Светодиодная подсветка автомобиля.
В настоящее время светодиодная подсветка является самым распространённым и не дорогим видом тюнинга автомобиля. А на различных сайтах-продажниках или на радиорынке с каждым днём появляется огромное количество всевозможных светодиодов и светодиодных лент всевозможных цветов и размеров. Подсветив в нужных местах машину, можно заметно выделить её из серой массы в городском потоке. В этой статье мы рассмотрим, как подключить светодиоды или светодиодную ленту в салоне машины, в багажнике или под днищем автомобиля, а так же как грамотно подсветить колёса автомобиля, и что для этого потребуется.
Популярность светодиодов с каждым годом растёт из-за их экономичности, компактности, водостойкости и намного большего срока службы, чем у ламп накаливания. И светодиоды на новейших автомобилях уже можно встретить в лампах фар, и по мощности света они не уступают ксенону, а по потреблению тока гораздо меньше ксеноновых ламп (подробно о новейших светодиодных фарах, не уступающих по силе света ксенону — читаем вот здесь и вот тут).
С каждым днём светодиоды совершенствуются, и после появления светодиодных лент, начали появляться светодиодные комплекты с контролерами, благодаря которым можно осветить светодиодами практически весь автомобиль, и из салона управлять как включением светодиодов в отдельных местах машины, так и изменением цвета светодиодной подсветки.
Такие комплекты с пультом управления, предназначенные специально для автомобилей как правило стоят дороже, чем обычная светодиодная лента. И подключить их даже новичку не сложно, ведь в большинстве комплектов имеется несложная схема подключения.
Если вы не особо разбираетесь в электро-схемах, тогда доверьте подключение такого комплекта специалистам. Хотя купив готовый комплект, например такой как в видеоролике под статьёй, его проводку подключить к бортовой сети машины обычно не сложно, но вот качественно смонтировать светодиодную ленту под машиной или в другом месте нужно постараться.
К тому же длины светодиодной ленты из готового комплекта может не хватить для других мест на машине, и придётся что то покупать дополнительно, а потом думать как всё это подключить. А на колёса машины наоборот такую длинную светодиодную ленту разумеется не смонтируешь, так как длина слишком большая.
Но можно сделать самодельную подсветку колёс, днища, багажника, салона и много чего ещё с помощью светодиодной ленты и нескольких тумблеров, которые будут отключать подсветку в некоторых местах, или менять их цвет. Такая подсветка обойдётся значительно дешевле готовых комплектов, а длина ленты будет учитываться вами индивидуально, для отдельных мест именно на вашей машине. И как самостоятельно подключить обычную светодиодную ленту в различных местах автомобиля, мы и рассмотрим ниже.
Но прежде чем начинать работу, замерьте рулеткой длину мест на вашей машине, в которых вы хотите протянуть светодиодную ленту, чтобы знать сколько метров её купить, а если хотите два цвета, тогда придётся купить ленту двух цветов (в два раза больше).
Так же подготовьте нужный инструмент и материалы:
- Рулетка.
- Острый нож и ножницы.
- Паяльник и то, чем будете паять (олово или припой).
- Силикон (силиконовый герметик).
- Термоусадочный кембрик.
- Двусторонний скотч, если светодиодная лента не клейкая с обратной стороны.
- Колодку с предохранителями, их количество зависит от количества цветов светодиодов (лент различного цвета).
- Пластиковые стягивающие хомутики для крепления проводов.
- Тумблеры или кнопки, их количество зависит от количества цветов (лент разного цвета).
- Втулки резиновые, если придётся прокладывать провода через просверленные в кузове отверстия.
- Клеммы «мама» — их количество зависит от числа тумблеров или кнопок, а так же от числа предохранителей.
- Электрические провода, желательно разных цветов, чтобы потом не путаться где какой. Длина проводов зависит от места, где вы хотите подключить светодиодную ленту. Если желаете подсветить ещё и багажник машины, тогда замерьте расстояние от торпеды машины до багажника.
А если будет подсвечиваться ещё и днище машины, значит замеряем расстояние от торпеды до днища и т.д. Так же нужно будет замерить примерное расстояние от места размещения блока предохранителей до места на торпеде (панели приборов) где вы планируете размещать тумблеры включения светодиодной подсветки, или кнопки. Но лучше разместить тумблеры не на самой торпеде, а под ней (в непросматриваемом месте). Тогда не придётся сверлить отверстия для тумблеров на видном месте.
Подключение светодиодной подсветки в салоне машины.
Для подсветки салона потребуется не много светодиодной ленты, а точное количество можно определить с помощью рулетки, замерив длину тех мест в салоне, где вы планируете провести светодиодную ленту. Обычно подсвечивают места под панелью приборов (в районе педалей управления) и под бардачком (в районе ног переднего пассажира). При желании можно подсветить пол под передними сиденьями, тогда потребуется купить чуть больше светодиодной ленты и проводов.
Для начала нужно отрезать ленту необходимой длины, которая равна расстоянию под торпедой вашей машины. Отрезать следует в определённом месте (обычно посередине между светодиодами и часто оно помечено). Далее следует припаять провода к ленте (для удобства красный провод к плюсу на ленте, а чёрный к минусу) и после припайки залить место спайки силиконом или термоклеем.
Длина красного плюсового провода должна быть такой длины, чтобы хватило то того места где у вас будет расположен предохранитель (см. электросхему слева). Если предохранитель будет располагаться не под торпедой в салоне, а под капотом вашей машины, тогда провод придётся протянуть через перегородку, разделяющую моторный отсек и салон.
И провод нужно будет протянуть обязательно через резиновую втулку, показанную на фото слева, плотно вставленную в отверстие кузова (отверстие после сверления следует загрунтовать).
А длина чёрного минусового провода должна быть такой длины, чтобы его аккуратно проложить под торпедой и дотянуть до места где будет расположен тумблер включения светодиодной подсветки салона. Второй провод от тумблера подключаем к массе (к железу кузова под торпедой) — надеюсь новичкам в электрике это понятно, всё показано на простейшей электросхеме выше.
Полярность (плюс или минус) обязательно учитывайте при подключении ленты, так как светодиод это не лампочка, которую можно подключить как попало, и если не соблюдать полярность, указанную на ленте, то работать светодиоды не будут. Значит красный провод от плюса аккумулятора подключаем именно к плюсу на светодиодной ленте (на большинстве лент полярность указана).
Можно конечно подключить плюс не к самой батарее, а например к прикуривателю или к замку зажигания, некоторые так и делают, но придётся разбирать пластик. Да и подключившись напрямую к аккумулятору (точнее через предохранитель к аккумулятору), можно будет вынув ключ из замка, например где нибудь на стоянке у магазина, оставить подсветку салона или днища включенной, ведь светодиоды потребляют очень мало тока.
Кстати можно подключить подсветку днища машины от плюса габаритных огней, и тогда подсветка днища будет включаться при включении габаритов. Вариантов несколько и каждый выбирает как удобнее. Но лучше всё же через отдельный тумблер на торпеде, чтобы иметь возможность быстро выключить подсветку днища, ведь формально она запрещена (очередная тупость).
Вообще эта статья и рассчитана для новичков, которые не имеют понятия в электрике. Можно конечно сделать подсветку салона намного круче, но это тема отдельной статьи, но и то что описано здесь, позволит новичкам добиться неплохого вида салона в ночное время.
Тем более можно точно так же как на схеме подключить ещё по одной светодиодной ленте, но уже другого цвета, и подключив её через отдельный тумблер, можно будет по желанию включать разные цвета подсветки, или по отдельности.
Припаяв провода к ленте, аккуратно приклеиваем её под торпедой у водителя и под бардачком переднего пассажира. Провода от ленты разумеется стараемся протянуть так, чтобы их не было видно. Если будет желание подключить ещё и подсветку под сиденьем водителя и переднего пассажира, то придётся дополнительные провода протягивать под обшивкой салона (под ковриком в районе порогов). Подключение дополнительной подсветки сидений показано на электросхеме слева.
При подсветке салона следует учесть, что она не должна быть слишком яркой, иначе ночью слишком яркий свет будет отвлекать от дороги. Тем мастерам, кто разбирается в электрике, можно подобрать и установить на торпеду переменный резистор, который даст возможность выбирать яркость свечения.
Подключение светодиодной подсветки в багажнике машины.
Чтобы подключить подсветку багажника, естественно придётся протянуть до него более длинные провода через всю машину (протягиваем разумеется под обивкой пола машины). Ну и тянем до технологических отверстий в задней перегородке, а чтобы протянуть через неё провода, на большинстве машин придётся снять заднее сиденье.
При подключении подсветки багажника всё подключается по схеме так же как как и при подсветке салона, только лента используется длиннее и провода тоже. Тумблер под торпедой в этом случае можно конечно же использовать, но лучше вместо тумблера подключить выключатель под крышкой, который при открывании крышки багажника будет автоматически включать его подсветку.
При таком способе минусовой провод не нужно будет тянуть через всю машину к тумблеру под торпедой, а нужно будет просто от кнопки под крышкой протянуть его к железу (массе) кузова где то под задними фонарями (можно использовать винт подключения массы задних фонарей).
Как приклеить светодиодную ленту в багажнике всё зависит от вашей фантазии, если в багажнике расположен сабвуфер или мидбасы, то можно украсить их светодиодной подсветкой по кругу динамика. Можно ещё и подсветить снизу и усилитель, и здесь советы давать бессмысленно, так как вариантов подсветки море. Вообще красиво подсвеченный и мигающий в такт басам автозвук это отдельная песня, и возможностей для творчества в пространстве багажника много.
Подключение светодиодной подсветки колёс автомобиля.
Подсвеченные колёса смотрятся очень эффективно, но для светодиодной ленты это конечно же самые жёсткие условия эксплуатации, особенно зимой, весной или осенью, так как колёса любого автомобиля постоянно омываются потоками грязи и воды, в перемешку с реагентами и мелкими камешками. Поэтому при монтаже и подключении подсветки колёс изнутри, следует делать всё основательно, как будет описано ниже.
Но всё же современные светодиодные ленты рассчитаны на неблагоприятные и влажные условия, и при соблюдении некоторых ньюансов, подсветка колёс служит достаточно долго. Только следует учесть, что заляпанные грязью светодиоды, потеряют яркость свечения и их периодически нужно будет отмывать. Если это вас не пугает, тогда читаем дальше.
При монтаже отмеряется светодиодная лента такой длины, чтобы она обмотала по периметру кожух тормозного диска, как показано на фотографии слева. Отрезав ленту необходимой длины, припаиваем к ней плюсовой и минусовой провод, и очень тщательно заливаем места спайки термоклеем (не забываем — условия работы ленты очень влажные).
Длина проводов такая, чтобы иметь возможность дотянуться плюсовому до предохранителя (так же как на схеме показанной выше для салона), а минусовому дотянуться к тумблеру в салоне. Тумблер для включения подсветки всех четырёх колёс используем общий, а вот плюсовой провод от каждого колеса, желательно подключить через свой отдельный предохранитель (значит для колёс потребуется четыре предохранителя).
Провода разумеется прокладываем так, чтобы исключить их трение о колеса при поворотах, можно протянуть их по тормозному шлангу, и далее через колёсную арку, например в уже готовое отверстие в арке, предназначенное для провода износа колодок, или системы АБС.
Ещё нужно будет зачистить от грязи и ржавчины (и загрунтовать) кромку кожуха тормозного диска, в том месте, где будет приклеиваться светодиодная лента. Если не привести в порядок кожух, то лента не приклеится надёжно, а если и приклеится к ржавчине, то отвалится через пару дней и намотается на тормозной диск или ступицу. В таком случае сгорят предохранители и светодиодная лента естественно будет испорчена.
Чтобы этого не произошло, прежде чем наклеивать светодиодную ленту вокруг кожуха тормозного диска, ещё нужно просверлить по его кромке несколько отверстий (см. рисунок слева с рекомендациями по монтажу) для хомутиков крепления ленты. Ведь со временем от влаги и грязи лента (её двухсторонний скотч) может отклеиться от кожуха, а хомутики удержат её на месте и не позволят ей намотаться на колесо.
Как я уже говорил, все четыре плюсовых провода от светодиодной ленты каждого колеса подключаем через свой предохранитель, а после предохранителей спаиваем их в один более толстый провод и тянем к плюсовой клеме аккумулятора, или к плюсу замка зажигания (кому как удобнее).
Подключение светодиодной подсветки днища машины.
При подключении подсветки днища машины или колёсных арок, следует учесть, что провода, которые будут припаиваться к ленте, нужно провести так, чтобы исключить их перетирание чем либо и исключить попадание в них вылетающих из под колёс машины камней. Так же следует места припайки проводов к светодиодной ленте тщательно залить термоклеем, чтобы исключить попадание влаги и замыкание плюса и минуса в месте пайки.
Схема подключения такая же как и салона, только как я уже писал, тумблер должен быть в удобном месте, чтобы иметь возможность в любой момент выключить подсветку днища (формально она запрещена).
Там где будет приклеиваться светодиодная лента, следует тщательно зачистить днище от ржавчины (до блеска), а затем загрунтовать и дождаться полного высыхания грунта (не менее суток). И уже на чистое загрунтованное и покрашенное место клеить ленту.
При этом следует использовать водостойкий прочный клей, так как двухсторонний скотч со временем отклеивается. Там где есть к чему, крепим ленту ещё и с помощью пластиковых хомутиков, так надёжнее.
Вообще можно подсветить всё что угодно, например радиаторную решётку, госномера, моторный отсек, пол багажника, низ дверей, пол салона, фары (ангельские глазки — как их сделать своими руками читаем здесь), да всё что угодно, только в таком случае придётся делать отдельный блок управления, иначе вся торпеда снизу будет в тумблерах, в которых можно запутаться. Но можно вместо тумблеров установить многопозиционный переключатель, с помощью которого будет включаться всё по отдельности.
Кто не дружит с электрикой, то может хотя бы сделать самостоятельно монтаж (приклейку и припайку) ленты и протяжку проводов в нужных местах, а подключение через многопозиционный переключатель или блок управления доверить знакомому электрику. Хотя при желании можно изучить варианты электросхем и сделать всё самому.
Вод вроде бы и всё. Надеюсь, что правильно подключив в нужных местах светодиоды понравившегося вам цвета, светодиодная подсветка вашего автомобиля, существенно улучшит его внешний вид в ночное время и выделит из толпы, успехов всем.