же после установки руля меньшего диаметра, некоторые приборы на панели будут хуже просматриваться (при желании можно решить проблему установкой тюнинговых выносных приборов, которые можно закрепить в любом месте — сверху панели, как на фото слева).
Если уж понравилась какая то модель руля маленького диаметра, то стоит всё же потратиться на электроусилитель и установить его в свой автомобиль (электроусилитель проще установить, чем гидроусилитель), и только после этого менять руль. Сейчас уже можно найти в продаже комплект электроусилителя для отечественных машин (например переднеприводных ВАЗов). И хотя это потребует дополнительных затрат, но зато такой тюнинг рулевого управления будет полноценным и безопасным (да и на техосмотре не будет проблем).
Фирма изготовитель спортивного руля.
Итак выбор руля. Следует помнить главное условие, которые всё время пытаются опровергнуть азиатские фирмочки, но все понимают, что это невозможно. Качественное изделие не может быть дешёвым, так как затраты труда и дорогого материала, на изготовление качественной детали, должны окупаться её более высокой продажной ценой. Это простое правило всегда следует помнить, и не поддаваться соблазну купить руль по низкой цене.
Есть конечно же такое понятие как бренд, и некоторые компании завышают цены на свои изделия за счёт раскрученного имени. Но всё же не стоит забывать, что раскрученная фирма не может раскрутиться на производстве некачественной продукции, и с этим стоит считаться. Поэтому есть смысл тратить деньги только на фирменное изделие, и хотя сумма может быть ощутимо больше, чем у какой то подделки, но зато деньги будут потрачены не зря.
Наиболее качественные спортрули делают итальянцы, например фирма «SPARCO», кстати эта известная итальянская фирма производит не только рули, но и другую спортивную тюнинг-амуницию для гонщиков и их автомобилей. Но хочу отметить, что их качественные и сертифицированные изделия стоят приличных денег, и задёшево их не купишь.
Даже всеми известный и любимый среди авто-спортсменов, и распространённый руль «Simoni Racing X4 (см фото слева) стоит хороших денег (примерно 200 евро, цена зависит от региона). А есть модели ещё дороже. Зато попробовав хоть раз порулить такой баранкой, любой водитель поймёт, что он стоит своих денег, и ничего дешёвого больше не захочет.
Если для некоторых рули от итальянцев дороговаты, то можно купить руль подешевле, например от фирмы «PROSPORT». Эта фирма производит неплохие бюджетные рули. Кстати фирма имеет своих гонщиков и испытывает свои рули в жёстких условиях соревнований.
Материал руля.
Перед тем как любоваться внешней отделкой руля, в первую очередь следует поинтересоваться в паспорте изделия, из чего сделана основа. Некоторые рули изготовлены так (см. фото выше), что в месте крепления баранки к рулевому валу, хорошо виден материал основы и его толщина, и такие рули предпочтительнее, так как вы заранее можете убедиться в прочности основы.
Естественно основа должна быть из металла, а не пластика, или из качественного дюралюминиевого сплава ( Д16 и ему подобных). Лучшим материалом основы спортивного руля я считаю титан, который по прочности превосходит лучшие сорта стали, а по весу ощутимо легче, да и стоек к коррозии.
Убедившись в достаточной толщине, прочности и качестве сплава основы руля, можно переходить к осмотру внешней отделки. Для внешней отделки, большинство производителей используют алькантару, замшу, кожу и пластик, пористую резину, и только некоторые фирмы используют дорогие сорта дерева для отделки (чаще дерево используют не для спортивных рулей, а для рулей элитных автомобилей).
Алькантара. Это искусственная замша, которая приятна на ощупь, хорошо моется от грязи, стойкая к лёгким ожогам (например от сигареты), не боится моторного масла. И самое важное свойство этого материала — она не скользкая, что бывает важно при интенсивном рулении. Но у алькантары есть и небольшой недостаток (как и у замши) — она довольно быстро засаливается и её нужно отмывать.
Замша. Имеет все те же плюсы и минусы как и алькантара, но стоит добавить, что отмыть замшу от засаливания сложнее, и для неё нужны специальные средства ухода (примерно такие же, как за замшевой обувью). А от моторного масла на замше могут оставаться трудновыводимые пятна. Замшу используют для отделки рулей даже некоторых серийных автомобилей, например производители машин БМВ (см фото слева).
Натуральная кожа. Это несомненно лучший материал для отделки руля, который не имеет минусов как у замши и алькантары, но зато имеет все их плюсы. Это и приятное ощущение на ощупь, и стойкость к грязи, ожогам, маслу.
К тому же кожа не засаливается так как замша, и для кожи имеется множество различных препаратов, способных сделать поцарапанный руль как новый. Очень приятна на ощупь, да и отлично смотрится перфорированная кожа (как на фото выше).
Хотя производители рулей делают специальную химическую и термообработку кожи для рулей, после которой она становится прочной к царапинам. Ну и ещё — при умелом подходе, при отделке руля, из него можно сделать произведение искусства, если применить различные виды тиснения, гравировки, плетения и т.д.
Единственный минус кожи — этот то, что человеку не разбирающемуся в этом натуральном материале, трудно определить из чего сделана отделка руля — из прессованой из опилок кожи, дермантина или всё же из натуральной кожи. И часто новички покупают дешёвые рули, отделанные под кожу более дешёвым и непрочным материалом. Чтобы не ошибиться в выборе (если не разбираетесь в коже) не гонитесь за низкой ценой.
Пластик. Пластиковые рули самые дешёвые (как и отделанные пористой резиной) и если та часть руля, за которую вы будете браться руками при рулении изготовлена из пластика, то от такого руля всё же следует отказаться.
Во первых пластиковая наружная отделка довольно скользкая, во вторых она делается как правило на самых некачественных и дешёвых рулях. И часто под пластиковой оболочкой нет усилительных элементов из металла, а сам пластик не прочный.
Хотя здесь следует уточнить — смотря какой пластик, и где он установлен на руле. Ведь пластик тоже может быть разным и по цене и по качеству. И например карбоновые вставки на спицах руля, добавят крутизны не хуже кожи, хрома, алюминия или дерева (пример грамотно вставленных карбоновых вставок можно увидеть на руле БМВ — фото выше) . Хотя опять же наружная отделка руля должна гармонировать с отделкой салона.
И если у вас карбоновые вставки на некоторых элементах отделки салона, то естественно и вставки в руле должны быть карбоновыми. Опять же не нарвитесь на подделку под карбон, такой ерундой занимаются некоторые азиатские фирмочки.
Настоящий пластик из углеволокна (углепластик — карбон) который кстати по прочности на разрыв не уступает стали и легче её во много раз, стоит денег, и его производство в подвале не наладишь. И если настоящий карбон стоит на какой то модели руля, то это определяется его более высокой ценой.
Кстати, дешёвый пластик часто покрывают покрытием под хром, и если вы постукивая пальцами определили, что в руль вставлены не металлические вставки покрытые хромом (или алюминиевые), а пластиковые, то от такого руля советую отказаться.
Еси же в салоне присутствует дерево, тогда следует поискать в продаже руль, отделанный деревом и причём той же породы что и вставки в вашем салоне.
Вообще всегда следует стремиться установить руль, с такими же вставками как и отделка салона, именно так и делают авторитетные производители элитных машин, и пример такой гармоничности дизайна, показан на фото слева.
Ну и главное качество материала, из которого сделан руль это безопасность этого материала — поинтересуйтесь в документации или у продавца, сделан ли руль из травмобезопасного материала. Ведь солидные фирмы, выпускающие качественные рули, делают их из материала, способного поглотить значительную часть энергии удара при столкновении машины.
У таких авторитетных фирм имеется специальный сертификат качества своей продукции, который выдаётся на основе соответствующих испытаний рулей. И при покупке руля, стоит поинтерисоваться насчёт этого важного документа. А у большинства европейских производителей ещё имеется сертификат качества производимой продукции. У большинства подвальных фирмочек такого сертификата естественно нет.
Размер руля и его форма.
Как я уже говорил, если на вашей машине нет электрического или гидравлического усилителя, да ещё и панель приборов большая (большой диаметр приборов) то не стоит покупать руль слишком маленького диаметра. Если же у вас небольшой и вёрткий автомобиль, а спортивные машины именно такие, и вы кроме поездок на работу желаете по выходным ещё и отрываться где нибудь на треке, то спортивный руль небольшого размера подойдёт лучше.
Ведь именно маленький руль позволяет быстро перебирать его (активно работать рулём) при стритрейсинге, или в связке крутых поворотов и обгонов. И после завершения манёвра, маленький руль можно моментально вернуть в исходное положение, работая всего одной рукой. К тому же руль небольшого размера предоставляет больше пространства для ног, что особенно важно для крупногабаритных водителей.
Что касается формы руля и цвета, то здесь как говорится на вкус и цвет, однако бывают рули не абсолютно круглые, а немного сплюснутые в районе ног (как руль на фото слева, от тех же итальянцев).
Такой руль хорош тем, что при достаточно большом диаметре, добавляет немного дополнительного места в районе голеней ног. А в районе приборов он имеет нормальный круг, да и приборы читаются нормально.
Бывают ещё рули с разрывом круга, как на фото слева. Не смотря на эксклюзивный внешний вид, такой руль не следует устанавливать на машину с обычным рулевым редуктором, а только лишь на спортивные машины, у которых рулевой редуктор (рулевая рейка) имеет очень сближенное передаточное число (обычно такое рулевое управление имеют машины для гонок по прямой). Ведь быстро перебирать руками такой руль в поворотах и разворотах не получиться, можно попасть рукой в пустоту.
Установка спортивного руля на автомобиль.
При установке не родного руля, водитель может столкнуться с некоторыми трудностями. Ведь большинство спортивных рулей, крепятся несколькими болтами к специальному фланцу с отверстиями. А заводские рули большинства серийных автомобилей, насаживаются на заводе на шлицы рулевого вала и крепятся одним центральным болтом.
Значит чтобы надёжно закрепить тюнинговый руль на штатном шлицевом (рулевом) валу, потребуется изготовить стальной переходник, как на рисунке слева. Как нетрудно заметить на рисунке, с одной стороны переходника нарезаются ответные шлицы, такие же как на штатном рулевом колесе.
А с другой стороны вытачивается фланец, к которому далее прикладывается спортруль (тот который вы купили) и обводятся маркером отверстия, так чтобы на фланце они были хорошо видны (и точно совпадали с отверстиями в новом руле).
Теперь нужно просверлить отверстия в фланце (столько же отверстий и такого же диаметра, сколько и в тюнинговом руле). Ну и остаётся насадить на шлицы рулевого вала выточенный фланец, зажать его штатным болтом (может понадобиться болт с потайной головкой — это зависит от конструкции спортруля) ну и уже к закреплённому фланцу закрепить новый руль. Потребуются токарные и фрезерные работы, но оно того стоит.
Так же полезно доработать и рулевой вал, если он закреплён на машине жёстко. Его крепление к валику рулевых тяг полезно сделать эластичным, например через резиновую муфту. Тогда в случае столкновения машины, руль немного уходит вперёд, а не навстречу водителю. Это существенно снижает удар грудной клетки о рулевое колесо, в случае аварии.
Ну и последнее. При покупке руля, поинтересуйтесь о наличии сертификата качества на приобретаемое изделие. Помните — к тюнингу рулевого управления следует относится серьёзно, и дешёвая подделка без документов здесь неуместна. Переплатить здесь стоит, зато это позволит избежать проблем.
И установив в свою машину не только внешне красивый спортивный руль, но ещё и качественный, вы улучшите не только внешний вид вашего автомобиля, но и его безопасность и управляемость, успехов всем.