Универсальный съёмник для разборки коробки передач.
После интенсивной эксплуатации автомобиля или мотоцикла, наступает момент ремонта коробки передач, например завыли шестерни и их необходимо заменить. Но без специальных приспособлений, легко и качественно произвести ремонт не так то просто. В этой статье я предлагаю изготовить универсальный съёмник, с помощью которого, ряд операций по разборке коробки передач, и не только её, можно будет выполнить легко и удобно.
Вообще универсальным съёмник называют за то, что он позволяет выполнить самые разнообразные работы, применительно к разным размерам стягивающихся с валов деталей. И такая универсальность в некоторых случаях может выявить обратный эффект и съёмник по ряду причин может оказаться непригоден в использовании. Это можно понять на примере универсального разводного ключа, с помощью которого можно открутить множество гаек и болтов разных размеров, если есть возможность к ним подобраться с таким ключом.
Но в том то и дело, что в автомобиле, большинство гаек и болтов находятся в труднодоступных местах, и подобраться к ним возможно только своим специальным ключом. То же самое можно сказать и про большинство универсальных съёмников, которые невозможно использовать на агрегатах некоторых автомобилей. Возьмём к примеру коробку передач Горьковских автомобилей (ГАЗ). Из-за достаточно большой длины валов коробок передач этих автомобилей, разобрать коробку не так то просто, без специального съёмника с длинными шпильками (его номер 7826088-01). Он состоит из сменных кареток с вкладышами, траверсы, силового винта, ну и двух длинных шпилек.
В этой статье я хочу предложить универсальный съёмник, который можно применить как для ремонта коробок передач с цилиндрической главной передачей, используемой при поперечном расположении двигателя (переднеприводные машины), так и с гипоидной коробкой передач (используемой на продольных моторах заднеприводных автомобилей). Этот съёмник можно назвать универсальным, так как он позволяет разобрать как первичные, так и вторичные валы почти всех коробок передач.
Этот съёмник (см. рисунок) оснащается захватами с губками трёх разных толщин, а наконечник его вала не вращается при закручивании вала. Это важно для валов, в которых имеется резьбовое отверстие в центре — при стягивании какой либо детали, не повреждаются первые витки резьбы вала. А резьбовой винт съёмника имеет трапецеидальную резьбу, что повышает тяговое усилие (механический коэффициент полезного действия) съёмника. То есть при стягивании с вала какой либо детали, требуется прилагать меньше усилия при вращении винта, и при этом такая резьба меньше изнашивается.
Зона использования этого съёмника (так называемый диапазон применимости) зависит от размеров S¹и S², смотрите рисунок. Например для захватов 3 размером А=200 мм и наконечника 5 размером S³= 45 мм получим S¹=37 мм, а S²=111 мм. Если же использовать захваты увеличенной длины при А= 250 — 315 мм и наконечников 5а размером равных S³=75 — 100 мм, то диапазон применяемости съёмника намного расширяется.
В заключении хочу добавить мастерам, собирающимся изготовить такой съёмник самостоятельно, или тем, кто его закажет фрезеровщику: детали съёмника и главное его захваты, очень советую изготавливать из легированной стали, и после их изготовления термообработать их закалкой с высоким отпуском.
Ведь детали съёмника, особенно губки захватов, при работе будут испытывать большие нагрузки. Отсутствие, или неправильная термообработка, приведут к тому, что захваты или их губки отогнутся, или могут вообще треснуть, из-за хрупкости неправильно термообработанной стали.
А чтобы лапки съёмника не соскальзывали с детали, их следует изготовить как описано в этой статье. Там же вы найдёте точное описание марки стали для съёмника.
Советую серьёзно подойти к вопросу термички, и лучше конечно отдать детали съёмника грамотному термисту, на какое нибудь предприятие. И я надеюсь, что изготовив этот универсальный съёмник, разобрать коробку передач вашего автомобиля или коробку мотоцикла не составит труда; успехов всем!