Замена старой обшивки сиденья мотоцикла.
Большинство сидений мотоциклов серийного производства, обтянуты виниловым кожзаменителем, который со временем дубеет и трескается. И даже те редко встречающиеся водители, кому безразличен внешний вид своего байка, подтвердят, что от порванного седла удовольствия мало. Если попадаешь под ливень, то вода тут же проникает через трещины и разрывы в пористую основу (подушку), которая впоследствии сохнет неделями, и распространяет неприятный запах. Да и ездить на старом покрытии сиденья тоже удовольствия мало, так как скользишь по нему даже в кожаных штанах, как на ледяном покрытии. И приходится бороться с мотоциклом, чтобы достичь нормальной управляемости, какой уж тут комфорт. В этой статье мы поговорим как избавиться от вышеперечисленных неприятностей, и превратить потрёпанное сиденье вашего мотоцикла в практически новое изделие.
Почти все сиденья импортных мотоциклов устроенны одинаково: сверху пластиковой основы, наложена губчатая подложка определённого профиля, а сверху всё это обтянуто кожзаменителем, который крепится снизу пластика металлическими скобами. То есть всё довольно просто, и нет ничего такого, что не реально было бы повторить в гаражных условиях.
Работу начинаем с удаления старой обшивки сиденья, и это сделать очень просто, достаточно повыдёргивать все скрепки. Теперь замерив рулеткой размеры вашей старой обшивки, и записав их, можно отправляться на поиски нового материала. Сейчас довольно много в продаже всяких кожзамов, кожвинилов, даже с различными эффектами типа мокрой кожи и т.д. и т.п. Но советую поискать тот материал, который используют профессионалы для реставрации сидений автомобилей. В отличии от мебельного материала, он будет стоить дороже, но зато имеет большую прочность и лучшее качество, да и растягивается он лучше.
Если такой материал вы не найдёте в продаже сами, то найдите мастерскую, занимающуюся перетяжкой авто-сидений и поинтересуйтесь у них, где можно купить соответствующий материал (или купите кусок у них). Можно купить и натуральную кожу, только учтите, что она впитывает воду, если вы не будете её постоянно обрабатывать, а намокшая кожа передаёт влагу пористой подушке, и в итоге всё это долго сохнет.
Кожзаменитель в отличии от кожи, легко растягивается только в одном направлении. Учтите это при покупке, и объясню почему. Когда будете покупать необходимый кусок материала, имейте в виду, что при натягивании отреза материала на сиденье, он тянется по ширине, а в заводском рулоне материал тянется по длине. И когда будете отрезать от рулона необходимый кусок в магазине, проверьте на вашей старой обивке в какую сторону она тянется (как я уже говорил — по ширине), и так же проверьте, что бы и отрезаемый кусок из рулона тянулся в том же направлении.
Так же следует приобрести хороший мощный степлер (дешёвые модели не берите), и скобы к нему. Скобы советую покупать мебельные, так как у них острые концы, а толщина и длина у них значительно больше, чем у обычных. Обычными скобами если и удастся пробить пластик основы сиденья, но нормально держать материал такие скобы всё равно не будут, и со временем повыскакивают.
Перед началом работы, следует вырезать заготовку из приобретённого вами куска. Не пытайтесь вырезать заготовку очень точно, вы всё равно не угадаете, поэтому при вырезании оставляйте припуск побольше. Ведь впоследствии лишнее всегда можно отрезать. Так же советую нагреть отрез нового материала, например разложив его на солнышке, а если работаете зимой, то развесьте отрез на батарее отопления, и подождите примерно полчасика. Это поможет материалу стать намного эластичнее, и намного облегчит вам работу. А если будете использовать натуральную кожу, то намочите её, и она натянется куда угодно. В работе преимущество натуральной кожи ещё и в том, что при высыхании она дополнительно натягивается сама, и складки допущенные при натяжке, исчезают сами.
А теперь о главном — начинаем обтяжку. Советую работать с помощником, так как четыре руки вместо двух, существенно облегчат работу. Сначала необходимо хорошенько натянуть материал вдоль седла. Это не так то просто, но можно схитрить. Для этого попросите помощника немного изогнуть вовнутрь пластиковую основу седла, а вы в этот момент закрепите материал несколькими скобами снизу сиденья (спереди и сзади пластиковой основы). Прикол в том, что когда напарник прекратит давить на пластиковую основу, она выпрямляясь, сама дополнительно растянет обивку.
Далее следует тянуть материал поперёк седла. Здесь согнуть основу седла не удастся (площадь маленькая), поэтому запаситесь терпением, и хорошенько разомните кисти рук и пальцы, так как им придётся хорошо поработать. Не пытайтесь растянуть материал с помощью плоскогубцев, материал по любому лопнет, тяните только руками. И чтобы не перекосить седло, обязательно растягивайте материал равномерно в обе стороны. Естественно в этом случае лучше работать с помощником, вы тянете, а он орудует степлером.
Когда идёт натяжка, материал может порваться в районе скобы, поэтому вбивайте несколько скоб, а не одну-две, и старайтесь на начальном этапе вбить скобы ближе к середине основы сиденья. А когда закончите натяжку и убедитесь, что нет складок, можно будет уже спокойно перебить скобы ближе к краю основы, а из середины скобы повынимать, и обрезать лишний материал, в том числе и порванный (вырванный из скобы).
Не старайтесь натянуть и убрать все складки сразу, делайте перерывы в натяжке, чтобы материал успел принять нужную форму. И ему следует в этом помочь, прогревая его обычным феном для волос и разглаживая руками от середины к краям. В углах и местах резких изгибов, эластичности материала может не хватить, чтобы повторить точную форму пластиковой основы. Поэтому не переусердствуйте с натяжкой, а просто на обратной стороне изгибайте излишки материала складками, накладывая одну на другую, и закрепляйте их скобами равномерно, по всему повороту угла или загиба. В завершении работы, окончательно пройдитесь степлером по всему периметру седла, с одинаковым расстоянием между скобами (примерно 2 см), и теперь пристреливать скобы можно уже ближе к краю, а лишний материал обрежьте.
Если на внешней поверхности седла остались незначительные складки, то это не повод для расстройства. Со временем материал всё равно примет форму пористой подушки седла, и незначительные складки исчезнут, особенно если при работе вы нагревали материал. В итоге сиденье вашего мотоцикла преобретёт вид нового, а в довершении можно сделав трафарет из бумаги, нанести логотип производителя на боковину седла. Не забудьте только обезжирить антисиликоном поверхность материала перед нанесением краски, а краску используйте для кожи (продаётся в баллончиках).
При желании можно сделать двухцветное сиденье, как на фото Хонды. Для этого перед натяжкой материала, следует настрочить вырезанный материал другого цвета. Только учтите, что двухцветная обивка прочнее, и от этого тяжелее натягивается.
При перетяжке сидений отечественных мотоциклов, всё немного сложнее, так как скрепки здесь не используешь, основа седла ведь металлическая. Для закрепления натягиваемого материала на отечественных сиденьях, советую использовать клёпальник и заклёпки. Только перед этим следует просверлить по периметру отверстия, диаметром чуть больше чем диаметр заклёпки (обычно 3,5 мм). При натяжке, через кожу шилом нащупываем отверстие, тут же протыкаем материал и вставляем в него заклёпку. Естественно и здесь удобнее работать с помощником.
Теперь вы знаете как заменить обшивку сиденья вашего мотоцикла, остаётся применить всё это на практике, и в итоге добиться потрясающего внешнего вида вашего байка, ну и естественно комфорта при поездках. Удачи всем!