Съёмник масляного фильтра — всё о нём.
Съёмник масляного фильтра — какие они бывают, какие лучше какие хуже, как выбрать, как изготовить и другие нюансы.
Съёмник масляного фильтра несомненно полезный инструмент во время замены масла и фильтра, ведь выкрутить старый масляный фильтр голыми руками порой просто нереально, особенно когда под капотом очень мало места для рук и фильтр расположен в неудобном месте. Старый фильтр намертво склеивается со своей посадочной поверхностью (и с резьбой) за долгие месяцы эксплуатации. А свободного места для рук в подкапотном пространстве большинства современных автомобилей очень мало.
Автолюбители, не имеющие специальный съёмник для фильтра, ищут разные способы и подручные материалы, ну и извращаются тоже по разному: кто то просто пробивает корпус фильтра остро заточенным штырём или отвёрткой, и запачкав руки, двигатель и пол гаража отработкой, пытается открутить фильтр в стеснённом подкапотном пространстве.
А кто то накидывает на фильтр старый ремень ГРМ и закрутив его монтировкой, пытается стронуть прикипевший фильтр, опять же в стеснённом пространстве двигателя. Ну а некоторые особо находчивые мастера используют даже брючный ремень, пропустив его через пряжку для образования петли, затем накинув петлю на фильтр, тянут за ремень, затягивая петлю, пока фильтр не тронется с места. При этом желательно подложить под ремень наждачную бумагу, зерном к фильтру.
Но всё же открутить прикипевший масляный фильтр с помощью подручных материалов не всегда удаётся (особенно если свободного места под капотом очень мало, да ещё и фильтр был затянут довольно сильно) и чтобы избежать мучений и с лёгкостью открутить масляный фильтр, всё таки желательно приобрести, или изготовить специальный съёмник, и практически все варианты таких съёмников и будут описаны в этой статье.
Так же будет описан и показан вариант самодельного съёмника, который совсем несложно изготовить своими руками из доступных материалов, валяющихся в гараже или на пункте приёма металлолома. Но сначала рассмотрим несколько вариантов заводских съёмников и разберём их приемущества и недостатки.
Всего несколько лет назад съёмник маслянного фильтра был достаточно редким инструментом и его не так то просто было найти в продаже. Сейчас же на авто-рынках и в авто-магазинах ассортимент этой продукции настолько велик и разнообразен, что новичку впору растеряться в этом изобилии. И многие начинающие водители или ремонтники задаются вопросом :какой из них лучше и что же купить?
Для начала следует открыть капот и присмотреться какой у вас масляный фильтр, где он расположен и сколько места имеется вокруг него. Ведь многие современные автомобили, особенно с достаточно большим рабочим объёмом двигателя, имеют настолько мало места в подкапотном пространстве, что между некоторыми деталями и руку то невозможно просунуть, не то что какой то инструмент, или приспособление. И для таких машин (точнее для их масляных фильтров) подойдёт только самый компактный съёмник.
Самый компактный съёмник, в форме большой накидной головки (именуемый в народе «Чашкой») показан на фото 1.
Но основной его недостаток это то, что он подходит не для всех фильтров (так же как и любая накидная головка подходит только определённым болтам и гайкам) и перед покупкой такого съёмника следует взять штангенциркуль и замерить грани на корпусе именно вашего фильтра, чтобы при покупке не ошибиться с размером.
И хотя многие продавцы знают для фильтров какой машины предназначен продаваемый у них накидной съёмник (да и в инструкции некоторых съёмников указывают марки автомобилей, для которых он предназначен) но всё же перед походом в магазин, уточнить размеры с помощью штангеля никогда не помешает.
Кстати, на любом «чашечном» съёмнике от более менее нормальной фирмы вытеснена маркировка на самом съёмнике (ну или указана на упаковке) и согласно публикуемой мной здесь таблице, вы можете по маркировке съёмника узнать его размеры: расстояние в мм между гранями — оно должно быть равно граням, которые вы замерили штангелем на вашем топливном фильтре. Граней в съёмнике как правило 14 (бывает и 15 — смотрите таблицу), но и это число всё же следует уточнить тоже и сверить с количеством граней на вашем фильтре.
Также согласно таблице по маркировке можно вычислить и наружный диаметр чашки съёмника, а также и высоту съёмника, знание которой поможет вам успокоиться, что чашка съёмника налезет на фильтр даже в самом стеснённом подкапотном пространстве.
И даже если в очень тесном пространстве вокруг масляного фильтра не будет возможности вставить в центр съёмника квадрат от ручки, можно будет открутить фильтр надев на грани для ключа рожковый ключ. Ведь на некоторых чашечных съёмниках масляного фильтра имеется как квадрат в центре, так и грани для гаечного ключа. И советую покупать чашечный съёмник имеющий и то и то, который показан на фото 1 А, а не на фото 1 Б, который имеет всего лишь квадратное отверстие, а граней под гаечный ключ у него нет.
Узкая применяемость накидного чашечного съёмника (для конкретных размеров фильтров), показанного на фото 1 сподвигла производителей выпускать целые наборы (см. фото 2), состоящие из съёмников разных размеров. И выпуск таких наборов уменьшил возможность купить накидной съёмник по отдельности (хотя всё же остатки отдельных «чашек» до сих пор попадаются в продаже, ну и конечно же китайские производители не дремлют и пополняют востребованные ниши своим дешёвым и не всегда качественным товаром).
У таких наборов, кроме их плюсов (компактность, надёжность, универсальность), имеется всего один единственный, но всё же минус — это высокая цена (я имею в виду только качественный товар от солидных брендов), из-за которой такие наборы покупают только желающие заниматься обслуживанием автомобилей профессионально (авто-сервисы).
А простому автолюбителю, под капотом которого имеется всего лишь один масляный фильтр на их единственном автомобиле, набор с множеством накидных съёмников разных размеров разумеется не понадобится (ну может быть только тем автолюбителям, кто очень часто меняет модели автомобилей).
Но такие люди как правило покупают более универсальные модели съёмников масляного фильтра, о которых ниже. И хотя они не такие компактные как описанные выше «чашки», но всё же их размеры тоже позволяют подлезть к фильтру в самые «интимные» места подкапотного пространства.
И так, самый распространённый, универсальный и второй по компактности после чашек — это съёмник показанный на фото 3 и именуемый в народе трёхлапчатый Краб. Он позволяет открутить маслянный фильтр практически любого размера (кроме фильтров грузовиков конечно) и достаточно удобен, надёжен и компактен.
Выпускают Крабы как с пластинчатыми (плоскими) тремя лапками (фото 3А), так и с цилиндрическими лапками имеющими насечку как у напильника (фото 3Б). Нормально работают и те и те и какому отдать предпочтение каждый решает сам.
Также попадаются в продаже и двухлапчатые крабы, такой вариант показан на фото 3В. Работает он тоже отлично и очень широкие лапы надёжно обхватывают корпус масляного фильтра. При выборе советую отдать предпочтение как и у чашечных съёмников, то есть предпочесть такой съёмник — краб, который имеет как квадратное отверстие в центре, так и грани под использование гаечного ключа.
Это даст возможность подлезть к фильтру с надетым на него съёмником в любом случае (не с квадратом, так с гаечным ключом) в стеснённом пространстве моторного отсека.
Вышеописанные съёмники масляного фильтра «Чашка» и «Краб», несмотря на свою компактность подходят если над фильтром имеется хоть немного свободного пространства. Если же над масляным фильтром почти нет свободного пространства, но с боков фильтра оно сть, то тогда лучше использовать съёмники, которые будут описаны ниже.
Самые простейшие и дешёвые из них это ременные съёмники, которые показаны на фото 4. По своему устройству они очень просты, и хотя они имеют возможность пробуксовки (у чашки и краба такого минуса нет) но тем не менее ременные съёмники вполне работоспособны. Если же масляный фильтр достаточно хорошо затянут и прикипел, то ремень такого съёмника всё же может проскальзывать, а чтобы этого избежать, полезно под ремень подложить наждачную бумагу.
Аналогично ременному работает и ленточный съёмник (тот что с красной ручкой), показанный на той же фотографии 4, только вместо ремня в нём используется тонкая стальная лента. Ещё бывают ленточные съёмники с резьбовой шпилькой, при затягивании которой стальная лента надёжно затягивает корпус масляного фильтра.
Более эффективные цепные съёмники, которые изображены на фото 5. Конструкций их бывает тоже множество, но принцип работы, да и цена, практически одинаковые. Только лишь отличия у некоторых в том, что вместо рычага следует одевать на шестигранник накидную головку из набора инструмента.
Кстати, как ременной, так и цепной съёмник масляного фильтра совсем не сложно изготовить своими руками (понадобится всего лишь сварочный аппарат, старая вело-цепь, и кусок шестигранного прутка) и как сделать цепной съёмник показано в видеоролике ниже.
Также при свободном пространстве с боков масляного фильтра подойдут и серповидные съёмники, изображённые на фото 6. Они также как и вышеописанные крабы, цепные и ременные съёмники достаточно универсальны и подойдут для масляных фильтров практически любых размеров (от 60 до 120 мм в диаметре).
Рабочие губки серповидных съёмников имеют зазубрины (насечки) и благодаря им проворот инструмента вокруг корпуса масляного фильтра исключён.
При достаточно свободном пространстве сбоку от масляного фильтра применяют и съёмники изготовленные по типу плоскогубцев, и такие съёмники показаны на фото 7.
Но эти съёмники мало того, что требуют большего свободного пространства вокруг фильтра, так ещё они требуют приложения большой физической силы, чтобы исключить проворот такого инструмента на корпусе фильтра. Поэтому не рекомендую покупать такие съёмники, которые изображены на фото 7 В и Г.
Зажимные съёмники, которые показаны на фото 7 А иБ, отлично зажимают корпус фильтра и лучше приобретать их, хотя они более дорогие.
Выше были описаны самые распространённые съёмники масляного фильтра, ну а ниже мной будут описаны и показаны несколько вариантов изготовления простейших самодельных съёмников, которые не сложно изготовить из гаражного хлама.
Самодельный съёмник масляного фильтра.
Первый вариант. Один из простейших самодельных съёмников, который можно изготовить всего за несколько минут — это цепной. И как было сказано выше, для его изготовления понадобится всего лишь распространённая угло-шлифовальная машинка (именуемая в народе «болгаркой»), сварочный аппарат, кусок велосипедной цепи и кусок шестигранного прутка.
Для начала отрезаем кусок вело-цепи, который будет немного больше диаметра корпуса масляного фильтра, затем скрепляем отрезанную цепь в кольцо, расклёпываем скрепляющий штифт. Далее отрезаем болгаркой кусок шестигранного прутка (длина примерно 45-60 мм), который нужно будет приварить к цепи изнутри (см. видео). И простейший цепной съёмник готов. Как он был изготовлен и как он работает показано в видеоролике чуть ниже.
Ещё один вариант самодельного съёмника можно изготовить из куска того же шестигранника (или накидной головки — см. фото, или из куска водопроводной трубы с приваренной к ней гайкой) в котором с торца болгаркой пропиливается паз такой ширины, чтобы в него можно было вставить сложенный в двое старый ремень ГРМ.
Ремень вставляется в паз в шестиграннике, в накидной головке (или просто в трубе с приваренной к ней гайкой, как на видео ниже) и затем одеваем ремень на масляный фильтр (а ключ надеваем на шестигранник, головку или трубу) и далее, также как и цепной съёмник, с помощью ключа закручиваем ремень и откручиваем масляный фильтр.
Всё это показано в видеоролике под этой статьёй.
Третий вариант самодельного съёмника для откручивания масляного фильтра показан на рисунке чуть ниже. Для его изготовления понадобится отрезать болгаркой кусок толстой водопроводной трубы, внутренний диаметр которой примерно на 5 мм больше, чем наружный диаметр корпуса масляного фильтра (на рисунке все размеры чисто условные). Ну а ширина отрезанного куска трубы подойдёт примерно 20 — 30 мм.
Отрезав кусок трубы, далее в нём следует вырезать продольный паз, шириной примерно 5-7 мм, который позволит сжимать отрезанное из трубы кольцо вокруг корпуса масляного фильтра.
Ну и далее в отрезанном кольце остаётся просверлить два отверстия, отступив от пропиленного продольного паза на 5 — 7 мм, в которые вставляются два стальных прутка и привариваются к кольцу (если нет сварки, то прутки можно вкрутить, нарезав резьбу в отверстиях и на прутках).
Всё, самодельный съёмник масляного фильтра готов.
Четвёртый вариант самодельного съёмника показан на фото чуть ниже. Его преимущество перед другими вариантами — это компактность, которая не хуже чем у заводских «чашек», описанных выше.
Здесь также потребуется отрезать из толстостенной трубы кольцо, которое по внутреннему диаметру чуть больше наружного диаметра корпуса масляного фильтра. Только продольный паз здесь не нужно делать.
Далее к кольцу сверху приваривается согнутая в дугу стальная пластина, в середине которой приваривается обычная гайка (например размером 24 или 27 мм). Ну и остаётся сбоку в кольце просверлить отверстие (можно и два), диаметром 8 мм и нарезать в нём резьбу М10.
Теперь остаётся вкрутить в это отверстие подходящий болт, который будет фиксировать съёмник от проворота на корпусе масляного фильтра, и самодельный и очень компактный съёмник готов.
Ну и самый простой вариант самодельного съёмника для масляного фильтра, который можно сделать всего за несколько секунд!, показан на фото слева.
Здесь используется накидной ключ и вставленный в ключ кусок того же ремня ГРМ.
Вот вроде бы и всё, надеюсь в этой статье каждый начинающий автомеханик, или автовладелец, найдёт для себя что то полезное и выберет свой вариант съёмника масляного фильтра, успехов всем.