Вы находитесь здесь: Главная > Тюнинг автомобиля. > Чип тюнинг двигателя.

Чип тюнинг двигателя.

Чип тюнинг двигателя автомобиля становится всё более популярным уже не только за рубежом, но и у нас, так как он позволяет существенно поднять мощность двигателя, без замены внутренних деталей мотора на дорогие тюнинговые и без механической доработки двигателя. В этой статье мы рассмотрим, что такое чип тюнинг и как поднимают мощность мотора и с помощью него.

Как известно, потенциал двигателя любой серийной машины или мотоцикла, задушен ещё на заводе, так как производители автомобилей ограничены определёнными стандартными рамками и стараются ещё вписаться в экологические и другие нормы. И любой серийный двигатель имеет скрытые возможности, которые ощутимо занижены в паспортных данных да и в самом моторе.

Производителям серийных автомобилей, (которых контролируют ещё и экологическими нормами), просто экономически невыгодно производить настройку и индивидуальное программное обеспечения для каждого конкретного двигателя, который рассчитывается на среднестатические условия эксплуатации (например на спокойные поездки в городе, а не на треке) и зажат экологическими рамками, которые с каждым годом ужесточаются.

И заводские настройки каждого серийного автомобиля, имеют усреднённый потенциал. Ведь неизвестно в каких условиях и на топливе какого качества будет эксплуатироваться серийный автомобиль и в какой стране (с какими экологическими нормами) и чтобы подстраховаться, лучше занизить мощность мотора и крутящий момент процентов на 20 — 30.

И любой серийный двигатель можно ощутимо взбодрить (увеличить мощность), если например: разобрать его и доработать впускные — выпускные каналы, заменить клапана и сёдла на детали чуть большего диаметра, повысить степень сжатия, шлифанув головку блока, установить более лёгкие и прочные кованные поршни (какой поршень выбрать при форсировке мотора читаем тут), установить спортивный распредвал с более высоким профилем кулачков, заменить все подшипники на более качественные, установить прямоточный глушитель и другие работы. Но чтобы выполнить все эти доработки, потребуется потратить немалое количество времени и средств.

А чип тюнинг двигателя, позволяет поднять мощность современных моторов не разбирая и не дорабатывая мотор, как было описано выше, а с помощью перепрограммирования блока управления двигателя.

Возможность улучшения мощностных характеристик серийных двигателей без механических доработок, стало возможным в начале 90-х годов, когда двигатели стали оснащать электронными блоками управления (ЭБУ или ECU — Engine Control Unit).

чиптюнинг двигателя - перепрошивка ЭБУВедь любой современный автомобиль имеет ЭБУ (показан на фото слева) — миникомпьютер, и как и в любом компьютере в нём имеется чип (микросхема), и в этот чип заложена на заводе программа с определённым алгоритмом работы мотора. И этот алгоритм работы любого серийного двигателя, далеко не идеален.

Любой автовладелец, купив себе даже самую свежую машину, при первых поездках наслаждается вроде бы неплохой мощностью и приёмистостью своего автомобиля, хорошим откликом на педаль газа и вроде бы резким уходом со светофора.

Но постепенно любой водитель привыкает к своей машине (эффект привыкания, с которым многие знакомы) и начинает понимать, что мощности, как и денег, много не бывает. Особенно если в один прекрасный день, кто то остановится рядом на светофоре, и при трогании с места, уйдёт далеко вперёд. И вроде бы обставившая вас тачка даже старше по годам выпуска, и объём двигателя вроде такой же, но машина почему то ощутимо резвее.

Начиная вдаваться в подробности, многие автовладельцы так и попадают в тюнинговые ателье, оснащённые соответствующим оборудованием по перепрошивке блоков управления и мощностными стендами (например «SuperFlow») . В таких фирмах (тюнинговых ателье), с помощью соответствующего оборудования и специальных программ, изменяют заводские настройки, чтобы улучшить характеристики мотора и полностью раскрыть его потенциал.

Чип тюнинг двигателя

Зелёная линия — мощность серийного мотора. Красная линия — мощность мотора после перепрошивки. Синия линия — крутящий момент серийного мотора. Коричневая линия — крутящий момент после перепрошивки.

 

 

Это хорошо видно на специальных стендах, на которых замеряется и отражается график мощности и крутящего момента двигателя на разных оборотах — до и после перепрошивки блока (разница видна на графике слева).

Только здесь следует учесть, что большинство фирм не способны самостоятельно отредактировать программы и перепрошивают уже готовые. Ведь специалист, самостоятельно разрабатывающий программу для какого то двигателя, должен отлично знать не только современные цифровые технологии, но и заводские параметры каждого мотора и возможность их изменения без вреда для двигателя и от этого напрямую зависит конечный результат.

Для редактирования программ для чип тюнинга современных моторов, необходимо специальное ПО (программное обеспечение) которое есть далеко не во всех сервисах. И многие фирмы пользуются готовыми программами, разработанными для конкретных двигателей.

И перепрограммирование согласно этим программам (перепрошивка или перечиповка, что по сути одно и тоже), позволяет подкорректировать работы электронных систем, отвечающих за работу системы зажигания серийного двигателя (корректировку углов опережения зажигания в зависимости от оборотов), а так же работу системы впрыска (например время открытия форсунок), а так же изменить работу системы, отвечающей за токсичность выхлопа, турбонадув (корректировка максимального давления и моменты включения) и другие системы, которые контролируются ЭБУ.

Грамотно проведённый чип тюнинг двигателя, позволяет добиться увеличения крутящего момента и максимальной мощности примерно на 10% процентов для атмосферных моторов и на 20% для турбированных двигателей.

При этом расход топлива не увеличивается, а в некоторых режимах движения даже уменьшается, так как от двигателя на колёса машины теперь передаётся возросший крутящий момент, при той же массе автомобиля. Да и КПД (коэффициент полезного действия) перепрошитого двигателя теперь больше, при той же массе автомобиля, а значит расход топлива не увеличивается.

Всё это подтверждается на специальном мощностном стенде, где клиентам показывают график мощности серийного мотора до перенастроек и график перепрограммированного, и разница хорошо видна.

Однако многим водителям может показаться, что расход топлива увеличивается. Но это мнение ошибочно, так как большинство водителей, в первое время после проведения чип тюнинга двигателя, пытаются проверить доработанную машину в действии, и каждый разгон (да и вообще стиль вождения) становится довольно резким.

Это конечно же несколько повышает расход топлива, но если начать ездить так же, как водитель ездил до посещения тюнинговой фирмы, то расход топлива становится даже меньше, чем  было на серийном моторе. И возросшую мощность двигателя желательно использовать не всегда для резких стартов и отжигов резины, а например для безопасных обгонов (более быстрых).

Чип тюнинг двигателя — всем ли нужен и сколько стоит?

Такой тюнинг применим почти для всех моторов, начиная с отечественных ВАЗовских (у которых мощностной потенциал сильно занижен) и заканчивая серийными спортивными автомобилями. Так же чип тюнинг можно применять и для современных турбо-дизелей и мощность их можно поднять примерно на 20-25%, а крутящий момент процентов на 25 — 30.

Исключение могут составлять моторы некоторых японских фирм (как бензиновые, так и дизельные), которые ещё с завода имеют отличные параметры и не нуждаются в дополнительной перепрошивке.

Ещё бóльшая необходимость в чип тюнинге, требуется многим механически форсированным моторам, так как многие механические доработки, которые были описаны в начале статьи, не принесут ощутимую прибавку мощности, если попутно с ними не перепрошить чип в ЭБУ.

И ещё следует помнить, что начинать чип тюнинг серийного двигателя следует только после его полной диагностики и ремонта, если он требуется. И если на мощностном стенде будет замечено несоответствие параметров мощности и крутящего момента, согласно заводским данным для исправного двигателя (мощность двигателя меньше, чем заявлено в паспартной мощности) то разумеется следует сначала разобраться в причинах потери мощности, устранить их и только после этого доводить мотор с помощью перепрошивки.

Что касается цен на данный вид деятельности в тюнинговых фирмах, то они колеблются от 100 до 1000$, в зависимости от региона и крутизны автомобиля. Цены не маленькие, но они стоят того и полностью оправданы, ведь грамотным специалистам платят не малую зарплату, а спецоборудование, вместе с программным обеспечением, стоит не малых денег ( примерно от 5 000 до 10 000 $ и выше).

Цены на данный вид деятельности не такие уж и высокие, если сравнить растраты на механическую форсировку моторов и на закупку дорогих тюнинговых китов (комплектов деталей).

Чип тюнинг двигателя — польза или вред?

Многие автовладельцы считают, что такой вид тюнинга существенно сокращает ресурс силового агрегата. Это утверждение опять же обманчиво и связано с тем же заблуждением, как и с расходом топлива.

Ведь ресурс мотора или трансмиссии, после проведения чип тюнинга, может сократиться лишь от того, что довольный автовладелец начинает использовать машину по полной, то есть эксплуатируя машину с резкими разгонами и торможениями, наслаждаясь возросшей мощностью.

А если при этом использовать горюче-смазочные материалы такие, какие использовались до чип тюнинга (например некачественное масло, несвоевременная его замена, или заниженный по октановому числу бензин) то конечно же ресурс силового агрегата сократится.

Чтобы этого не допустить, следует забыть про экономию на 92-93 бензине, вместо 95 и 98-го. То же касается и моторных масел, следует заливать только качественную синтетику от авторитетных фирм и не задерживаться с сроками замены масла. А если стиль езды агрессивный, то менять моторное и трансмиссионное масло следует на пару тысяч км. раньше, чем рекомендует завод изготовитель автомобиля или мотоцикла.

Также полезно установить турботаймер, если он не был на машине с завода, чтобы исключить быстрый износ подшипников (и ремонт турбины), при случайном глушении двигателя, сразу после остановки машины.

Выполняя перечисленные выше условия, ресурс двигателя и трансмиссии останется таким же, как и до перепрошивки. Ну а что касается повышения нагрузок на детали мотора, как считают некоторые, то это предположение не верно, так как после чип тюнинга повышается КПД мотора, а не нагрузка на детали.

И детали кривошипно-шатунного механизма, поршневой группы, ГРМ и др. после чип тюнинга будут испытывать даже меньшие нагрузки. Так как КПД и отдача такого мотора больше и уже двигатель не придётся раскручивать до более высоких оборотов (как было с серийным двигателем), чтобы к примеру резко ускориться.

Испытывать бóльшие нагрузки начинают только детали трансмиссии ( КП, ШРУСы или карданный вал, редуктор заднего моста, полуоси и т.д) так как крутящий момент, передаваемый на ведущие колёса, становится мощнее. Но опять же повышенные нагрузки эти детали будут испытывать только при слишком агрессивном стиле езды, и если такой стиль применять постоянно.

При этом следует учесть, что детали трансмиссии любого автомобиля, изготовлены с запасом по нагрузке и вполне справятся с возросшей мощностью, а их более интенсивный износ будет происходить опять же при очень резвом стиле эксплуатации машины.

Плюсы чип тюнинга двигателя: это более высокая тягово-скоростная характеристика доработанного автомобиля, которая не только добавляет больше удовольствия от управления такой машиной, но и существенно облегчит управление в городском потоке (особенно если ещё доработать тормозную систему, как описано вот тут).

Да и за городом, при движении на скоростной магистрали, движение тоже станет боле безопасным и предсказуемым, так как появляется возможность резвых обгонов, с хорошим запасом по дистанции (от впереди идущих машин).

И наверное главное преимущество чип тюнинга двигателя перед механической форсировкой, это то, что на механическую доработку (форсировку) двигателя с помощью расточки, или замены деталей на дорогие тюнинговые комплекты, могут уйти недели кропотливого труда в хорошо оснащённой мастерсккой (с станочным парком).

А на перепрошивку двигателя можно потратить всего несколько часов, ну может быть пару дней для некоторых машин, и это существенный выигрыш во времени. Хотя дорогое оборудование тоже нужно будет закупить, но оно обойдётся дешевле станочного парка, и к тому же быстро окупится.

Так как было сказано выше, выигрыш во времени при чип тюнинге двигателя значительный, и позволяет обслужить бóльший поток машин.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.