Вы находитесь здесь: Главная > Скутеры - тюнинг, ремонт и обслуживание. > Съёмник ротора генератора.

Съёмник ротора генератора.

Съёмник генератора, точнее его ротора, поможет снять ротор с конуса коленвала любого скутера без повреждений. Снять ротор генератора возникает необходимость например перед заменой сальника коленвала, или для ремонта двигателя (снятия коленвала), а так же для заметы статора при повреждении его обмотки, или для замены дачика импульсов (датчика Холла).
В этой статье, больше рассчитанной на скутеристов новичков, будет описано, как и с помощью чего снять ротор генератора скутера без повреждения деталей,а так же будет показана пара самодельных вариантов съёмника генератора.

Вначале будут описаны съёмники генератора, а ниже будет описан для скутеристов новичков сам процесс снятия ротора генератора с конической цапфы коленвала.

Съёмник генератора

Съёмник ротора генератора заводской.

Итак, сначала хотелось бы написать несколько слов о заводских съёмниках, один из которых показан на фото слева. Такой съёмник ротора генератора, можно купить на рынке или в специализированных магазинах. Конечно же проще купить заводской съёмник, чем заморачиваться с его изготовлением. Только сейчас вполне возможно нарваться на сырые изделия, изготовленные из стали низкого качества, которых хватит ненадолго (быстро износится резьба).

Качественный съёмник, изготовленный из твёрдой углеродистой стали по любому стоит дороже, и если вы увидите на рынке несколько вариантов, не берите тот что подешевле, скорей всего он изготовлен из самой дешёвой и мягкой стали — сталь 2 или ст3.

Кстати можно взять с собой надфиль, который поможет сравнить твёрдость стали — углеродистая сталь (например ст45 или 50) разумеется намного труднее обрабатывается надфилем, чем сталь 3.

На что ещё обратить внимание при покупке заводского съёмника? Следует снять крыльчатку охлаждения (об этом ниже) и замерить штангелем внутренний диаметр резьбы в роторе генератора, которая предназначена для вкручивания съёмника. Разумеется диаметр внутренней резьбы в роторе должен быть таким же, как и наружный диаметр на съёмнике, который вы покупаете. Что касается шага резьбы, то тут вы не ошибётесь, на всех съёмниках одинаковая мелкая резьба с шагом 1.

Ну и ещё один совет: если вы предполагаете, что в скором времени купите себе другой скутер (другой модели) или собираетесь заниматься ремонтом скутеров, то поищите съёмник генератора, имеющий две разные по наружному диаметру резьбы, с каждой стороны корпуса.

Съёмник генератора

Съёмник генератора с двумя разными резьбами

Такой съёмник показан на фото слева и он более универсален, ну и подойдёт для большинства мопедов, ведь на скутерах разных фирм, может быть разный диаметр внутренней резьбы, в корпусе ротора генератора.

 

 

И купив более универсальный съёмник с разными резьбами, у вас появится возможность снять ротор генератора практически с любой модели скутера.

 

Самодельные съёмники генератора.

Ну а что же делать тем скутеристам, живущим где нибудь в глубинке, у которых до ближайшего мото-магазина километров 100, а ротор генератора необходимо снять как говорится здесь и сейчас. В таком случае можно изготовить съёмник самостоятельно.
Вариантов изготовления самодельных съёмников я опишу два, а какой из них выбрать, каждый решит для себя, исходя из условий и материалов, которые валяются в гараже.

Вариант первый.

Итак первый вариант самый простой. Для его осуществления потребуется вырезать из листового металла, толщиной не менее 10 мм, пластину, также потребуется стальной болт, желательно с мелкой резьбой М10 шаг 1. Из инструмента потребуется распространённая в народе болгарка, дрель (лучше сверлильный станок), ну и метчик М10х1.

Съёмник генератора

Съёмник генератора из стальной пластины

Ну и ещё потребуются два болта, с такой же резьбой, какую имеют два небольших отверстия на корпусе ротора генератора — они указаны на фото красными стрелками (обычно эти отверстия имеют резьбу М6, но на более крупнокубатурных скутерах резьба может быть М8).

Для начала вырезаем болгаркой пластину, длина её равна примерно диаметру ротора генератора (лучше чуть больше), ширина пластины примерно 30- 35 мм, ну а толщина как я уже говорил не менее 10 мм.

В центре пластины намечаем и сверлим отверстие, диаметром 9 мм и затем в просверленном отверстии нарезаем резьбу М10х1. В отверстие потом вкрутим болт, длинной примерно 80 — 10 мм, на конце которого следует заточить конус, или прихватить электросваркой стальной шарик (чтобы болт в последствии надёжно упёрся в лунку коленвала и не испортил резьбу).

На краях пластины сверлим ещё по отверстию, в которые затем вставляем два болта, которые будут вкручиваться в резьбовые отверстия в роторе генератора, которые указаны на фото красными стрелками. При установке такого съёмника сначала выкручиваем назад центральный болт, затем вкручиваем миллиметров на 5 — 7 (не больше) в резьбовые отверстия боковые болты, и придерживая съёмник рукой, начинаем вкручивать центральный болт, пока его конусный конец (или шарик) не упрётся в лунку в колевалу.

Теперь остаётся заклинить коленвал от проворота (например приспособлением, показанным на фото ниже) или другим способом (например вставив в колесо скутера монтировку, обёрнутую ветощью) и начинаем затягивать центральный болт, пока ротор генератора не сойдёт с конуса цапфы коленвала.

Кстати, если вместо прямоугольной пластины использовать  большую круглую шайбу (толщиной  10 мм и диаметром чуть меньшим, чем у ротора) то тогда можно будет вкрутить не два болта (указанные красными стрелками на фото) а четыре болта — так будет намного надёжнее и это уменьшит нагрузки на резьбу в роторе.

Второй вариант.

Этот вариант потребует токарного станка, или знакомого токаря на соседнем заводе и почти не отличается от заводского съёмника. Только лишь с тем условием, что вы можете найти качественную сталь сами и в итоге будете уверены, что самодельный съёмник, изготовленный из качественной углеродистой стали, прослужит вам верой и правдой достаточно долго.

Съёмник генератора Чертёж съёмника показан на рисунке слева и чтобы иметь возможность отнести его знакомому токарю, следует сделать скриншот экрана, затем распечатать его, ну или просто перерисовать карандашём. А чтобы не заморачиваться с лысками под гаечный ключ, чертёж рассчитан на то, что изготавливать съёмник вы будете (ну или токарь) из шетигранного прутка. Найти такой материал возможно даже на пункте приёма металлолома.

Как всё точить любой токарь поймёт из чертежа, только лишь не забудьте замерить на своём роторе внутреннюю резьбу, и если он не такая, как на чертеже, то разумеется об этом следует уточнить токарю. Ну и ещё один совет: можно попросить токаря нарезать с разных сторон две разные резьбы и таким образом сделать съёмник более универсальным.

Как с помощью съёмника генератора снять сам ротор — последовательность работ.

Ну и осталось написать для новичков, последовательность работ по снятию ротора генератора.

Съёмник генератора Сначала снимаем кожух вентилятора — см. фото 1, открутив по его периметру несколько винтов (обычно под ключ на 8).

 

 

 

Съёмник генератора

 

  • Далее снимаем саму крыльчатку — см. фото 2, опять же открутив удерживающие её винты (как правило тот же ключ на 8).

 

 

 

Съёмник генератора

Затем с помощью специального приспособления, показанного на фото 3 (его не сложно сделать самому) удерживаем от проворота ротор.

 

 

 

 

  • И удерживая ротор откручиваем гайку на коленвалу, указанную на фото 4 зелёной стрелкой.съёмник генератора

 

При этом как правило используем накидную головку на 14, но на больших скутерах гайка и соответственно накидной ключ может быть большего размера).

  • Выкрутив гайку, вкручиваем съёмник в резьбовой отверстие ротора (ну или устанавливаем пластинчатый съёмник и при затяжке его центрального винта, удерживаем ротор и коленвал от проворота).
  • Далее затягиваем центральный болт и стягиваем ротор с конического хвостовика коленчатого вала.

Вот вроде бы и всё. Надеюсь эта статья о съёмнике генератора и последовательности работ по снятию ротора будет полезной начинающим скутеристам, успехов всем!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги:

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.