Вы находитесь здесь: Главная > Разное, но полезное. > Буксировка автомобиля — всё о ней.

Буксировка автомобиля — всё о ней.

Буксировка автомобиля является более простым, доступным и дешёвым видом доставки неисправного автомобиля до места ремонта, в отличии от автомобильного эвакуатора. И практически каждый адекватный водитель возит в багажнике своего автомобиля буксирный трос, или складное приспособление для жёсткой сцепки. В этой статье, больше рассчитанной на новичков в практике буксировки, будут описаны практически все нюансы грамотной буксировки автомобиля, а также будут затронуты технические и правовые вопросы.

жёсткая сцепкаПостепенно на наших дорогах (в нашем пользовании) появляется всё больше современных автомобилей и мотоциклов, напичканных электроникой, что вроде бы неплохо, так как многие электронные устройства и датчики снижают расход топлива, предотвращают детонацию, уменьшают токсичность, повышают мощность.

Но большинство водителей, которые раньше могли без проблем устранить неполадки, возникшие в пути у более старой карбюраторной машины, на более свежей машине уже не в состоянии исправить что либо, так как для успешной диагностики и ремонта современного двигателя (напичканного электроникой) требуются специальные приборы и знания.

Да и просто может закончиться топливо, а заправок где нибудь в глуши просто нет. И поэтому большинство водителей, в случае каких то неприятностей и неполадок сейчас рассчитывают только на буксирный трос (или эвакуатор, если он ещё доступен где нибудь в глуши).

И конечно же не помешает знать все тонкости правильной и безопасной буксировки и эти знания позволят чувствовать себя в дальней дороге более уверенно. Для начала следует описать, что запрещают правила, при буксировке транспортного средства. А далее будут описаны полезные действия, которые помогут избежать неприятностей при буксировке и повысят эффективность действий.

Разумеется  к буксировке чаще всего прибегают в случае возникновения таких неисправностей, которые нельзя устранить в пути, а так же если движение с такими неисправностями невозможно или запрещено правилам дорожного движения (исходя из пункта правил. 2.3.1) . А что запрещено рассмотрим ниже.

Буксировка автомобиля — что запрещают правила?

  • Буксировка запрещена автомобилем, если его фактический вес в два раза меньше, чем у буксируемого им автомобиля, у которого неисправна тормозная система. Если же вес буксировщика превышает вес буксируемого автомобиля в два раза, то буксировка автомобиля с неисправными тормозами разрешена, но только на жёсткой сцепке. (подробно о жёсткой сцепке, какая она бывает и как её изготовить, я написал вот здесь).
  • Запрещена буксировка транспортного средства на скользкой дороге (или с неисправными тормозами) если применяется гибкая сцепка. В таких условиях разрешено использовать только жёсткую сцепку, или использовать специальное приспособление, позволяющее частично погрузить буксируемый автомобиль на буксировщика (то есть оторвать передние колёса буксируемой машины от земли).
  • Буксировка запрещена, если она производится в условиях плохой видимости (метель, снегопад, дождь) а дворники на автомобиле (любом) неисправны (то есть при отсутствии нормальной видимости через ветровое стекло).
  • Также запрещена буксировка в гололёд на гибкой сцепке и разрешена только на жёсткой (об этом я частично упоминал выше).
  • Запрещена буксировка транспортного средства с прицепом, или буксировка сразу нескольких транспортных средств (более одного). Но буксировка неисправного автопоезда не запрещена, так как автопоезд рассматривается, как одна транспортная единица.
  • Буксировка запрещена, если оба транспортных средства (сцепленных между собой) превышают общее расстояние в 22 метра (или 30 метров для маршрутных транспортных средств).
  • Запрещено буксировать транспортное средство, если у него имеется какая либо неисправность рулевого управления. Такое транспортное средство разрешено буксировать только лишь полностью, или частично погрузив его на специальное приспособление, (позволяющее оторвать передние колёса от земли).
  • Так же запрещено буксование автобусам прицепов любого типа.
  • Запрещена буксировка одиночных двухколёсных транспортных средств (мотоциклов, мопедов), не имеющих бокового прицепа. Также не разрешается использовать в качестве буксировщика и мотоцикл не имеющий бокового прицепа.
  • Скорость буксировки не должна превышать 50 км в час.
  • На буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар, или противотуманные фары, а на буксируемом должна быть включена аварийная сигнализация. Если аварийная сигнализация неисправна на буксируемом автомобиле, тогда сзади следует закрепить знак аварийной остановки.
  • Буксировка на гибкой, или жесткой сцепке разумеется разрешена только при наличии водителя (с правами) за рулем буксируемого транспортного средства, кроме тех случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (а такое в большинстве случаев позволяет устройство с частичной погрузкой автомобиля).
  • При буксировке и отсутствии жёсткой сцепки (которую предпочтительнее применять во всех случаях) транспортные средства соединяются тросом, канатом или специальной прочной лентой, на которых через каждый метр должны присутствовать красные флажки, с белыми диагональными полосами.
  • При буксировке на любой сцепке (гибкой или жёсткой) запрещается перевозка пассажиров в буксируемом троллейбусе, автобусе, или в кузове буксируемого грузовика.
  • При буксировке с помощью частичной погрузки буксируемого автомобиля запрещено нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.
  • При буксировке методом частичной погрузки, как правило передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующего, или приподнимается над дорогой и фиксируется в специальном устройстве, которое должно быть жестко закреплено на буксировщике. В таком случае перевозка людей в буксируемом автомобиле, а так же в кузове буксирующего автомобиля полностью запрещена.

Кроме выше описанного, ещё следует знать, что правилами установлены конкретные параметры по длине разрешённых к использованию для буксировки сцепных устройств.

жёсткая сцепкаТак жесткая сцепка не должна превышать по длине расстояние 4 м (но и не быть менее 1,6 м., минимум 1,5 м). Если же используется гибкая сцепка, то длина троса должна быть в пределах от 4 до 6 метров.

Эти данные рекомендованы не зря, так как слишком длинное сцепное устройство затрудняет маневрирование на дорогах общего пользования и увеличивает траекторию поворота (так же значительно увеличивает отклонение траектории движения буксируемого автомобиля от траектории движения буксировщика.

Ну а слишком короткая сцепка уменьшает обзор для водителя буксируемого автомобиля, а так же увеличивает шансы «поцеловать» задний бампер буксировщика передним бампером буксируемого автомобиля (разумеется жёсткая сцепка не позволит это сделать, поэтому она предпочтительнее гибкой сцепки).

Советы при буксировке автомобиля и перед ней.

Выбор буксирного троса.

При выборе буксирного троса отдаём предпочтение более прочным и эластичным нейлоновым изделиям (лентам), которые к тому же имеют крюк (карабин) изготовленный из более прочной стали, а не из лёгкого сплава. Стальной крюк не сложно выявить при покупке по весу — он ощутимо тяжелее легкосплавного (300 — 600 грамм против 100 — 180 грамм у легкосплавного). Ну и разумеется желательно приобретать буксирный трос, имеющий два крюка, а не один (по крюку с каждой стороны троса).

Прочность крюка и наличие у него защёлки (как у карабина) имеет важное значение, так как в случае разрушения некачественного крюка (или его отцепления), его остатки могут резко выстрелить по кузову, габаритному огню, или по заднему стеклу буксировщика.

И в итоге последствия окажутся значительно дороже, чем если бы вы немного переплатили за более дорогой и качественный торс и крюк. Пи покупке также желательно проверить, чтобы размер крюка без проблем позволил зацепить его в буксирную проушину вашего автомобиля (ведь крюк может быть слишком большим, а проушина под бампером слишком маленькая).

Кстати, на большинстве современных автомобилей буксировочная проушина находится под пластиком бампера и закрыта небольшим лючком, и чтобы добраться дн неё (или вкрутить проушину в соответствующее резьбовое отверстие), необходимо открыть этот лючок (это показано ниже, в видеоролике под статьёй).

Следует учесть, что более дорогие и качественные буксирные тросы, производимые более авторитетным фирмами, всегда имеют параметры в инструкции или на упаковке, в которых описана максимально допустимая нагрузка, которую выдержит покупаемый вами трос. И для большинства серийных легковых автомобилей достаточно будет выдерживаемого усилия в полторы тонны (1500 кг).

Действия водителей перед буксировкой.

Перед буксировкой подгоняем автомобиль буксировщик к буксируемому автомобилю на нужное расстояние, которое будет немного меньше общей длины буксирного троса.

Далее сцепляем оба автомобиля жесткой, или гибкой сцепкой. А если у буксировщика имеется фаркоп, то лучше зацепить сцепное устройство за него, а не за проушину в бампере (или под бампером). Далее не забываем выполнить условие правил, которое говорит о том, что через каждый метр буксирного троса необходимо повесить красно-белые флажки.

Но перед тем, как начинать движение, водителям буксировщика и буксируемого автомобиля необходимо заранее договориться, с помощью каких сигналов они будут производить различные манёвры (остановка, поворот, сбавить скорость и т.п.).

Не помешает рация или телефон для переговоров, но так как во многих странах разговоры по телефону (по рации) во время движения запрещены, то лучше заранее договориться о жестах рукой, которые означают что либо (остановку, начало движения и т.д.).

Но всё же лучше держать постоянную связь между водителями, при буксировке автомобиля, а в этом поможет гарнитура для телефона (наушники и микрофон) которые очень удобны (позволяют освободить вторую руку водителя).

После того, как все правовые вопросы соблюдены, а сцепка надёжно закреплена, можно заводить двигатель буксировщика, включать аварийную сигнализацию на буксируемом автомобиле (или закрепить знак аварийной остановки, если аварийка не работает) и можно начинать движение (ближний свет фар даже днём разумеется тоже должен быть включен на буксировщике, а ночью и на буксируемом автомобиле).

Так же не забываем, что рычаг переключения на буксируемом автомобиле с механической коробкой передач необходимо перед началом движения установить в нейтральное положение (о машинах с АКПП я напишу ниже). Ну и помним, что двигаться будем не более 50-ти км/ч, а если дорога скользкая, то не более тридцати км/ч.

Во время движения.

Трогаемся очень плавно, чтобы исключить рывки, а если во время движения трос будет периодически ослабляться, то для его натяжения опять же плавно ускоряемся. Но гораздо лучше, когда водитель буксируемого автомобиля, при ослаблении троса, наоборот немного подтормаживает.

Проушины для крепления буксирного троса на автомобилях расположены сбоку, и натянутый под углом трос меньше испытывает нагрузку при рывках, но всё же всегда помним, что чем плавнее ускорение и торможение, тем лучше.

Водителю буксируемого автомобиля постоянно следует следить, чтобы буксирный трос был натянут (чтобы он не ослаблялся). Например при спуске, или когда буксировщик производит торможение (смотрим по стоп-сигналам) водитель буксируемого автомобиля тоже должен своевременно притормозить, чтобы исключить провисание буксирного троса.

Если впереди подъём, водитель буксировщика должен преодолеть его на постоянной скорости, не переключая передачи, иначе, во время переключения передач, возможно провисание троса и рывки.

Ну и об обгонах каких либо транспортных средств при буксировке советую забыть, а если они двигаются менее 30 км/ч, а дорога нормальная (сухая), то при обгоне не забываем о наличии буксируемого автомобиля сзади и производим возвращение на свою полосу (после обгона) с хорошим запасом по длине (не подрезая обгоняемое транспортное средство).

Буксировка автомобиля с АКПП.

Перед буксировкой автомобилей с автоматической коробкой передач, для начала следует изучить мануал этого автомобиля (или найти информацию в интернете по конкретной модели) и узнать, как происходит смазка автоматической коробки вашего автомобиля.

Бывают АКПП с принудительной подачей масла от масляного насоса, который работает когда работает двигатель автомобиля (такая система у большинства современных автомобилей с АКПП).

Рычаг переключения АКППИ такую машину следует буксировать только с заведённым двигателем (включив при этом рычаг переключения АКПП в положение N, на некоторых машинах L или 2 — изучите мануал своей машины). Так же не рекомендую включать коробку передач на пониженные передачи, чтобы исключить перегрузку и нагрев масла.

На некоторых более современных автомобилях включить нейтраль не так то просто, необходимо снять специальную заглушку, открыв отверстие, затем вставив в отверстие какой нибудь длинный предмет, нажать на специальный рычаг. И только после этого можно установить рычаг АКПП в нейтральное положение. Наглядно это можно посмотреть в видеоролике чуть ниже.

А вообще советую почитать статьи об эксплуатации автомобилей с автоматическими коробками передач (на этом сайте я написал их несколько) и кликнув на ссылки ниже, можно перейти и подробно изучить не только вопрос буксировки машин с АКПП, но и много других полезных нюансов, позволяющих существенно продлить ресурс вашей АКПП.

Если же мотор автомобиля неисправен (что как правило и является причиной его буксировки до места ремонта), тогда следует транспортировать такой автомобиль только погрузив его частично или полностью, чтобы исключить вращение приводных колёс машины и соответственно вращение деталей трансмиссии АКПП на сухую (без подачи масла).

Это предотвратит быстрый износ и поломку механизмов АКПП.

Если же выяснится, что смазка АКПП на вашем автомобиле осуществляется от вращения насоса расположенного в самой коробке, (когда масляный насос работает и смазка деталей АКПП осуществляется от вращения приводных колёс и вращения деталей трансмиссии, даже когда двигатель не заведён), то такой автомобиль можно буксировать даже с заглушенным двигателем.

Но желательно буксировать машину не далее 50 км и не быстрее 20 — 30 км/ч, так как всё же смазка деталей происходит от гидронасоса трансформатора (разумеется не у всех), а не купанием в масле вторичного вала и разбрызгивания масла от вращения вторичного вала, как это происходит в механических коробках передач (да и уровень масла у них побольше).

Если же расстояние значительно больше, или вы не знаете, как происходит подача масла в вашу АКПП, то советую воспользоваться услугой эвакуатора.

Что касается других нюансов буксировки машин с АКПП (правовых и технических), то они аналогичны буксировке автомобилей с механической коробкой передач и были описаны выше. Но всё же максимальную скорость при буксировке «автоматов» желательно снизить до сóрока.

Вот вроде бы и всё, если что то ещё полезное вспомню, то обязательно допишу. Надеюсь эта статья добавит уверенности новичкам при буксировке автомобиля, но всё же желаю всем ездить без поломок и никогда не использовать буксирный трос.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.