Вы находитесь здесь: Главная > Тюнинг мотоциклов. > Замена 6 вольтового генератора Явы на 12 вольтовый от ИЖа.

Замена 6 вольтового генератора Явы на 12 вольтовый от ИЖа.

До сих пор 6 вольтовые Явы славятся своей надёжностью, превосходящей даже современные модели, но вот только одна проблема — это их генератор. Мало того, что 6 вольтовый генератор очень слаб по мощности, так он ещё и зарядку даёт только с довольно высоких оборотов, из за которых приходится часто перекручивать мотор (снижая его ресурс), особенно при поездках ночью. Иначе аккумулятор разряжается, ведь при включенной фаре, генератор не справляется со своими обязанностями, на оборотах ниже тысячи. Ну и ещё один минус всех 6 вольтовых мотоциклов — это исчезающие из продажи 6 вольтовые электро-запчасти. В этой статье мы рассмотрим один из вариантов переделки 6 вольт в 12.

Причём заменим старенький явский 6 вольтовый генератор не 12 вольтовым от той же Явы, как делают многие, а заменим его очень распространённым и не дорогим (по сравнению с явским) ИЖевским 12 вольтовым генератором, от Юпитера, который можно купить в любом городе. Этот генератор несложно установить на 6 вольтовый 634 двигатель, и как это сделать мы и рассмотрим подробно.

Начать модернизацию советую с поиска заготовки для переходной планшайбы, и в качестве заготовки советую использовать бэушный поршень от грузовика (а точнее дно поршня), который можно найти в хламе любого автохозяйства в вашем городе. Ну или поискать заготовку на базе приёма цветметаллов. Конечно планшайбу можно выточить и из стали, но обработать её немного сложнее, а главное — она будет намного тяжелее алюминиевой.

Чертёж планшайбы (переходника).

Планшайба для установки ижевского генератора (слева) и доработка ижевского статора (справа). Красной стрелкой показана обмотка статора.

Найдя заготовку и перепечатав чертёж, помещённый слева, можно отправляться к знакомому токарю. Но не забудьте захватить и ИЖевский статор, сторону обращённую к коленчатому валу нужно будет проточить, как показано на чертеже. Причём проточить так, чтобы до обмотки статора, осталось не более 1 мм, то есть сточить металл, который показан на чертеже пунктирной линией. Затем, относительно проточенного торца, нужно будет проточить на 4 мм посадочное место для планшайбы. И добиться того, чтобы шайба надевалась на проточенный статор плотно, но от руки, или лёгким постукиванием молоточка. Зазор (люфт) здесь нежелателен, но и забивание планшайбы на статор с помощью кувалды, тоже неуместно.

И предупредите токаря, чтобы он при закреплении статора в патрон станка, добился отсутствия малейшего биения старого посадочного диаметра — это важно. Иначе после проточки и установки статора, якорь будет задевать за его обмотки (ведь зазор между якорем и статором очень маленький).

Отверстия для крепления статора к планшайбе и для крепления самой планшайбы к картеру двигателя просверлите по месту. Кстати, переходник для установки Юпитеровского якоря на конус коленвала Явы — не нужен. Достаточно немного доработать напильником явскую шпонку, то есть сделать её ниже по высоте, и уже по ширине и Юпитеровский якорь сядет на коленвал вашей Явы. Только подберите болт немного подлиннее, чтобы надёжно притянуть якорь к коленвалу.

Когда всё будет готово и отверстия в планшайбе, для её крепления, просверлены по месту, притяните планшайбу к картеру, и обязательно винтами, имеющими потайные головки. Далее следует разметить и сняв планшайбу просверлить в ней отверстия для крепления генератора, но так, чтобы его верхние крепления были, относительно поверхности земли, почти параллельны. Причём заднее отверстие должно просверлиться чуть ниже переднего, потому что так вам будет легче регулировать зажигание.

Когда всё закрепите, то обнаружится, что немного тела планшайбы будет мешать установить на место крышку мотора. Значит эту часть тела надо будет подточить болгаркой. Но всё равно Юпитеровский генератор (не смотря на то что токарь сточит часть статора) довольно много выступает наружу. И для того, чтобы крышку нормально закрыть и притянуть винтами, нужно будет вырезать в ней отверстие диаметром сто мм. Сделать это нужно аккуратно с помощью лобзика, для того чтобы ровно вырезать и сохранить выпиленный алюминиевый кружок — он пригодится.

Как найти центр этого кружка? Центр его находится на первой букве А надписи JAWA на крышке двигателя. Ещё нужно будет выпилить перемычку внутри крышки (которая возле болта крепежа генератора). Далее в вырезанное вами сто миллиметровое отверстие нужно будет вварить аргонно-дуговым аппаратом кусочек алюминиевой трубы диаметром сто мм и высотой 3 сантиметра (30 миллиметров).

А так же нужно будет приварить, сверху к стенкам трубы, две алюминиевые бобышки с резьбой, для того, чтобы потом через резиновую самодельную прокладку притянуть вырезанный ранее алюминиевый кружок. Как я говорил, труба должна быть алюминиевая, во первых для нормальной сварки, а во вторых для того, чтобы после зачистки сварного шва и полировки приваренной трубы, крышка смотрелась не хуже фирменной.

Электросхема.

Электросхема подключения ижевских электро-деталей в явскую электропроводку .
1 — реле-регулятор, 2 — ротор генератора, 3 — обмотки статора, 4 — провод к клемме 54 замка зажигания, х1 — х8 маркировка клемм на ижевском реле-регуляторе.

После всех работ, нужно будет купить и Юпитеровский реле-регулятор и изменить электросхему вашей Явы, как показано на схеме слева.  Ну и после всего вам останется всего лишь заменить все лампы на 12 вольтовые, аккумулятор и реле поворотов тоже. Кстати можно уже будет установить нормальную галогенку в фару.

Ну а кому интересно, как дополнить всю эту доработку ещё и электронным зажиганием, то кликаем вот сюда и читаем на здоровье.

И теперь только нужно дождаться вечера и выехав на испытательный тест-драйв, наслаждаться нормальным светом фары. И к тому же быть уверенным, что новый 12 вольтовый ижевский генератор нормально заряжает уже 12 вольтовую батарею; удачи всем на дорогах!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.