Замена масла в вилке мотоцикла.
Замена масла в вилке мотоцикла может потребоваться после определённого пробега, который указан в мануале любого байка. Однако стоит понимать, чем хуже дороги, по которым вы ездите, тем интенсивнее работает вилка (больше ход сжатия подвижных труб), а значит и масло следует менять раньше указанного в мануале срока. В этой статье, рассчитанной на новичков, будет описано как заменить масло в обычной вилке, а так же в вилке перевёрнутого типа.
Замена масла в вилке обычного типа.
Периодически менять масло в вилке любого мотоцикла нужно из-за того, что любое масло со временем теряет свои полезные свойства и присадки и вилка начинает работать хуже. К тому же масло постепенно насыщается продуктами приработки и износа деталей гидравлики (мелкой металлической пылью) и если вовремя не заменить масло и не промыть вилку, то детали гидравлики будут изнашиваться гораздо быстрее с грязным маслом.
Каждый завод производитель мотоцикла рекомендует менять масло через определённый пробег, который не сложно уточнить в мануале или на сайте завода. Значение пробега, после которого следует менять масло является чисто условным и советую менять масло на пару тысяч раньше, чем рекомендует завод изготовитель вашего байка.
Ведь стоит понимать, что заводы изготовители, дающие рекомендации по срокам замены расходников имеют в виду, что мотоцикл (кроме кросового и эндуро) будет эксплуатироваться по европейским дорогам, а не по нашим колдобинам. И при эксплуатации байка по нашим убитым дорогам (ямам), вилке приходится сжиматься и разжиматься гораздо чаще и интенсивнее.
А значит и продукты износа деталей гидравлики вилки будут появляться гораздо раньше и насыщать масло мелкой металлической пылью. Поэтому и менять масло следует раньше, и тем раньше, чем хуже дороги, по которым передвигается ваш байк. Если же дороги среднего качества, то менять масло всё же рекомендуется примерно после 5 тысяч км. И даже после такого небольшого пробега, порой можно удивиться количеству грязи в сливаемом масле.
Ну а первую замену масла в вилке нового мотоцикла рекомендуется делать не позже 1000 км пробега, впрочем как и моторное масло после обкатки мотоцикла.
Поменять масло в обычных вилках совсем не сложно, так как не требуется снимать колесо и перья. Нужно всего лишь подготовить подходящую ёмкость (например обрезанную пластиковую бутылку) для слива отработки (старого масла). Ну и конечно же следует подготовить подходящие накидные ключи, которые потребуются для откручивания сливных и заливных пробок перьев.
Накидные, а не рожковые ключи, позволят сохранить целыми грани пробок, при откручивании их иногда следует использовать киянку, чтобы стронуть пробку пера (см. фото). Причём при откручивании верхней пробки, советую подложить под накидной ключ тонкую ветошь или бумагу, которая позволит сохранить хром на гранях гайки (ведь сохранность хрома, особенно на чопперах, играет важное значение, так как не даст в дальнейшем появиться коррозии).
Прежде чем откручивать нижнюю сливную пробку пера вилки (которая разумеется меньше по размеру), следует открутить верхнюю пробку. На многих мотоциклах, чтобы открутить верхние заливные пробки, следует сначала открутить стяжные винты хомутов, которые сжимают перья в траверсах (на отечественных мотоциклах стяжных хомутов в верхней траверсе нет, а есть конус).
Далее откручивание верхней заливной пробки позволит избежать вакуума, при сливе отработанного масла. После откручивания верхней заливной пробки, теперь можно подставлять ёмкость под нижнюю пробку и откручивать её.
Но и здесь спешить не стоит, и если у вас мотоцикл с дисковым передним тормозом, то советую одеть на тормозной диск пластиковый пакет. Это позволит избежать случайного попадания отработанного масла на тормозной диск и потом не нужно будет оттирать его специальным обезжиривателем для тормозных дисков (или антисиликоном) от попавших масляных капель.
Подставив ёмкость для отработки, откручиваем сливную пробку (болт под ключ на 12 — см. фото) и сливаем масло. Когда масло стечёт полностью, полезно будет зажав передний тормоз покачать мотоцикл, чтобы перья несколько раз сжались — это позволит выйти остаткам масла.
На отечественных мотоциклах Урал или Днепр сливная пробка (точнее болт) расположена в самом низу пера и это позволяет слить масло практически без остатка. И такая конструкция позволяет без проблем промыть вилку керосином или дизельным топливом, и потом не париться о том, что соляра или керосин остались в пере и перемешаются с новым маслом (ведь конструкция с расположением сливного болта в самом низу, позволяет слить соляру или керосин без остатка).
К тому же сливной болт на вилках отечественных тяжёлых мотоциклов, кроме функции пробки, является ещё и крепёжным элементом для гидроцилиндра.
Но на некоторых импортных мотоциклах бывает, что сливной болт расположен чуть выше самой нижней точки пера и поэтому часть отработанного масла остаётся внутри. А значит и промывать вилку рекомендуется только маслом. Чтобы слить остатки отработки полностью, на таких вилках поможет только демонтаж перьев и переворачивание их, пока не стечёт остаток отработки (так же следует и промывать, если будет использоваться для промывки соляра или керосин).
Однако это довольно долгая возня (нужно снять колесо, открутить стяжные болты хомутов траверс, вынуть перья…) и поэтому кто хочет полностью избавиться от отработки, но не вынимать перья из траверс, то тогда следует пожертвовать лишней порцией свежего масла и залив его в перья (разумеется перед этим закрутив сливные пробки), следует покачать мотоцикл, зажав передний тормоз, и потом открутив опять сливные болты (пробки) слить свежее масло, которое перемешалось с остатками отработки.
И хотя остатки масла опять же сольются не полностью, зато эти остатки будут уже не такими грязными, так как перемешаются с чистым маслом. После этого следует обязательно заменить на сливном болте уплотнительную алюминиевую (или медную) шайбу новой, и можно вкручивать сливной болт на место (можно обмазать резьбу болта герметиком — см. фото выше) и после затяжки сливного болта, заливать свежее масло, в количестве которое рекомендует мануал вашего байка.
При заливке на некоторых вилках (особенно на вилках перевёрнутого типа) удобно использовать большой медицинский шприц с трубочкой (капельницей) на конце.
После этого останется закрутить заливные пробки на перьях вилки с помощью накидного ключа, затем зажать винты траверс, чтобы стянуть перья и замену масла в вилке можно считать оконченной.
Замена масла в вилке перевёрнутого типа.
При замене масла в перевёртышах, здесь всё немного сложнее, так как нет сливных пробок (болтов) и следует снять переднее колесо и открутив стяжные болты траверс, извлечь из них перья. Подробно последовательность этих операций я уже подробно описывал в статье про замену сальников в современной перевёрнутой вилке (статья находится вот здесь). А в этой статье следует отметить, что для слива остатков отработки, каждое перо следует перевернуть и подвесить на некоторое время, чтобы дать стечь остаткам.
Тоже самое следует сделать и после промывки внутренней полости перьев. И для промывки внутренней полости пера всё же следует использовать чистое масло, а не керосин или дизельное топливо. На большинстве вилок резиновые уплотнения стойкие к керосину и солярке, однако всё же промывка маслом даст полную уверенность, что с резинками ничего не случится.
Тем более, что даже если и останется после промывки какая то часть масла, то вязкость после заливки свежей порции не изменится. Кстати о вязкости: чем меньше вязкость масла, тем мягче будет вилка на сжатие, однако всё же следует заливать то масло (и в том количестве), которое рекомендует завод изготовитель мотоцикла. И тогда с усилием сжатия и с управляемостью всё будет окей (подробнее о настройке управляемости современного мотоцикла и настройке подвесок читаем тут).
Масло в вилку мотоцикла.
Что касается выбора масла для гидравлики вилок современных мотоциклов, то сейчас всё гораздо проще чем раньше. Раньше мне приходилось заливать веретёнку, вперемешку с трансформаторным маслом, и приходилось немного экспериментировать с их соотношением, чтобы добиться нормальной вязкости и требуемого усилия сжатия вилки (разумеется чем меньше вязкость заливаемого масла, тем меньше усилие для сжатия вилки).
Сейчас же выбор масла для вилок и для задних амортизаторов огромен и фирмы производители масел выпускают специально предназначенное для гидравлики вилок масло. Какому производителю отдать предпочтение каждый решает сам. Но всё же предпочтение следует отдавать более дорогой синтетике, так как любое синтетическое масло гораздо медленнее теряет свои свойства(а значит и менять его следует реже), чем минеральное масло, которое следует менять гораздо чаще.
К тому же синтетика при похолодании (понижении температуры окружающего воздуха) почти не густеет, в отличии от минерального масла, которое густеет при понижении температуры и вилка с минеральным маслом становится дубовой.
Если у вас современный скоростной байк, то всё же советую заливать масло в вилку мотоцикла той вязкости и состава, которое рекомендует завод изготовитель вашего мотоцикла. Все заводы рекомендуют заливать масло с вязкостью, которая рассчитана на летнюю эксплуатацию. Но если даже и похолодает, то как было сказано выше, вязкость синтетического масла не сильно изменится, а значит и параметры сжатия вилки тоже.
И последний совет: если же мотоцикл, купленный вами, имеет достаточно большой пробег, то желательно залить в вилку масло чуть большей вязкости, чем рекомендует завод изготовитель. Так как зазоры в выработанных деталях гидравлики вилки, у мотоцикла с большим пробегом, гораздо больше, чем у нового байка. А значит, при работе вилки, маслу легче циркулировать через повышенные зазоры деталей и вязкость масла можно увеличить, чтобы параметры сжатия перьев приблизить к таким параметрам, как на новой вилке.
После замены масла в вилке мотоцикла, управляемость и комфорт вашего байка заметно улучшится, да и за сохранность деталей гидравлики вилки теперь можно не беспокоиться, удачи всем на дорогах.