Вы находитесь здесь: Главная > Разное, но полезное. > Автоматическая коробка передач (АКПП) — что полезно знать водителю(3).

Автоматическая коробка передач (АКПП) — что полезно знать водителю(3).

В этой третьей статье, мы продолжаем знакомиться с особенностями эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой переключения передач (АКПП). И продолжаем опровергать мнение многих водителей, что автомат капризен и ненадёжен. Такое мнение распространяется скорей всего у ленивых и неаккуратных водителей, которые забыли когда последний раз открывали капот. И я всегда говорю, что даже самая совершенная и надёжная техника, у неаккуратного и невнимательного водителя, всегда будет плохой и ненадёжной, а самый допотопный и старый автомобиль или мотоцикл, в руках аккуратного и любящего технику водителя, проработает долгие годы верой и правдой, без проблем и поломок.

Что полезно знать водителю, об особенностях эксплуатации и ремонта автомобилей с автоматической коробкой передач, я опубликовал уже две статьи, и желающие могут почитать их вот здесь и вот тут.

Самое распространённое мнение, это то, что якобы для наших отечественных условий (не знаю как для кого, но я считаю своим отечеством все республики бывшего Советского Союза, так как родился в той стране) автоматы не приспособлены. Но ведь это же смешно, и говорят такое, как правило водители, которые пренебрегают элементарными правилами эксплуатации машин с АКПП. Если уж и не приспособлен какой нибудь агрегат или узел большинства иномарок (кроме моих любимых джипов конечно), так это их подвеска, рассчитанная скорей на европейские дороги.

При должном элементарном уходе, и при нормальном (не спортивном) режиме эксплуатации (об этом я писал в первых двух статьях, и напишу немного ниже) автоматическая коробка проработает весь положенный её заводом ресурс, так же как и ресурс отведённый механической коробке, несмотря на наши отечественные условия эксплуатации.

Хотя конечно же пробеги у механики и у автомата разные, (да и у разных машин тоже) у механической коробки ресурс несколько больше, но это скорей особенности конструкции, и условия эксплуатации здесь не играют особой роли. Конечно же машина с автоматической коробкой, которая ездила больше по магистралям, чем по городу или селу, пробежит без ремонта коробки побольше, но это другое.

Что нужно знать водителю новичку, впервые севшему за руль автомобиля с АКПП.

Селектор переключения режимов АКППСначала необходимо разобраться в обозначения режимов работы автоматической коробки вашей машины. Как правило их пять или шесть, и включаются они рычагом (селектором). Буква R означает реверс, то есть задний ход. Буква Р означает английское слово паркинг, и при включении рычага в сектор этой буквы, двигатель разъединяется с трансмиссией, и в этот момент выходной вал коробки жёстко блокируется. Из-за этого, чтобы не поломать стопор блокировки, включать рычаг в сектор Р можно только когда ваша машина полностью остановлена (неподвижна).

Буква N означает нейтраль, почти тоже самое что и паркинг, только без блокировки ведущих колёс машины.  Буква D означает слово драйв, когда автоматическая коробка последовательно перебирает все имеющиеся передачи переднего хода машины, заканчивая ускоряющим овердрайвом (OD), но овердрайв есть не у всех коробок. Рычаг переключения во все вышеперечисленные режимы (сектора с буквами) тоже желательно включать не на ходу, а на полностью остановленной машине.

И такие приёмы вождения, как например включение заднего хода, на ещё движущейся вперёд машине, когда колёса начинают жечь резину, резко начав вращаться в обратном направлении, сильно сократят ресурс автомата, до всего нескольких десятков километров.

Режимы обозначенные цифрами 3,2,1 (иногда вместо цифр буквы) позволяют водителю ограничить диапазон переключения только соответствующим количеством пониженных передач. И включать эти режимы можно и на ходу, в нужный момент, например преодолевая крутой подъём, или проезжая на загруженной машине плохой участок дороги, снежные сугробы или песок, грязь. Но здесь важно не превышать положенные обороты двигателя вашей машины (поможет тахометр). Так же не стоит включать рычаг в положение 1 на скорости 90 — 100 км.ч.

На некоторых автомобилях, рядом с рычагом (селектором) включения режимов, имеется отдельный небольшой переключатель с буквенными или другими обозначениями (символы или пиктограммы). Наиболее распространённые обозначения буквенные, например M — механический, E — экономичный, N — нормальный, S — стандартный алгоритм работы АКПП. Нормальный и стандартный алгоритмы работы, почти одинаковые.

Экономичный алгоритм работы автомата, способствует работе мотора машины в режиме наименьшего расхода топлива (на единицу мощности двигателя). И рядом с буквой Е, иногда имеется символ в виде снежинки, и в этом режиме будет на колёса автомобиля передаваться умеренный крутящий момент, который не позволит колёсам пробуксовывать на зимней (скользкой) дороге.

Ступенчатое расположение секторов переключения режимов АКПП.При включении переключателя в положение М (механический) этот диапазон позволит водителю работать рычагом автомата, как рычагом переключения передач механической коробки, которая оборудована автоматическим сцеплением. А на некоторых моделях прорези, по которым движется рычаг переключения, имеют ступеньки, как на фото слева, чтобы не ошибиться в включении нужного режима например ночью (вслепую).

Сейчас уже на многих машинах с автоматом, имеется ещё режим КИК ДАУН. Это если вы резко нажали на педаль газа, чтобы быстро ускориться, то для обеспечения резкого старта машины, автомат переключает сразу на одну или две пониженные передачи. А на более современных автомобилях, такое может произойти и при неполностью нажатой педали газа.

Рычаг переключения режимов АКПП американской машины.На некоторых американских автомобилях, селектор (рычаг) переключения режимов автомата расположен на руле, а шкала указателя переключаемых режимов расположена на панели приборов. И буква D на панели, означает ускоряющую передачу (овердрайв).

Кстати, тем водителям, которые впервые сели за руль машины с автоматом, но до этого продолжительное время ездили на машине с механикой (механической КПП), первое время нужно будет немного отвыкнуть от механики. Ведь у машины с автоматом всего две педали, а не три, причём педаль тормоза довольно широкая.

И большинство водителей, привыкших ездить не совсем правильно на машине с механикой, когда при нажатии тормозной педали, левая нога по привычке тут же выжимает сцепление (а надо бы сначала нажимать тормоз, а спустя определённое время, когда обороты немного упадут, нажимать педаль сцепления, особенно на скользкой дороге). Так вот, при пересаживании на машину с автоматической коробкой, чтобы по привычке не нажать на широкую педаль тормоза обеими ногами и чтобы резко не заблокировать колёса автомобиля, следует левую ногу вообще убрать подальше от педалей.

А в чём разница автомата и механики.

Вообще, раз уж речь зашла о сравнении механики и автомата, то стоит немного об этом написать, как бы для общего развития. Кому это не интересно, то можно пропустить парочку абзацев и читать дальше.

В механической коробке большинства автомобилей и мотоциклов, пары шестерен передач находятся в постоянном зацеплении, и при этом ведомые шестерни свободно вращаются. А чтобы включить какую нибудь передачу, мы механически блокируем (с помощью вилки и муфты) шестерню нужной выбранной передачи на ведомом валу. И далее ведомый вал передаёт вращение на муфту сцепления, далее на карданный вал, цепную звёздочку, полуоси и др (зависит от конструкции), ну и далее на ведущие колёса.

А в автоматической коробке, проще говоря, возле каждой шестерни стоит фрикционный диск, который при включении нужной шестерни (передачи) фиксирует её на валу с помощью сил трения (а не с помощью силы механического зацепления штырей муфты, как в механической коробке). Ну а чтобы устранить рывки в трансмиссии (чтобы исключить поломки и увеличить её ресурс) при включении любой передачи, вместо обычного сцепления (как на механике) в трансмиссии автомата установлен гидротрансформатор, который вращается в масляной ванне (закрыт специальным картером).

При вращении, проскальзывание слоёв масла смягчает (демпфирует) рывки при трогание с места и разгоне, и к тому же ещё и увеличивает передаточное число (от 1 до 2). Так работает простейший двухвальный автомат, прославившийся своей надёжностью на большинстве автомобилей Хонда. Но на других иномарках (в их автоматических коробках) могут быть установлены планетарные редукторы.

Ну и раз речь зашла о сравнении механики и автомата, то следует упомянуть о главном преимуществе автоматической коробки, по равнению с механической КПП. Главное преимущество машины с автоматом, особенно в крупных мегаполисах, это лёгкость управления машиной в пробках. Я это прошёл на себе, когда работал водителем на машине с механической коробкой, и часто ездил по заполненному пробками МКАДу. И примерно через полчаса-час постоянного дёрганья по метру или два, начинала уставать левая нога. И хотя я являюсь поклонником механической коробки, но в таких условиях, я бы с удовольствием пересел бы на машину с автоматом.

Ведь достаточно снять ногу с тормозной педали, и хорошо настроенная машина, сама начинает движение. К тому же, благодаря сглаживающим (демпфирующим) свойствам гидротрансформатора (и отсутствием жёсткой связи между мотором и трансмиссией), общий пробег без ремонта и двигателя и трансмиссии автомобиля возрастает, и причём ощутимо — примерно от 20 до 30 процентов, и компенсирует этим более высокую стоимость автомата и его квалифицированного ремонта.

Какова динамика машины и расход топлива с автоматической коробкой и отличаются ли они от машин с механикой.

Экономичность и динамика разгона машины с автоматом, как правило хуже примерно на 5 — 10 процентов. Но это не относится к машинам самых свежих годов выпуска, в которых электронное управление современных автоматов, делает такие машины даже немного экономичнее автомобилей с механической коробкой.

Кстати на некоторых современных машинах имеется принудительное отключение (блокировка) трансформатора, которая позволяет уменьшить расход топлива по трассе. А на самых современных моделях имеется система, которая не допускает перехода коробки на высшую передачу, пока мотор машины после пуска не прогреется до необходимой рабочей температуры.

Особенности эксплуатации машины с АКПП.

Общее устройство простой автоматической коробки передач.Особенностей совсем не много. Положение рычага в N — нейтраль, при движении машины, даже накатом, используют очень редко. И если вам при движении например на спуске нужно двигаться накатом, то рычаг переключения (селектор) лучше не трогать (оставить в том положении, в котором он находился при поездке до наката). При этом автомат сам перейдёт на повышенную передачу из всех имеющихся передач (для данной скорости) и обеспечит минимальное торможение мотором.

Ну а если к примеру вы ехали накатом с включенным селектором в положении N, то при последующем переключении в режим D, не спешите сразу давить на газ, так как автомату требуется несколько секунд, чтобы выйти на требуемую для данной скорости передачу.

Многие водители, остановившись на светофоре, переходят в режим нейтрали N, считая, что при стоящей машине, с работающим двигателем в режиме D, якобы в коробке что то буксует и изнашивается. Это ошибочное мнение, так как при остановке машины, в том же режиме D, все элементы автомата остановлены (не вращаются), а фрикционы зажаты, и в этот момент включена на готове первая передача, и только лишь масляный насос перекачивает масло в холостом режиме.

И движение машины в таком случае начнётся без пробуксовки пар трения, которые кстати вступят в работу только при переходе автомата на вторую передачу. А по незнанию переключив режим N в режим D, вы заставляете лишний раз потрудиться пары трения.

Ну и при поездках по городу, лучше вообще исключить высшую передачу, переключив рычаг (селектор) из режима OD в режим D, а если на вашей коробке отсутствует режим овердрайва (OD), то в городе лучше перейти из режима D в режим 3.

Зимние поездки на машине с автоматической коробкой передач.

Некоторые водители считают, что на автомобилях с автоматом трудно ездить в зимнюю пору. Это конечно же заблуждение. Следует всего лишь учесть, что на скользкой дороге, на любой машине, в том числе и с автоматической коробкой, нужно работать органами управления более плавно. Но на льду, рыхлом снегу, грязи или песке, следует учесть некоторые отличия в работе машин с механикой и с автоматом.

С механической коробкой передач, момент начала вращения колёс машины (на скользком покрытии) и скорость вращения, опытному водителю можно контролировать достаточно точно при помощи педали газа и сцепления. На машине с автоматом, этот момент зависит всего лишь только от оборотов коленвала мотора, и уловить этот момент сложновато даже опытному водителю.

Причём следует учесть, что ведь сопротивление буксующих колёс меньше, чем неподвижных, а значит двигатель при пробуксовке начинает раскручивать буксующие колёса ещё больше, усугубляя ситуацию, и автомобиль закапывается ещё сильнее. К тому же в таких случаях пробуксовывает только одно колесо, напрягая дифференциал, который из-за интенсивной работы может или сильно износиться, или выйти из строя (хотя на современных внедорожниках, имеются специальные навороты, исключающие это, или просто отключаемый дифференциал, но ведь это же джипы и это отдельная тема).

Чтобы этого не случилось, полезно знать некоторые особенности. Тут распространённая среди водителей машин с механической коробкой «раскачка» машины не подойдёт, так как загубит автоматическую коробку. Так же следует следить за положением рычага (селектора), то есть если вы пытаетесь двигаться вперёд, то рычаг включите в положение, соответствующее самой низшей передаче (как правило это цифра 1).

Ну и ещё одна фишка, которая может помочь выбраться вам из сугроба или грязи. При трогании машины с места, педалью тормоза следует работать так же как и педалью сцепления на машине с механикой. Нажмите на тормозную педаль, а затем повысив обороты мотора педалью газа, плавно отпускайте педаль тормоза, постепенно растормаживая колёса машины, не допуская их пробуксовки. Причём при исправных и правильно настроенных тормозах, такой приём будет работать как блокировка дифференциала.

Кстати, работать можно и ручником (стояночный тормоз) и на эту тему я даже написал отдельную статью по доработке ручника, благодаря которой, любая машина вылезет из грязи или сугроба. Желающие могут почитать об этом вот здесь.

Оценка состояния АКПП при покупке подержанной машины.

Как не купить машину с убитой автоматической коробкой я уже писал в одной из первых статей (ссылки в самом начале текста). Но и в этой статье кое что добавлю. Первое, что нужно сделать, это замерить предназначенным для этого щупом необходимый уровень масла (имеется соответствующая метка на щупе). Причём замер уровня масла в картере автомата следует делать при работающем двигатели и соответственно работающем масляном насосе.

И если на щупе вы заметите отклонения уровня масла от необходимой метки на щупе, причём не только вниз, когда уровень понижен,  но и вверх, то это значит что неправильный уровень масла приведёт или уже привёл к каким то поломкам, или чрезмерному износу механизмов коробки.

Так же следует учитывать, что масло должно быть абсолютно прозрачным и в большинстве случаев красного цвета (бывает и жёлтый). При этом полезно обтереть щуп об чистый лист белой бумаги. И если на бумаге вы заметите мелкую пыль (взвесь), или не чисто красный цвет масла, а коричневатый, и или что ещё хуже почти чёрный цвет масла — это значит что сильно изношены в такой коробке фрикционные диски (возможен износ и других деталей), и ближайший ремонт неизбежен. А он не дёшев, о ценах на ремонт я уже писал в одной из первых статей.

Ещё следует заглянуть под автомобиль и осмотреть картер коробки и поддон. Если картер или поддон замаслен, то готовьтесь к тому, что придётся постоянно следить за уровнем масла и периодически доливать его. Но хуже всего, если понижение уровня из-за утечек, не было своевременно замечено хозяином машины, и он долил масло только перед самой продажей машины. Последствия этого тоже не благоприятны для ресурса автомата.

Если при осмотре, как выше описано, всё соответствует норме, то можно открывать дверь машины и усаживаться для тест-драйва. При разгоне машины, автомат должен плавно и без рывков переключать абсолютно все передачи, вплоть до самой высшей передачи.

А вообще следует учитывать и пробег машины, и если её пробег превышает 200 тысяч км, то готовьте не малую сумму для ремонта, ну или попробуйте сбить цену автомобиля, на ремонт. А как определить реальный пробег машины при её покупке, советую почитать об этом здесь.

Пробег автоматической коробки передач.

Многих интересует ресурс (пробег) автоматической коробки без ремонта. Я об этом уже писал в первых двух статьях, а так же о том, что он может отличаться на разных машинах и у разных водителей (при разном стиле езды). Но следует учесть, что примерный пробег в 150 — 200 многих машин, можно достичь только при грамотной эксплуатации, которая совсем не сложна, даже для новичков (и можно даже повысить ресурс).

  • Первое правило — это постоянный контроль необходимого уровня масла в картере автомата, особенно если вы увидели, что картер коробки или её поддон начал «потеть» (покрыт слоем масла). И по возможности следует устранить даже небольшие утечки.
  • Второе главное правило — это своевременная замена масла нужной марки в коробке, рекомендованные заводом изготовителем. А если вы ездите больше не по магистралям, а по плохим дорогам в селе или городе, или часто в пробках, то советую на пару тысяч рекомендованного заводом пробега, менять масло и фильтр раньше. Ведь большинство автомобильных заводов даёт рекомендации по замене масла и фильтра, рассчитывая на то, что машина будет ездить по европейским дорогам, и причем не забитых пробками. 
  • Ну и третье главное правило, позволяющее достичь установленных заводом пробегов, и о котором я уже писал во второй статье, это забыть о спортивном стиле езды. Если вы любитель отжечь резину, то купите себе машину с механикой. Ведь при автоматическом переключении АКПП, растормаживаются одни группы фрикционных элементов, и затормаживаются другие группы.И все эти фрикционные элементы тем быстрее стираются (изнашиваются), чем большую мощность развивает мотор при трогание с места при резком ускорении (и не только с места но и в движении). Поэтому ездите спокойно, несмотря на обгоняющих вас «шумахеров», и вы сбережёте и нервы и деньги.

Конечно же многие из нас любители отжечь и поднять адреналин, я и сам такой (поэтому и предпочитаю механику, и имею кроме машины ещё и мотоцикл). Но для этого существует много способов, например проверить себя на специальном треке за рулём мотоцикла или спортивной машины, с механической коробкой. Именно поэтому многие адекватные водители, имеют машину с автоматом для каждодневных поездок, например на работу, а мотоцикл для отжига по выходным, или имеют две разные машины.

Выполняя все три вышеперечисленных несложных правила (ну и ещё включение рычага в какой то режим, только на полностью остановленной машине, об этом я написал выше), спокойный водитель, следящий за регулярным техобслуживанием, может проехать на своей машине с автоматом без ремонта и 500 тысяч км.

Вот вроде бы и все нюансы по эксплуатации автоматической коробки передач, которые я надеюсь помогут начинающим водителям существенно увеличить ресурс автомата, и конечно же получить удовольствие от вождения, ведь именно для этого такие коробки и проектировали, успехов всем!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.