Устройство, напоминающее о не сложенной боковой подставке..
Многие водители отечественных мотоциклов очень часто, особенно в спешке, забывают сложить боковую подставку, перед тем, как тронутся с места. Особенно это часто происходит на оппозитах, левый цилиндр которых скрывает боковую подножку от водителя (её не видно). На иномарках эта проблема решена ещё на заводе, а что делать владельцам отечественных мотоциклов. Предлагаю изготовить очень полезное и простое устройство, которое собирается из нескольких деталей, показанных на схемке ниже.
Работает оно следующим образом: контакты реле Р1 нормально замкнутые, а контакты выключателя боковой подставки ВК размыкаются, когда боковая подставка убирается. Когда включена нейтральная передача в коробке передач мотоцикла, ток идёт через контрольную лампу нейтрали и выключатель нейтрали. И независимо от того, убрали вы боковую подставку, или нет, двигатель вашего мотоцикла заведётся и будет нормально работать. Но если вы забыв убрать боковую подставку, включите передачу, чтобы попытаться тронуться с места, то ток после лампы и минуя включатель нейтрали, пойдёт через обмотку реле Р1, далее через диод Д2 и контакты боковой подставки ВК. Реле Р1 при этом сработает, и его контакты разомкнутся и прервут ток, который идёт к катушке или катушкам зажигания. В итоге двигатель вашего мотоцикла при неубранной подставке заглохнет.
Чтобы было понятно от чего заглох двигатель (особенно в том случае, если подставка не видна из-за цилиндра, а вам в лом наклоняться), на панель приборов вашего байка, следует вывести светодиод Д1. Он всегда будет загораться, когда вы откинете боковую подставку. Чтобы завести двигатель вашего мотоцикла снова, вам необходимо будет или включить нейтраль в коробке передач, или убрать боковую подставку.
Электро-схема, представленная на рисунке, проста и очень надёжна, но в ней есть небольшой нюанс, который вам следует запомнить и знать. Если на вашем мотоцикле вдруг перегорит лампочка нейтрали (на панели приборов), то предлагаемое устройство, перестанет выключать двигатель, при неубранной боковой подставке. Но заметить перегоревшую лампочку нейтрали, на панели приборов вашего мотоцикла очень просто, так как она всегда на виду. И думаю, для вас поменять её не составит труда.
Радиодетали, приведённые в электро-схеме, очень распространены, и купить их можно в любом радио-ларьке, или радио-магазине. Диод, обозначенный на схеме Д2 — это деталь с маркировкой Д226Б, КД105, КД108, КД109. Выключатель боковой подставки ВК — это любой микро-выключатель, R1 — это резистор, сопротивлением 1,2 кОМ , а Д1 — это любой светодиод. Ну и реле Р1 — это любое реле, которое срабатывает от напряжения, начиная от 6 — 8 вольт. Думаю с поиском деталей у вас проблем не будет. Останется всего лишь смонтировать всю схемку на вашем мотоцикле. Удачи всем!
А почем бы катушку Р1 не подключить перед лампой, а не после как на схеме. так было бы логичней.