Вы находитесь здесь: Главная > Мастерская. Станки и оборудование. > Как сделать наждак.

Как сделать наждак.

Как сделать наждак (заточной станок)? Таким вопросом задаются многие начинающие мастера, которым надоело всё точить на коленке, с помощью напильника или углошлифовальной машинки. Можно конечно же купить готовый наждачный станочек, но качество многих недорогих азиатских изделий оставляет желать лучшего, а стоящие изделия от авторитетных европейских или американских фирм, которые к тому же имеют приличную мощность и габариты, стоят довольно дорого. В этой статье мы рассмотрим из чего и как изготовить недорогой наждачный станок, который будет отличного качества и будет радовать мастера долгие годы. Причём будут описаны два варианта изготовления. Для начала следует определиться с диаметром абразивного круга, ведь чем больше диаметр, вес и толщина круга, тем мощнее потребуется электро-двигатель. И если вам часто приходится работать с мелочёвкой, то и у будущего станочка могут быть весьма скромные габариты и мощность. К нему подойдёт самый распространённый двигатель от советской стиральной машины.

Если же вы работаете с крупными изделиями, например часто приходится обтачивать профильные или обычные трубы, арматуру и др., то и станок должен быть мощным и большим. Как я уже говорил, в этой статье будут описаны два варианта изготовления наждака, один более простой, а второй более сложный.

Так вот, если вы хотите в свою мастерскую большой и мощный наждак для обработки крупных деталей, то вам предпочтительнее выбрать второй вариант изготовления (который будет описан ниже). Если же вам нужен наждачок для обработки мелочёвки, тогда советую выбрать первый, более простой вариант изготовления.

Как сделать наждак — более простой вариант. 

Для начала опишем более простой вариант, при котором абразивный круг (или круги) будут закрепляться непосредственно на валу двигателя. Для начала следует изготовить основание, на котором будет закрепляться сам двигатель. Основание можно изготовить даже из дерева, но всё же лучше из металла.

как сделать наждакДвигатель конечно же лучше поискать на 220 вольт, но если не найдёте, то можно подключить и на 380. Подробно как подключить мотор и на 220 и на 380 вольт к обычной бытовой сети, я написал вот в этой статье. Если купите мотор с оборотами на 3000/мин., то изготовление втулки, которая будет описана ниже, должно быть очень точным, чтобы исключить вибрацию. Такой оборотистый мотор следует использовать, если вы хотите полировать детали для нанесения хрома (я такой изготовил специально для полировки — он показан на фото слева).

А для обработки деталей абразивными камнями, достаточно будет двигателя на 1500 — 2000 об/мин. Если у вас двигатель имеет площадку внизу с четырьмя отверстиями, то здесь всё просто, мотор ложится на основание, будущие отверстия отмечаются карандашом или маркером и затем сверлятся. Остаётся закрепить мотор к основанию с помощью четырёх болтов, а само основание можно крепить где угодно (даже в тиски, как я креплю на фото выше), с столу или верстаку, с помощью струбцин или барашковых болтов.

И такой наждак будет мобильным (переносным). Только при креплении мотора к основанию, следует учесть диаметр абразивного круга, то есть закрепить двигатель на такой высоте, чтобы круг не задевал за основание.

Шлифовально-полировальный станочек.Бывают абразивные круги тонкие, но чуть большего диаметра, чем диаметр мотора, в таком случае придётся закрепить двигатель через какую нибудь проставку с четырьмя отверстиями (например из текстолита или плотной резины), чтобы закрепить мотор чуть выше от основания. Или там где проходит круг, основание просто обрезается (делается короче, как на моём маленьком наждаке на фото слева) — какой вариант предпочтительнее выбирать вам.

Если же двигатель не имеет специальной крепёжной площадки внизу, а имеет два отлива, с вставленными в них резиновыми втулками (сайлентблоками — как на большинстве моторов от стиральных машин) то такой двигатель крепится к основанию через два металлических уголка, и упорной планки, прикрученной к одному из болтов крышки двигателя.

Ну, а если вы приобрели мотор, который не имеет ни крепёжной площадки, ни двух приливов с сайлентблоками, то есть мотор предназначен для консольного крепления (за одну из его крышек), то для него потребуется вырезать из листового металла пластину с отверстием в центре для вала двигателя. Пример чертежа такой пластины показан в статье по изготовлению ленточно-шлифовального станка гриндера, статья находится вот здесь.

как сделать наждак

1 — вал якоря, 2 — подшипник мотора, 3 — корпус мотора, 4 и 5 — кожух, 6 — трубка, 7 — втулка, 8 — абразивный круг, 9 — шпонка.

После закрепления двигателя к основанию, теперь основная задача стоит как закрепить камень (абразивный круг) на валу двигателя. Ведь наружный диаметр вала якоря в 99 случаях из ста имеет диаметр, который меньше, чем посадочный диаметр у абразивного круга. Значит следует заказать токарю переходную втулку 7, которая изображена на рисунке слева.

Втулка должна плотно надеться на вал двигателя (с лёгким постукиванием молотка), а абразивный круг должен плотно надеться на втулку. Многие вместо втулки используют обрезки трубы, а на них наматывают изоленту, бумагу ит.п. Делать это не советую, так как даже если вам и удастся посадить круг на кусок трубки плотно, всё равно в процессе работы со временем возникнет дисбаланс и вибрация.

И если вы хотите собрать станочек и забыть про проблемы с дисбалансом, то не пожалейте немного денег на токарные работы (чтобы выточить втулку с плотной посадкой). На валу электродвигателя следует нарезать наружную резьбу под гайку (с мелким шагом), причём резьба должна быть правая или левая, в зависимости от вращения камня (чтобы под нагрузкой и проворачиванием камня, гайка закручивалась, а не откручивалась).

Ну и последней операцией будет изготовление столика, на который будет укладываться деталь при обтачивании. Столик можно изготовить из куска обычного уголка, и сделать так, чтобы при износе камня, столик можно было сдвигать к камню, для обеспечения зазора в 1-1,5 мм (между столиком и абразивным кругом).

Если вы рассчитываете на кратковременную работу наждака, то с другой стороны вала двигателя можно снять крыльчатку вентилятора и закрепить камень с более мелким абразивом, или сверлильный патрон (как на моём наждаке показанном на фото выше). Тогда возможности станка станут больше, можно будет в патрон закрепить например проволочный (зачистной) круг или полировальный круг небольшого диаметра, да и вообще быстро установить любую насадку.

как сделать наждакКстати. можно изготовить из текстолита диск и наклеить на него наждачный круг, как на фото слева, а так же сделать столик, который будет выставляться под нужным углом, и тогда можно будет обрабатывать деталь строго под углом, под который выставлен столик. Вариантов много и всё зависит от ваших задач (что вы желаете обрабатывать).

Но следует помнить, что без вентилятора долго работать не следует. Гораздо больше возможностей и удобства у наждака, который будет описан во втором варианте.

 

Изготовление наждака более мощного и универсального — второй вариант.

как сделать наждак

 

 

Сделать наждак, как на фото слева сложнее, чем первый вариант описанный выше, но зато мощность двигателя и размеры могут быть любыми, а обороты можно будет в любой момент изменить переброской ремня на другой шкив. Да и двигатель при желании можно будет менять.

 

 

Но для такого станка потребуется больше вложений и больше инструмента. Потребуется сварочный аппарат и болгарка, так как придётся изготовить каркас из металлического уголка (или из профильной трубы).

 

 

как сделать наждак

 

 

 

Каркас (стол) такой как на фото слева, нужен для того, что при этом варианте мотор расположен отдельно в низу, а вращение валу (с двумя абразивными или полировальными кругами), закреплённому сверху, передаётся через ременную передачу.

 

 

 

Высота каркаса зависит от длины ремней и вашего роста, а ширина зависит от размеров мотора и длины вала, установленного на подшипниковые опоры.

как сделать наждак Придется купить две такие опоры (как на фото слева), и заказать токарю вал, наружный диаметр которого зависит от внутреннего диаметра внутренних обойм подшипников в опорах, которые вы купите. Если не удастся купить такие опоры, то их можно изготовить самостоятельно.

Для этого закажите токарю втулки, внутренний диаметр которых равен наружному диаметру подшипников, которые вы купите (подшипники должны быть закрытого типа). На втулки приварите пластины (желательно пластины ещё усилить треугольными косынками из листовой стали) из стали толщиной 7 — 8 мм и просверлите в каждой пластине по два крепёжных отверстия.

как сделать наждак

 

 

 

Посередине на вал нужно будет напрессовать шкив, как показано на фото слева, но лучше напрессовать ступенчатый шкив, показанный на фото ниже, и сколько ступеней (дорожек) будет, столько и скоростей будет у вашего наждака.

 

 

как сделать наждак своими рукамиШкивы (две штуки — один для вала а другой для двигателя) или покупаются на барахолке, или заказывается токарю. Разумеется внутренний диаметр шкивов должен быть таким, чтобы они плотно напрессовались на вал двигателя и на вал для наждачных кругов.

Вал для кругов посередине (в месте посадки шкивов) должен быть на несколько мм толще ( и с шпонкой), чем по краям, так будет легче монтировать шкивы. Все диаметры вала могут быть разными и зависят от диаметра подшипников и шкивов, а длина вала зависит от ширины каркаса (стола).

После сварки каркаса (в форме параллелограмма, как на фото выше), сверху привариваются две профильные трубы, уголок или пластина из листового металла, с отверстиями под отверстия опор (или два уголка), на которые будут крепится подшипниковые опоры вала.

Но сначала надеваем ремень, а после этого крепим опоры на трубы. По длине ремня можно будет видеть, на каком расстоянии приваривать крепление двигателя (площадку). Площадка для двигателя должна иметь овальные отверстия для крепления мотора, чтобы можно было немного смещать мотор вниз, для натяжки ремня.

как сделать наждак своими рукамиА вообще способов натяжки ремня несколько, например мотор крепится на площадке, которая закрепляется на навесах (типа дверных), и с помощью упорной резьбовой шпильки двигатель смещается вниз и ремень натягивается. Но лучше сделать эксцентриковый механизм натяжки ремня, так можно будет быстрее перекидывать ремень по шкивам, чтобы изменить скорость вращения вала.

Какой вариант выбрать, каждый мастер выбирает исходя из условий и возможностей (или из того хлама, что валяется в гараже). После монтажа вала и двигателя, можно закрыть каркас металлическим ипластинами и заняться установкой абразивных камней на концы вала. Здесь тоже как и в первом варианте можно установить два камня, а можно с одной стороны сделать более длинный вал с дополнительной резьбой или конусом (зависит от патрона) и после камня установить ещё и сверлильный патрон.

В патрон можно будет зажимать различные насадки. Остаётся сделать опорные столики (пример можно посмотреть в статье про гриндер — ссылка выше) ну и не забываем про безопасность — не помешает изготовить из листовой стали защитные кожухи и закрыть ими с обратной стороны абразивные круги. Ну ещё сделать кожухи для сбора стружки (абразива) как на фото чуть выше и также закрыть кожухом и приводные шкивы.

Ну и не помешает закрепить небольшую ёмкость для охлаждающей жидкости (воды) для охлаждения обтачиваемой детали, или инструмента. Пример подобного самодельного заточного станка показан в видеоролике чуть ниже. Советую посмотреть, ведь как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Есть и другие конструкции станков, но надеюсь эти пару вариантов, как сделать наждак, описанные в этой статье, пригодятся начинающим мастерам и помогут им изготовить станок своими руками, который будет даже лучше заводского, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.