Сканер — прибор для диагностики впрысковых двигателей.
Приветствую всех любителей самостоятельного ремонта. Как я уже говорил, на наших дорогах с каждым днём появляется всё больше и больше машин и мотоциклов с системой впрыска топлива (инжекторов). И гаражный мастер, незнакомый с устройством современных систем впрыска и не желающий учиться, обречён ограничиться, ремонтируя машины, только банальной чисткой карбюратора. Перспектива довольно жалкая, так как инжекторные двигатели, я думаю в ближайшем будущем, вытеснят с дорог карбюраторные.
Кто желает научиться диагностике современных автомобилей и хорошо на этом зарабатывать, то кликаем на банер чуть ниже и начинаем учиться.
Ну а кто хочет хотябы поверхностно узнать о диагностике автомобилей с системой впрыска топлива, и о приборах для этого, то читаем дальше.
Поближе «пообщаться» с электронным блоком управления инжекторного двигателя без подсказки не удастся. И роль доброжелательного подсказчика с лёгкостью выполняет сканер. О его помощниках, без которых тоже не обойтись, я уже писал, и подробно о них можно почитать в этой статье.
Сканеры довольно бурно прогрессируют, поспевая за быстрым развитием систем впрыска топлива. С каждым днём они становятся удобнее в работе, а их функциональные возможности всё богаче. Первые отечественные приборы были катриджными и у них программное обеспечение сохранялось на съёмных носителях информации. И для каждого типа контролёра свой катридж. Пример — это довольно популярный ДСТ-2, который был выпущен заводом немного раньше.
Сейчас уже появились программируемые сканеры и для обновления их программ достаточно обратиться к дилеру, у которого прибор был куплен, а проще получить новую версию программы через интернет. Такие сканеры можно увидеть на фотографиях ниже, рядом с которыми я напишу небольшие комментарии к каждому прибору. На фото 1 представлен Самарский прибор ДСТ-10 (НПП «НТС» Самара), а на фото 2 прибор F-16, Ростовской фирмы АСЕ (Ростов-на-Дону).
И тот и другой сканеры автоматически опознают тип контролёра двигателя машины. Для этого на ДСТ-10 нужно нажать на кнопку (какую, указанно в инструкции) и процесс определения контролёра пошёл. Вам останется только подтвердить правильность выбора, нажав для этого клавишу ввод.
А у сканера F-16 свой порядок работы. Так программные модули по отечественным впрысковым ВАЗам разделены на три группы. Первая — это Bosch 1.5.4, её модификации и все «Январи». Вторая группа — это Bosch MP 7.0 и GM. Ну и третья — Bosch M7.9.7. Если при попытке диагностики мастер не знает какой контролёр установлен на машине, то ему нужно сначала открыть любую группу на сканере, а затем включить режим — «автоопределение». И если програмный модуль машины не тот (например это Bosch M 7.9.7, а открыта первая группа), то на дисплее прибора сразу появиться надпись о необходимости сменить группу. Опытный мастер по диагностике, обычно сразу распознаёт модель системы с первой попытки, и не теряет времени на лишние операции с прибором.
Идём дальше. Допустим любой из двух сканеров определил тип контролёра машины и установил с ним связь. Диагностику начинаем с проверки ошибок в памяти контролёра и если они есть, то сканер подсчитает их число, а так же зафиксирует коды неисправностей и расшифрует их. При этом существенное преимущество сканера ДСТ-10 в том, что он выдаёт историю ошибки с подробным описанием.
Далее необходимо перейти в режим «параметры», а в современных системах впрыска их довольно много. Первый вариант просмотра — это набрать общий список. Здесь находится несколько десятков параметров, и часть которых не имеет никакого отношения к конкретной неисправности. Поэтому опытные мастера редко включают общий список.
Второй вариант просмотра параметров — это по группам. Группы могут быть двух типов — пользовательские и по умолчанию. Группа по умолчанию составлена фирмой производителем сканера. Если мастера не устраивает предложенный набор данных в группе, то он может создать собственную группу параметров, и притом на первом месте с списке поставить наиболее важные. Это поможет искать наиболее часто встречающиеся неисправности (например связанные с расходом топлива, работой датчика коленвала или кислорода). Например на фото 7, показано как на сканере F-16 мастер создал собственную пользовательскую группу.
Дисплеи обоих сканеров сделаны добротно, и даже яркий солнечный свет не мешает чётко видеть всю информацию. У прибора ДСТ-10 размер экрана 70х40 мм, а у F-16 72х25 мм.
Производители оборудования для диагностики постоянно совершенствуют сканеры и обновляют их функционал. Для обновления программы в приборе ДСТ-10 необходимо обратиться к дилеру. А Ростовский F-16 в этом плане более продвинут и свежую прошивку для него можно элементарно скачать с сайта фирмы АСЕ в интернете (для прибора ДСТ-10 тоже постепенно готовится программа обновлений в интернете).
Функционал обоих приборов не ограничивается ВАЗовскими системами впрыска топлива. Так ДСП-10 охватывает системы управления ГАЗов и в том числе дизельный ГАЗ-560 (Steyr), ИЖ, ЗАЗ «Дэу Сенс», УАЗ, «Славута» с блоком «Мика7.6″. К тому же кроме основного назначения (диагностики моторов), он пригоден для проверки антиблокировочной системы тормозов Bosch ABC 5.3 на «Газели», а так же системы автоматического управления отопителем и климатической установки ВАЗ-2110. Подобные установки довольно сложны и их диагностика и настройка тоже требует современных подходов.
Да и Ростовский сканер F-16, тоже пригоден для диагностики систем ГАЗ, ИЖ, ЗАЗ (кроме ГАЗ-560). Кроме того ему по плечу диагностика многих впрысковых иномарок. Среди них довольно большая группа моделей Опель, Мерседес, Дэу, Фольксваген и Ауди.
Ниже я приведу несколько фотографий сканеров, их дисплеев и комментарии к фото, что бы увидеть несколько примеров диагностики. Думаю они будут полезными для мастеров-новичков, которые наконец решили, что хватит ремонтировать древние карбюраторные машины и пора переходить к ремонту более современных впрысковых. К тому же, надеюсь данная статья поможет определиться им в выборе сканера.
ДСТ-10 внешне похож на довольно известный ДСТ-2 этой же фирмы, но в нём нет катриджа и это позволило сделать его тоньше и легче. Корпус сканера изготовлен из прочной пластмассы, а жидкокристаллический дисплей имеет подсветку. Клавиши прибора расположены очень удобно и управляться с ними одной рукой можно примерно так же как на мобильнике.
Бескатриджный сканер F-16 — это новейший прибор Ростовской фирмы АСЕ. Корпус прибора изготовлен тоже из ударопрочной пластмассы, а жидкокристаллический дисплей так же имеет подсветку. Кнопок управления у него поменьше, чем у Самарского прибора, и для управления этим сканером удобней использовать обе руки. Такая же компоновка кнопок используется на большинстве сканеров зарубежных фирм.
Для связи с новым контролёром Bosch M 7.9.7 автомобиля ВАЗ-21104 с мотором 21124 предназначен кабель с разъёмом OBD на фото. Благодаря этому кабелю, дополнительный провод для питания прибора от аккумулятора машины теперь не нужен, так как запитка происходит непосредственно от колодки диагностики.
Сканер ДСТ -10 позволяет в зависимости от выбранной группы, одновременно контролировать 6 — 7 параметров. Аесли нажать клавищу помощи, то получим расшифровку на русском языке, да ещё в добавок необходимое значение для исправно работающего двигателя (фото 4).
Наглядный пример работы сканера ДСТ-10. Проверив расход воздуха двигателем в холодном состоянии сразу после пуска. Видим на дисплее результат — 11,3 кг/ч. А так же прибор показывает каким должен быть расход воздуха на режиме холостого хода после прогрева мотора (в горячем состоянии) — видим на дисплее 7,5 кг/ч. (фото 5).
При просмотре некоторых параметров работы мотора бывает очень полезно включить функцию графического режима. На дисплее (фото 6) мы видим характер сигнала, который поступает с датчика кислорода. А сканер выполняет функцию знакомого всем электрикам электронного осциллографа.
На фото 7 мы видим дисплей Ростовского сканера F-16. Параметры на дисплее выведены в две колонки — по 3 в каждой. Тут все сокращения пишутся на русском языке и в расшифровке не нуждаются. И если нет подсказок по желаемым значениям, то читайте инструкцию прибора.
Работа сканеров не сводится к анализу информации, которая поступает из памяти контролёра. Эти приборы позволяют проверить работу исполнительных механизмов: регулятора холостого хода, форсунок, клапана абсорбера, вентилятора, электро-бензонасоса, а так же проверить катушки зажигания или контрольную лампу Check Engine — Проверь двигатель, и другие электроприборы, например показанные на дисплее сканера на фото 8.