Промывка двигателя автомобиля.
Промывка двигателя — нужна ли она и в каком случае? Статья будет полезна и владельцам мотоциклов.
Споры о полезности, или наоборот вреде промывки двигателя различными составами, не прекращаются по сей день, и не прекратятся никогда, ведь химическая промышленность не стоит на месте, и каждый день появляются новые якобы волшебные препараты. В этой статье мы рассмотрим, какими способами и чем можно промыть двигатель и в каком конкретном случае, и на основании этого, каждый автовладелец для себя сможет сделать вывод — нужна ли промывка двигателя его машины (мотоцикла), или нет.
О том, как и с помощью чего избавиться от закоксовки деталей, нагара и смол в клапанном механизме двигателя и на деталях поршневой группы, и вернуть компрессию мотора (и при этом не разбирая двигатель) я уже писал и об этом можно почитать вот в этой полезной статье.
А в этой статье мы разберём, нужно ли промывать двигатель и его систему смазки полностью, и в каком случае, ну и каким способом.
Чтобы точно ответить на вопрос, нужна ли промывка какого то двигателя или нет, нужно знать его состояние, которое зависит от многих факторов его эксплуатации. Такими факторами являются: периодичность замены моторного масла и масляного фильтра, качество применяемого моторного масла, чистота моторного масла (например если в него попал антифриз, то о его чистоте говорить не приходится) и другие факторы, о которых будет сказано ниже.
Проще написать в каких случаях не нужна промывка двигателя, а в каких случаях нужна, об этом и будет описано ниже.
В каком случае не нужна промывка двигателя.
Качественное моторное масло от авторитетного производителя включает в семя не только отличные смазывающие и антизадирные свойства, но и кучу полезных присадок. И в состав полезных присадок несомненно входят моющие присадки, которые не позволяют на деталях двигателя откладываться различным отложениям, о некоторых из них будет написано подробнее ниже.
Моющие присадки, которые содержатся в современных моторных маслах, работают не сколько не хуже, чем присадки содержащиеся в любом промывочном масле, или в банке с любой промывкой. Но работают моющие присадки (как и другие присадки) до определённого времени, пока не состарятся. Старение свойств моющих и других присадок происходит в тот срок, который совпадает с сроком замены масла, рекомендуемого производителем этого масла.
У дорогого синтетического моторного масла, срок сохранности моющих и других присадок больше, чем у большинства минералок, поэтому и менять синтетические масла можно реже, чем минеральные. Это нетрудно проверить на любой машине или мотоцикле, если покататься на минералке например 5 тысяч, и затем проверить чистоту деталей мотора, и покататься те же 5 тысяч на синтетике — детали после синтетического масла будут намного чище за тот же пробег (проверено).
То есть получается, что если чуть раньше, чем рекомендует завод, менять качественное моторное масло одной и той же маркировки, то промывать двигатель не нужно будет вообще, и его детали будут относительно чистыми. Если же менять масло примерно на треть раньше рекомендованного срока, то детали мотора будут всегда идеально чистыми.
Это простое правило действует конечно же при нормальной эксплуатации мотора, ведь если перегреть двигатель, то на деталях может образоваться трудноудалимый нагар, в следствии пригорания масла, или лак, который появляется в следствии полимеризации плёнки масла, от сильно нагретых металлических деталей. И тогда может потребоваться промывка двигателя, но об этом ниже.
В каком случае необходима промывка двигателя.
Как было сказано выше, при своевременной замене моторного масла, промывка не требуется, но часто бывает так, что водитель покупает подержанную машину, и естественно он не знает о её прошлом и её реальный пробег (смотреть на спидометр в большинстве случаев бесполезно). Слушать заверения бывшего владельца о якобы своевременной замене или о том, что масло менялось даже раньше положенного срока, конечно же бесполезно, ведь это только слова.
В таком случае следует просто снять крышку маслозаливной горловины, и с помощью фонарика внимательно рассмотреть распредвалы, их постели, тарелки клапанов, пружины клапанов и саму поверхность стенок головки двигателя.
Если детали ГРМ и поверхность cтенок головки чисты и не имеют отложений, как на фото слева, то значит периодичность замены масла соблюдалась, и эксплуатация двигателя была нормальной (без перегревов). В таком случае промывка естественно не нужна.
Если же детали покрыты тёмным налётом, а тем более толстым слоем отложений (см. фото слева), то это говорит о том, что масло вовремя не менялось, и со временем оно потеряло свои свойства и окислилось. При этом окислы и смолы в виде достаточно твёрдых отложений покрыли детали двигателя, причем не только снаружи, но и внутри, а это уже серьёзнее, так как площадь масляных каналов от этого уменьшилась, и производительность масляного насоса от этого тоже уменьшилась.
От этого работа системы смазки естественно ухудшилась, и здоровья двигателю это конечно же не прибавит. К тому же в системе смазки имеются мелкие, но важные детали (о которых очень советую почитать вот тут), которые от налёта грязи и различных смол могут перестать работать, и это приведёт к серьёзным неприятностям.
При несвоевременной замене масла, теряют свои свойства не только моющие присадки, но другие, например щелочные присадки, нейтрализующие кислоты и от этого появляется кислота, от которой детали корродируют. Так же появляется смолистый налёт — результат полимеризации различных окислов масла, и от несгоревшего топлива.
Кстати, не только от перегрева, но и от несвоевременной замены масла появляется нагар, который покрывая детали не даёт им нормально охлаждаться, нарушая нормальный температурный режим. Кроме нагара, ухудшает температурный режим двигателя и налёт своеобразного лака на деталях. Этот лак появляется от полимеризации именно старого моторного масла, потерявшего свои свойства и свойства входящих в него присадок.
Кроме перечисленных отложений на деталях мотора, в составе старого масла появляются различные виды шлама, которые ухудшают антизадирные и смазочные свойства масла, а так же его определённую вязкость.
Выше была описана только малая часть того, что может покрывать детали двигателя и быть в старом масле, если не соблюдать сроки его замены и нормальные режимы эксплуатации двигателя. К тому же промывка мотора может потребоваться и при попадании в масло тосола или антифриза.
Или при переходе с минералки на синтетику, ведь после слива старого масла, в двигателе остаётся примерно 10 процентов старого масла (если не откачать его вакуумом или хотябы не отмыть поддон). И для того, чтобы избавиться от всех этих неблагоприятных факторов, и служит промывка двигателя, о которой ниже.
Промывка двигателя и различная автохимия для этого.
Чтобы промыть двигатель автомобиля от различных отложений, существуют несколько способов, как и несколько препаратов. О каждом из них я напишу подробно ниже.
Полнообъёмная промывка мотора: Этот способ эффективен только при регулярном применении, чтобы смыть не сильные отложения. Если двигатель запущен (не ухожен) и его детали покрыты толстым слоем смолистых отложений, то такой способ не подойдёт, и нужно будет использовать промывку с помощью специальной установки, для принудительной циркуляции, о которой я напишу ниже.
А при полнообъёмной промывке, двигатель прогревается, затем сливается старое масло и заливается промывочное масло. Промывочное масло ( или жидкость, как на фото слева, почти то же самое) это в большинстве случаев минералка, содержащая в себе пакет моющих присадок. Но перед заливкой промывочного масла, очень желательно выкрутить старый масляный фильтр и вкрутить вместо него какой нибудь дешёвый турецкий или корейский новый фильтр.
Затем заводим двигатель и даём ему поработать примерно минут 10 — 15. Сливаем грязное промывочное масло, и после этого очень полезно удалить остатки вакуумом (он есть во многих профессиональных мастерских). Естественно у большинства водителей нет вакуумного насоса, значит нужно хотя бы снять поддон, тщательно отмыть его изнутри (да и снаружи не помешает), затем осмотреть сетку маслоприёмника, и если всё нормально (на ней нет грязи) вернуть поддон на своё место.
Остаётся заменить масляный фильтр новым, от авторитетного производителя, и залить свежее моторное масло, рекомендованное заводом изготовителем.
Мягкая промывка мотора: При этом способе в двигатель со старым маслом заливается специальное средство, которое содержит сольвент и моющие присадки. Но мягкой такая промывка называется потому, что концентрация сольвента и присадок не большая, да и вязкость масла препарат не изменяет. Добавляется такая промывка в старое масло за 300 — 500 км до его замены.
Так как концентрация сольвента и других моющих веществ небольшая, то очистка масляной системы и деталей мотора происходит постепенно (в течении тех же 300 — 500 км), и поэтому крупных частиц грязи, которые могут закупорить некоторые тонкие масляные каналы, не образуется.
Но всё же для сильно неухоженного мотора (с толстым слоем отложений) такая промывка тоже может оказаться неэффективной. Да и всё таки велика вероятность отслоения толстых частиц грязи (нагара, смол и т. д.), которые могут закупорить какой то масляный канал или мелкие детали смазки (например редукционный клапан).
Мягкая промывка не опасна при регулярном применении, то есть не для слишком грязных моторов. Остатки старого масла и промывки желательно удалить.
Химическая промывка мотора: Такая промывка наиболее распространена, и для её используют специальное достаточно агрессивное моющее средство, которое заливается в мотор перед сменой масла (так называемая пятиминутка или семиминутка — на препарате обычно пишут время). После заливки препарата, мотору дают поработать до 10 минут, хотя точное время у некоторых составов разное и написано на упаковке. После чего старое масло сливается вместе с промывкой, фильтр меняется на новый и заливается свежее масло.
Здесь тоже важно после промывки и перед заливкой свежего масла, удалить остатки смывки и старого масла. Это делается с помощью вакуума или хотя бы отмывкой поддона и сетки маслоприёмника. Этот способ достаточно эффективен (конечно же если препарат от авторитетного производителя, например от «Ликви Моли» как на фото слева), но как и вышеописанные способы лучше использовать при регулярном периодическом применении, перед каждой заменой масла, или через замену.
Тогда не будут образовываться толстые отложения, способные забить какой то канал после промывки, или забить сетку маслоприёмника, как на фото слева. Ведь это приведёт к недостатку масла, и детали будут работать на сухую. Последствия очевидны — застучавший двигатель.
Что касается воздействия на сальники таких препаратов, то вопреки распространённому мнению, что они якобы портятся от такой химии, то возможно да, если препарат производит какая то неизвестная фирма. Если же его делает авторитетный производитель (такие препараты ощутимо дороже) то воздействия на сальники не будет, так как состав разрабатывается химиками изначально с учётом сохранения материала сальников. Ведь они же не враги себе, чтобы портить репутацию, и отпугивать потребителя.
Профессиональная промывка с помощью установки для принудительной циркуляции жидкости по каналам системы смазки мотора.
Это единственный способ, который позволяет достаточно эффективно отмыть сильно грязный двигатель и не бояться закупорки каналов масляной системы. В каналах не остаётся грязи, и даже сетка маслоприёмника остаётся чистой. При этом с мотора сливается отработка и выкручивается старый масляный фильтр. В резьбовое отверстие масляного фильтра вкручивается резьбовой штуцер с шлангом от специальной установки, ещё один шланг от установки подключается к маслозаливной горловине в клапанной крышке мотора, ну и резьбовой штуцер от третьего шланга вкручивается в резьбовое отверстие для слива масла в поддоне.
В специальный бак такой установки (см. фото) заливается достаточно агрессивная моющая жидкость, причём в установке имеется собственный фильтр, который задерживает грязь, из циркулирующей при промывке жидкости. Установка включается и в ней создаётся определённое давление, которое прокачивает моющую жидкость в прямом, затем в обратном направлении, через смазочную систему двигателя.
Как я уже говорил, в такой установке имеется специальный фильтр, и при прокачке жидкости в обоих направлениях, вся образовавшаяся при промывке грязь (отложения нагара, хлопья, смолы и т.д.), задерживается этим фильтром. Трубопроводы в определённых местах (на некоторых установках) прозрачные и можно наблюдать, как циркулирующая моющая жидкость темнеет от грязи.
Причём такой процесс циркуляции (промывки) может длится примерно час, а то и более (зависит от состояния мотора) и он достаточно эффективен даже для сильно запущенных моторов (с достаточно толстыми и стойкими отложениями).
При такой промывке разумеется запускать двигатель автомобиля не нужно, ведь прокачивает моющую жидкость насос установки. После промывки мотора таким способом, все шланги установки отключают, затем вкручивают в двигатель какой нибудь недорогой (турецкий или корейский) масляный фильтр, затем производят дополнительную полнообъёмную промывку, о которой я написал выше.
Дополнительная полнообъёмная промывка двигателя нужна для того, чтобы полностью вымыть из мотора довольно агрессивную химию (которая использовалась при промывке установкой и наверняка осталась в моторе, примерно 10%). Но прежде чем запускать двигатель для полнообъёмной промывки, нужно несколько раз провернуть коленчатый вал вручную или электро-стартером, чтобы промывочное масло заполнило все каналы маслосистемы.
Ведь при промывке с помощью специальной установки, все остатки масляной плёнки были полностью вымыты с каналов и деталей мотора и при его запуске (при дополнительной промывке), двигатель некоторое время будет работать на сухую. Чтобы этого не произошло, следует прокрутить несколько раз коленвал мотора, без его заводки, чтобы заполнить масляные каналы промывочным маслом, и только после этого заводить двигатель.
Заключение.
Как видно из описанного выше, нормальную промывку (без риска закупорить систему) сильно грязного двигателя в гаражных условиях не сделаешь, нужна специальная установка. А если двигатель не сильно загрязнён, то промывки другими способами, с помощью всевозможной химии можно конечно же делать, но остатки препаратов и грязи следует полностью удалять откачкой вакуумом или отмывкой поддона и сетки маслоприёмника, а это дополнительные хлопоты.
Так не проще ли немного раньше положенного срока заменять моторное масло, ведь пока оно свежее, в нём и так содержится достаточно моющих присадок, которые не дадут на деталях мотора образоваться различным отложениям. Ведь если потратить деньги на свежее масло на пару тысяч км. раньше положенного срока, то потом эти деньги окупятся тем, что не придётся выбирать и покупать различные промывки и при этом заморачиваться полезны они или нет.
Хотя нужна ли промывка двигателя, или нет, конечно же зависит от состояния двигателя, ну и конечно же от решения самого водителя, успехов всем.