Вы находитесь здесь: Главная > Мастерская. Станки и оборудование. > Автомобильный стапель.

Автомобильный стапель.

Естественное желание любого водителя, спустя пару дней после аварии, это как можно быстрей и грамотней восстановить геометрию пострадавшего кузова. И если например в аварии пострадало только крыло, то нескольких рихтовочных молотков и пару поддержек хватит за глаза, ну может быть потребуется ещё и обратный молоток. Ну а если после аварии, машину в движении уводит в сторону, или на ней не закрываются двери, то становится ясно — нарушена геометрия кузова. И вот здесь любой водитель начинает задумываться, кому доверить ремонт повреждённого кузова своей любимой машины, специалистам из автосервиса или «Кулибину» из соседнего гаража.

Обычно гаражные умельцы используют в работе простой инструмент, и кроме увесистой кувалды, лома и гидравлического домкрата, ничего другого не применяют. А есть местные спецы, растягивающие кузов тросами, цепями и лебёдкой, между двух столбов или вбетонированых в стены гаража стальных колец. И стоимость таких услуг небольшая, что и привлекает многих клиентов. Но есть достаточно много водителей, как правило ездящих на дорогих машинах, которые ставят качество любого ремонта на первое место, и которые предпочитают иметь дело с настоящими профессиональными специалистами. У таких людей не только работа, но и оборудование тоже качественное.

Стапель или рихтовочный стенд?

стапель или рихтовочный тсенд, для вытяжки кузова машиныРаз речь зашла о профессиональном оборудовании, то поговорим о том, какое оно бывает. Многие называют его стапелем, некоторые вытяжным стендом, на самом деле это стенд для правки кузовов автомобилей. Для многих людей, с первого взгляда это оборудование может показаться сооружением, для пыток средневековой инквизиции. Ведь тут и очень мощная рама, и несколько прочных столбов, обвешанных различными захватами, скобами,цепями или тросами. И даже самый скромный рихтовочный стенд (стапель) — это сооружение довольно внушительных размеров, которое рассчитано на почти любой размер автомобиля, и естественно оно не поместится в обычном гараже. А вес самых крупных конструкций стапелей, может доходить до четырёх тонн. По сравнению с мотоциклетным стапелем, о котором можно почитать вот здесь — это целая гора металла.

стапель-стенд для вытяжки кузова машиныК тому же силовые возможности многих стендов, очень впечатляют, ведь развиваемое усилие каждого гидравлического цилиндра может достигать десяти тонн, а все детали стенда изготовлены с большим запасом прочности. Это позволяет легко и уверенно править любые кузова, в том числе и джипов рамной конструкции, да и сами рамы таких машин.

Сам рихтовочный стенд (стапель)состоит из двух основных частей, а именно — металлической массивной платформы, на которой закрепляют кузов автомобиля, и распорного угольника (многие называют гусём), или силовой стойки (башни). В процессе работы, часто бывает необходимо приложить усилие (вытянуть) одновременно в разных местах кузова. В таком случае устанавливают несколько стоек (от двух до пяти, в зависимости от навороченности стапеля-стенда). К платформе, кузов машины крепят обычно специальными захватами, за отбортовку порогов, а если её нет (у Мерседесов например, нет отбортовки порогов), то применяют другие способы крепления, в зависимости от модификации кузова автомобиля.

Вернём былую форму.

рихтовочный стенд стапель с дистанционным управлениемРассмотрим как происходит правка кузова. В определённом месте деформированной детали кузова, закрепляют захват (конструкция захвата зависит от конструкции кузова) и далее цепью соединяют захват с стойкой или башней (гусём). Стойка, при помощи гидроцилиндра, тянет цепь с зажимом в свою сторону, и постепенно вытягивает (выправляет) смятую деталь или панель кузова. А гидравликой управляют с дистанционного пульта, который удалён от места вытяжки, на случай если не дай Бог порвётся цепь или трос (для безопасности рабочего персонала). Бывает также, что захват срывается с кузова, а натянутая с большой силой цепь, резко отбрасывает захват, и как правило по неопределённой траектории. Естественно люди в таких случаях должны остаться невредимы. Да и последовательность правки кузовных деталей давно отработана годами и определяется законом: начинать править всегда с самых мощных и жёстких деталей, постепенно переходя к более хлипким и слабым деталям кузова. Говоря простыми словами, в первую очередь возвращают потерянную форму несущим элементам кузова, а уже только потом, деталям оперения.

Прежде чем править, нужно измерить.

После установления и закрепления кузова машины на платформе, мастеру следует обязательно проверить геометрию кузова по базовым точкам, то есть местам крепления к кузову деталей трансмиссии и подвески. В первую очередь нужно определить, сдвинулись ли базовые точки или нет. А если сдвинулись, то в каком направлении, чтобы знать куда тянуть. От правильности расположения базовых точек после ремонта, очень будет зависеть поведение автомобиля на трассе (особенно на высоких скоростях). В прошлые годы, для проведения таких замеров, пользовались специальной линейкой, и это отнимало у мастера кучу времени. Теперь используют современные измерительные системы, намного ускоряющие и уточняющие процесс замера базовых точек. И по принципу работы, современные измерительные системы делятся на два вида.

шаблон измерительной системы первого видаИзмерительная система первого вида, ориентирована на использование так называемых шаблонов, имеющих посадочные места для базовых точек. А кузов машины, как бы одевается на шаблон, и любое несоответствие базовых точек шаблону, становится сразу видно. Этот вид, позволяет при замене лонжеронов и других силовых элементов кузова, использовать стенд для вытяжки в качестве стапеля (как известно стапель позволяет при удалении какого то элемента рамы или кузова, сохранить форму, пока не приварится новый элемент или деталь).

измерительный щуп рихтовочного стенда

измерительный щуп стенда с электроникой.

Второй вид измерительных систем — это электронные системы. У них точные координаты базовых точек определяются с помощью лазерного луча или специального щупа. А компьютер сравнивает полученные результаты измерений, с внесёнными (или находящиеся в нём)данными размещения базовых точек, согласно заводских спецификаций. И на любом этапе вытяжки кузова, можно быстро распечатать результаты замеров, например для очень требовательного клиента, который желает убедиться в высоком качестве ремонта (или для страховой компании, оценивающей размер ущерба). К тому же лазерная система таких стендов, позволяет после восстановления правильной геометрии кузова, настроить и правильные углы установки колёс (о том как и с помощью чего, самому выставить правильные углы колёс, можно почитать вот тут, а так же вот здесь).

компьютезированный рихтовочный стенд

Стенд фирмы ЧИФ с лазерной измерительной системой, стоящий 68 тысяч$.

К сожалению для многих, услугами сервиса, оснащённого такими фирменными и дорогущими стендами (средняя цена 60 тысяч $), может воспользоваться только клиент, с достаточно пухлым кошельком, так как услуги у них стоят не дёшево, ведь как известно качество стоит денег. А что же делать после аварии, если машина попроще и денег не так много, то есть это как правило 80 — 90% водителей. Тогда может подойти вариант попроще, как например рихтовочный стенд «Эксперт 2000″, изготовленный СПК» Индустрия». У этого оборудования, нет измерительной системы, но своей мощностью он нисколько не уступает своим забугорным собратьям. Поставляется стенд в продажу с одним или двумя распорными угольниками (стойками). И в руках опытного мастера, и такой стенд способен вернуть смятому в гармошку кузову, былую красоту и правильную геометрию.

Я согласен, что современные измерительные системы хороши и удобны. Но дорогущие стенды с такими измерительными устройствами, интересуют в первую очередь не клиентов (95% которых не понимают что к чему), а самих мастеров ремонтников. Так как дорогие стенды с электроникой, позволяют им очень экономить время и силы при ремонте, ну и естественно приподнять цены на услуги (время ведь стоит денег). Клиенту же, важно в первую очередь то, чтобы его кузов после вытяжки, полностью  соответствовал не только товарному внешнему виду, но и по своей геометрии, точно соответствовал заводским нормам. А на каком рихтовочном стенде (стапеле) этот кузов выправляли, чем мерили при этом, и сколько времени мастер потерях в процессе работы, многим клиентам не важно.

И какими бы самыми современными и электронными примочками не был бы оснащён рихтовочный стенд или стапель, главным критерием качества при жестянке (как впрочем при любом виде работ), как был так и останется человек. Поэтому, если не дай Бог, вам придётся попасть в аварию и повредить кузов своего любимого автомобиля, ищите в первую очередь хорошего мастера, а на второе место ставьте уже какое у него оборудование. Впрочем для меня, как думаю и для всех, лучший вариант конечно будет — это и мастер отличный, и оборудование у него на высоте (по идее, у хорошего мастера, оборудование не может быть плохим). Таких и советую искать. Удачи всем!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.