Английское колесо.
В тюнинге любых транспортных средств, особенно при облагораживании внешнего вида, мы очень часто сталкиваемся с работами из листового металла и качестеная работа с листовыми деталями невозможна без станка, называемого английское колесо. Будь то, кузовные элементы, арки, крылья, капот, воздухозаборники, а также всевозможные ёмкости, бензобаки и много других деталей — почти все они сделаны из стального листа. Очень часто в работах по тюнингу кузовных деталей я вижу эти детали, сделанные из стального листа плоскими. Ну, например, распространённая операция по установке широких колёс и расширение их арок. Обычно берут стальной лист, вырезают козырёк арки, сворачивают в дугу и прихватывают к кузову сваркой, а деталь как была плоской, так и осталась.
Я считаю, что не нужно портить вид машины, посмотрите хотя бы на серийные автомобили, такие, например, как Ауди ТТ или новый Фольскваген Жук. Разве их крылья плоские , нет же, и от этого дизайн очень привлекателен. Я понимаю, что эти детали сделаны с помощью заводского штампа и эта технология не применима в собственном гараже.
Но есть другая древняя технология (ей уже более ста лет), которая позволяет творить чудеса с листовым металлом в обычном гараже. Станок, с помощью которого листовой детали придаётся объёмный (выпуклый) вид называется «английское колесо«. Как его изготовить я расскажу в этой статье. А вообще, если быть точным, то объём детали придаётся ударами специального молотка ( я сделал его из шаровой опоры грузовика и отполировал сферический боёк) на мягкой подушке или на деревянном пеньке с углублением.
А сам станок позволяет прокатать между двумя роликами потом эту уже выпуклую деталь и убрать все шишки, и неровности от ударов. После прокатки деталь становится не только выпуклой и ровной, но ещё и полированной! (см. фото слева) . Девиз этих работ с листовым металлом — Ни грамма шпаклёвки!
При прокатывании листового металла между двумя роликами английского колеса, на поверхности стального листа не только исчезают неровности от ударов сферического молотка и поверхность становится гладкой, так ещё и на листовом металле образуется наклёпанный слой, обеспечивающий повышенные эксплуатационные свойства поверхности. К тому же обкатка поверхностей листовых деталей роликами этого станка, заменяет обработку деталей шлифованием и полированием. И шероховатость поверхности детали после прокатки, соответствует 8 — 11-му классу !!!
Основа этого станка- это мощная скоба (см. фото в начале текста), которую можно сварить из труб квадратного профиля, швеллеров, двутавровых балок. Но я обратил внимание на зарубежные станки прошлых лет. Самые дорогие и качественные, делали литьём и довольно толстыми и массивными, а как мы знаем, чем старее год выпуска инструмента, тем он качественнее. Я думаю, всё — таки, какой бы толщины труба не была, она при нагрузке всё равно играет, а монолит нет. И чем массивнее этот монолит, тем легче прокатывать лист.
Хотя современные станки выполнены именно из квадратной трубы и вроде бы никто не жаловался. В любом случае, выбирать вам. Лично я изготовил скобу английского колеса из мощной, литой двутавровой балки от грузовика. Сталь качественная, разчитана на нагрузки в несколько тонн и хорошо сваривается. К тому же, как видно на фото выше, на обоих концах этой балки имеются мощные вертикальные отверстия, которые позволяют закрепить, а потом разворачивать оба ролика почти на любой градус.
Мне пришлось разрезать балку (на три части) под углами в 45 градусов, сделать фаски и сварить все части в несколько проходов, естественно, усилив углы мощными косынками из стали толщиной 12 мм. Итак, изготовили самое главное — скобу. Следующим шагом будет изготовление крепления скобы английского колеса к подставке.
Подставку я изготовил из обычных круглых труб диаметром 80 мм, а основу — квадрат, из стального листа толщиной 10 мм. Снизу этот квадрат обварил по» кругу» полосками из той же десятки(10 мм), на всякий случай. Ну и далее, водрузил на этот квадрат кубик, сваренный из двух швеллеров (250 мм).
Сверху на этот кубик приварил под углом две мощные пластины с шпильками на 18мм, а уже на эти шпильки закрепил скобу гайками (на балке заводские отверстия). При транспортировке всего английского колеса, если понадобится, можно скобу снять .Естественно, везде где нужно усилил всё косынками, толщиной 8 мм.
Остаётся самое интересное и ответственное — изготовление роликов английского колеса.. Я начал с большого ролика и мне повезло, так как в тепловозном депо удалось найти наружную обойму от роликового подшипника тепловозного колеса. Мне пришлось подготовить чертёж и выточить только внутреннюю часть этого ролика под 2 мощных подшипника и затем запрессовать на горячей посадке эту внутреннюю часть в обойму.
В итоге, я получил большой ролик с наружной поверхностью из очень твёрдой и качественной подшипниковой стали . Мне осталось её только отполировать. Размеров ролика я не привожу, так как вам придётся делать из того подшипника, какой найдёте вы. Вилку, на которой крепится большой ролик, изготовил из стального листа, толщиной 12 мм. Вал этого ролика диаметром 32 мм.
Нижние маленькие ролики были выточены и отполированы из стали, из которой изготавливают напильники, и она тоже твёрдая и неплохого качества (попалась случайно). Но можно использовать любую из перечисленных ниже сталей:
У10А, У11А, У12А, ХВГ, 5ХНМ, ЭХ12 закалённые до твёрдости HRC 58 — 65.
Каждый ролик имеет собственный валик (с распорной втулкой), который сидит на двух подшипниках закрытого типа (у меня стоят два триста вторых (302) закрытого типа. И на каждом конце валика имеются проточки, чтобы ролик с валиком можно было быстро вставить в ушки , на которых ролик крепится. Так же, эти проточки не позволяют валику прокручиваться в ушках.
Маленькие ролики, желательно, изготовить несколько, с разным профилем «бочки», обычно хватает 6- 7″ на все случаи жизни». Но на первых порах хватит и двух. Чертёж одного из роликов публикую на рисунке справа, но разумеется все размеры чисто условные и зависят от ваших задач, точнее от того, какого размера детали вы собираетесь прокатывать, а так же от размеров подшипников, которые будут запрессовываться в ролик.
Ну а радиус закругления «бочки» роликов (тот, что указан на чертеже под цифрой 120) может быть разный и конечно же зависит от профиля (глубины выпуклости) детали, которую вы будете прокатывать.
Сами ушки крепятся электросваркой (подобно велосипедной вилки)к шлицевому валу (можно и квадрат), а этот вал свободно ходит в шлицевом отверстии и подпирается снизу шариком, и винтом с упорной резьбой и штурвальчиком в самом низу.
Подробно устройство поджима нижнего ролика к верхнему показано в видеоролике под статьёй. Там показан один из вариантов .
Есть варианты с штурвалом под ногу, а вообще, способов прижима роликов на английском колесе очень много, вплоть до кинематических сложных схем через различные приводы и блоки, которые позволяют прижимать ролики нажимом на педаль. Так же можно сделать прижим роликов с помощью гидравлического многотонного домкрата, и пример этой идеи можно посмотреть на самом первом фото (зелёное английское колесо, слева вверху).
Если придумаете что — то новенькое и интересное буду рад. Я же публикую самый мощный, простой и надёжный способ. К тому же изготовить его можно за день, если у вас уже есть готовый винт и гайка от тисков, с упорной резьбой.
Ну вот, вроде бы, и все премудрости. Надеюсь, изготовив станок английское колесо, вы сможете в дальнейшем изготовить кузов или элемент кузова какой захотите, а так же изготовить любой бензобак или крыло (примеры можно посмотреть вот тут, а так же вот здесь), а более сложный бак, который я изготовил с помощью моего станка, можно увидеть вот в этой статье.
Да и ещё: возможности этого станка, которых у него и так не мало, можно ещё больше расширить, если изготовить к нему специальную насадку, которая позволит работать не только с листовым металлом, но ещё и с прутком, профильной трубой и уголком. То есть с помощью специальной насадки, о которой можно почитать вот тут, можно будет плавно изгибать профильную трубу, пруток или не толстый уголок.
Ну, а после изготовления самого станка английское колесо, теперь у вас откроются новые неограниченные возможности в дизайне автомобиля или мотоцикла, ведь, как известно, тюнинг не имеет границ, успехов всем.
что за балка, от какого грузовика? поделись, пожалуйста, если не секрет
Здравствуйте. Эта балка была куплена мной на пункте приёма металлолома. Поэтому точно сказать не могу от какого грузовика. Я сам интересовался этим вопросом, и даже заглядывал под грузовики для уточнения, и по всем габаритам эта балка скорей всего от Камаза. Хотя, если вы собрались делать станок из балки от грузовика, то исходите из того, что вы будете прокатывать. Если детали для мотоцикла, то подойдёт и балка от грузовика Газ, а если собираетесь прокатывать что то поболее, например крылья от машин, тогда ищите от Камаза или других большегрузых грузовиков.
Хотя, как я написал в тексте, станок, сделанный из балки даже небольшого грузовика, позволяет прокатать довольно большие детали, потому что у такого станка есть большое преимущество — всегда можно развернуть ролики почти под любым углом (благодаря мощным отверстиям балки) и прокатать довольно большой лист металла во всех направлениях. Удачи.
Большое спасибо!!! Буду искать))
Пожалуйста. Всегда рад быть полезным.
Наковальня самодельная или покупная ?
какая рекомендуемая ширина роликов (приблизиттельно от и до), и выложите чертежик скруглений маленьких роликов
Во первых здравствуйте. Ширина роликов у меня 80 мм, но эта ширина может быть и другой. Всё зависит от размеров деталей, которые вы собираетесь прокатывать. Например для прокатки мелких деталей, я сейчас изготавливаю ещё одно английское колесо (но меньшего размера), и ширина роликов у него будет всего 30 мм.
И второй вопрос на счёт чертежа. Его у меня никогда не было, так как для того, чтобы токарь выточил нужные мне скругления роликов, я вырезал разные картонные шаблоны (с профилем скруглений), которые токарь прикладывал при точении скруглений роликов. Так намного проще точить, и чертежи здесь не к чему. Да и профиль скруглений может быть разным — это дело вкуса, но чем больше их будет (разных) тем лучше. Единственное, что ещё следует указать токарю, так это ширина роликов, их наибольший диаметр (чтобы выбрать заготовку) ну и диаметры посадочных мест под подшипники, а лучше дать эти подшипники токарю в руки, что я и делал. В общем как то так.
благодарю за ответ, подскажите ещё где взять такую наковальню
Так как делал своими руками, то не занимался поисками в интернете, а есть ли что то в магазинах в вашем регионе не могу знать, поэтому извиняйте, ничего сказать не могу. Погуглите в интернете, может что то найдёте, но лучше всё таки изготовить её самостоятельно.
Доброго времени суток! Такой вопрос, а чем наполнена кожаная подушка? Песком или чем? И какая плотность набивки?
Здравствуйте Михаил. Лично у меня подушка набита просеенным речным песком, но некоторые набивают подушки дробью. Как объяснить какая плотность набивки? Её можно только почувствовать. Проще рассказать как я наполнял подушку и всё станет гораздо понятнее.
Сначала я сделал копию кожаной подушки из плотного брезента (чехол), затем пошил по кругу этот чехол из плотного брезента, оставив не зашитыми сантиметра 2, чтобы засыпать песок. Затем засыпал в чехол через воронку просушенный песок и сыпал пока чехол не заполнился полностью. То есть чехол никто не набивал, а просто песок был засыпан до самого верха — всё просто.
Ну и после засыпки песка, отверстие зашилось, и заполненный песком брезентовый чехол был помещён в кожаную подушку, которая прошивалась по кругу (по кромке). Вот вроде бы и всё.
спасибо
Пожалуйста, рад быть полезным.
Здраствуйте. Интересует, достаточно будет роликов шириной 54мм, и с радиусами:50, 100, 150, 200, 300, чтобы сделать бак капельку и крыло для мотоцикла?
Здравствуйте. Ширина роликов в 54 мм вполне достаточна для изготовления деталей мотоцикла. Большую ширину роликов используют для прокатки более объёмных кузовных деталей автомобилей. Если хотите универсальное английское колесо, чтобы прокатывать как кузовные детали машин, так и более мелкие детали мотоциклов, то делайте ширину роликов 70 — 80 мм.
Если же планируете станок только лишь для мотоциклетных деталей, то ширина роликов 54 мм, (как я уже сказал), будет вполне достаточна. Тем более что у меня ролики шириной 80 мм и некоторые мелкие мото-детали я не могу на нём прокатать и сейчас делаю ещё один, но более меньший по габаритам станок для мелких деталей, с роликами шириной всего 30 — 40 мм.
Ну а что касается радиусов, то чем более выпуклый бак вы собираетесь делать и чем более глубокое крыло, тем меньший радиус ролика будет использоваться в работе. И те радиусы которые вы перечислили, позволят сделать бак капельку и крыло практически любой выпуклости. Те баки и крылья которые я изготовил и которые опубликованы на этом сайте, были сделаны с использованием всего двух роликов (правда радиусы точно не помню и никогда ими не заморачивался, так как вырезал из картона нужные шаблоны (с примерно подходящим мне радиусом) и по этим шаблонам токарь точил мне ролики (при токарке токарь просто прикладывал шаблон к заготовке). В общем как то так. Если ещё что то не понятно, пишите, рад быть полезным. Удачи.
Спасибо. Пожалуй на этом размере и остановлюсь.
Пожалуйста. Рад быть полезным.
Здравствуйте. Вы не хотели бы продать ваш станок? мне очень нужен
Доброго времени суток. Этот станок я изготовил для своей мастерской и он не продаётся. Если он вам очень нужен, так сделайте его своими руками. Ведь у меня же получилось, значит и у вас получится. А чтобы хоть как то помочь в постройке такого станка людям, именно для этого я и написал эту статью. Всего наилучшего!
Там где я живу нет нормальных условий для этого. А если на заказ сделать такой, станок? Это возможно?
Чтобы сделать именно такой станок как у меня, потребуется найти балку от грузовика. А второй балки у меня нет в наличии. Так что извиняйте.
здравствуйте ! есть вопросы по изготовлению подушки из кожи для выколотки металла. какая толщина кожи и какой материал набивки подушки? Возьметесь за изготовление роликов для английского колеса. по возможности ответ на мыло. Спасибо.
Здравствуйте Илья. Толщина кожи моей подушки 4 мм, а для её заполнения я использовал просеянный речной песок. Но можно и мелкую дробь. Ролики для английского колеса я не изготавливаю на заказ (а только для своего станка), так как у меня на это просто нет времени. Так что извиняйте. Ролики может выточить любой токарь на соседнем заводе, а чертежей роликов в сети сейчас уже море. Удачи.
Здравствуйте. Вопрос по английскому колесу. Я заказал изготовить нижний ролик по вашему чертежу, с шириной 70мм, я так понимаю что и верхний ролик должен быть 70мм, а какая рекомендуемая высота ролика?
Здравствуйте Андрей. Да, верхний ролик желательно чтобы был такой же ширины как и нижний (у меня так) , но я видел модели станков с немного разной шириной роликов и они работают вполне нормально. Высота ролика может быть разной, но желательно не более чем в два раза меньше, чем ширина.