Вы находитесь здесь: Главная > Тюнинг автомобиля. > Электронное зажигание на ВАЗ.

Электронное зажигание на ВАЗ.

Как установить электронное зажигание на ВАЗ ? Многие владельцы отечественных классических Жигулей начинают задаваться этим вопросом со временем, намаявшись с постоянным уходом за вечно подгорающими контактами, но особенно когда запуск двигателя в холодной время резко ухудшается, (как правило запуск старого двигателя). В этой статье мы рассмотрим, почему электронное бесконтактное зажигание значительно лучше древнего контактного, и разберём как установить на отечественную машину электронную систему зажигания, взамен штатной контактной.

электронное зажигание на вазЭлектронное зажигание впервые начали устанавливать на отечественные «восьмёрки» и «девятки» ещё в восьмидесятых годах прошлого века, и замена контактного зажигания на электронное, кардинально изменило двигатель отечественной «восьмёрки», наделив её многими полезными факторами:

  1. Увеличение мощности искрового разряда на свече зажигания примерно в два раза — вместо 12 — 15 киловольт на контактной системе, 25 — 30 киловольт на электронной. Благодаря этому запуск двигателя в любых условиях заметно улучшился, топливо начало сгорать полнее, уменьшился расход топлива и при этом мощность мотора немного увеличилась и разумеется динамика машины тоже. К тому же содержание СО в выхлопе заметно уменьшилось (примерно на 20%, а значит мотор стал менее вредным для окружающей среды.
  2. Система зажигания стала практически необслуживаемой, так как водитель избавился от постоянно пригорающих контактов и от постоянной регулировки требуемого зазора между этими контактами. Электронная система зажигания, не имеющая контактов, стала намного надёжнее, так как механического износа деталей (контактов) нет, и выставив требуемый момент искры, водитель просто забывает о том, что система зажигания есть на машине.
  3. Чёткое распределение искры по всем свечам цилиндров, так как размыкание механических контактов отсутствует, и на современных системах с многоискровыми катушками зажигания, вообще нет механических деталей, подверженных износу.
  4. Мощность искры на свечах не меняется как на больших оборотах двигателя, так и на малых, и благодаря этому двигатель на холостых оборотах работает намного чётче и устойчивее (мурлычет), чем на машине с контактным зажиганием.
  5. Свечи зажигания, покрытые нагаром, всё равно способны дать искру для запуска мотора, и свеча выходит из строя гораздо реже, чем при контактной системе. И если даже электроды свечи и покроются нагаром, то 30 киловольт легко пробивают нагар и искра проскочит всё равно при запуске двигателя.

Основное отличие электронной системы зажигания от контактной — это то, что в ней нет механических контактов прерывателя. А вместо вечно подгорающих и изнашивающихся контактов, в коммутаторе эту роль выполняет мощный транзистор, который при запирании или отпирании низковольтной цепи работает как ключ (выключатель), который не изнашивается.

И именно отсутствие изнашивающихся механических контактов и определило название — бесконтактное электронное зажигание. А то что в системе практически нечему изнашиваться, и сделало электронное зажигание надёжным и безотказным.

Но в 80-е годы, в первые месяцы эксплуатации восьмёрок, девяток или Таврий, коммутатор часто выходил из строя, из-за низкого качества электронных компонентов. Но современные технологии даже в отечественной электронике сделали своё дело, и современные коммутаторы и сама система в целом, стала практически неубиваемой. Я сам езжу уже одиннадцатый год на мотоцикле с самодельным электронным зажиганием, а запасные части (катушка и коммутатор) так и валяются в кофре всё это время и не понадобились, так как система ни разу не вышла из строя!

Что нужно для переоборудования контактного зажигания в электронное.

Раньше умельцы покупали только восьмёрочную катушку зажигания, датчик Хола и коммутатор, и затем внедряли самодельные шторки и заводской датчик Хола в штатный трамблёр, удалив перед этим прерыватель с контактами (так как заводских комплектов с трамблёром не было в продаже). То есть делали самодельные шторки и внедряли их в трамблёр классических ВАЗов примерно так, как это описано в статьях про самодельное зажигание для отечественных мотоциклов — ссылки на эти статьи чуть ниже.

Сейчас уже ничего мастерить не требуется, так как для вазовской классики продаются уже готовые комплекты с новым трамблёром, в который уже вживлён датчик Холла, шторки и автомат опережения. И такой комплект (как на фото выше) совсем несложно установить взамен штатного трамблёра с контактной системой зажигания, с постоянно окисленными и подгорающими контактами.

Для замены контактного зажигания электронным, разумеется следует приобрести в магазине комплект, состоящий из трамблёра нового типа, с вживлёнными в него шторками, датчиком Хола и автоматом автоматического опережения зажигания. Кроме того в комплект входит восьмёрочная катушка зажигания, электронный коммутатор и набор проводов с контактными разъёмами, чтобы всё это соединить в электрическую цепь, согласно электросхеме слева.

По многочисленным отзывам как мотоциклистов, так и автомобилистов, наибольшей надёжностью и безотказностью отличаются Старооскольские комплекты. И завод в городе Старый Оскол делает электронные комплекты не только для автомобилей, но и для мотоциклов (об установке самодельного электронного зажигания на отечественные мотоциклы, желающие могут почитать об этом вот тут , а так же ссылка на ещё одну статью есть чуть выше.). И такие комплекты славятся большей надёжностью и качеством исполнения, чем китайские или украинские комплекты.

И хотя старооскольский комплект стоит дороже (примерно две тысячи рублей), чем китайские или украинские комплекты, но зато он качественнее, и к тому же во многих интернет магазинах, можно купить комплект рублей на 300 дешевле, чем в обычном авто-магазине.

И ещё, для шестёрок (ВАЗ 2106) могут быть трамблёры разной длины, в зависимости от модели двигателя, поэтому при покупке трамблёра, уточняйте у продавца и в инструкции к комплекту, для какого двигателя предназначен покупаемый вами трамблёр, находящийся в комплекте.

Установка электронного зажигания взамен штатного контактного.

Перед тем, как устанавливать бесконтактную систему на вашу машину, разумеется следует удалить штатный трамблёр с контактами прерывателя. И на его место установить новый трамблёр из комплекта бесконтактного зажигания, который вы приобрели. Но, перед тем как снимать штатный трамблёр, установите шкивы двигателя по меткам, означающим ВМТ первого цилиндра двигателя. При таком положении и бегунок трамблёра смотрит в сторону первого цилиндра.

Затем пометьте маркером положение корпуса штатного трамблёра и его бегунка относительно корпуса. И только после этого снимаем штатный контактный трамблёр, и на его место устанавливаем новый трамблёр, но с таким положением корпуса и его бегунка, как было на старом штатном трамблёре.

Это даст гарантию того, что момент зажигания после установки нового трамблёра, останется таким же, каким он был при штатном трамблёре. Хотя момент зажигания потом несложно будет откорректировать, и я напишу об этом ниже, но всё таки новичкам лучше установить новый трамблёр так, как стоял старый.

И ещё один важный совет о том, что нужно сделать до установки нового трамблёра: на грузиках автомата опережения зажигания (трамблёра), который предназначен для вазовской классики, установлены довольно слабые пружинки, да ещё они как правило болтаются в своих посадочных местах (не натянуты). От этого на холостых оборотах могут периодически возникать кратковременные перебои в работе двигателя, вроде бы мелочь, а неприятно.

Избавиться от этого мелкого, но неприятного «косяка» можно довольно просто — нужно в новый трамблёр, предназначенный для вазовской классики, установить более жёсткие пружинки от автомата опережения «восьмёрки» (автомобиля ВАЗ 2108).

электронное зажигание на вазЭти пружинки (см рисунок слева — пружинки показаны под номером 12 и 13) можно найти в продаже на многих авторынках. И сняв с грузиков автомата опережения штатные слабые пружинки, и установив взамен их более упругие пружинки от восьмёрки, вы полностью избавитесь от перебоев, и мотор будет работать как часики даже на самых минимальных оборотах коленвала.

Установив новый трамблёр взамен штатного, далее следует закрепить новую катушку зажигания под капотом взамен штатной, и закрепить где нибудь в сухом месте электронный коммутатор, но так, чтобы хватило длины проводов. Хотя, если вы нашли под капотом уютное и сухое местечко для коммутатора, а длины проводов из комплекта не хватает, то совсем несложно их удлинить.

Только после скрутки проводов, их обязательно следует хорошо пропаять и надеть термоусадочный кембрик. Кстати, на некоторых ВАЗах уже имеется с левой стороны под капотом место для установки коммутатора. И ещё, желательно низковольтные провода провести как можно дальше от высоковольтных проводов, предназначенных для свечей зажигания.

Схема подключения электронного зажигания на ваз классикуЗакрепив все компоненты под капотом вашего автомобиля, остаётся соединить их с помощью проводов, входящих в комплект, согласно электрической схемы. Схема имеется в комплекте, но на всякий случай публикую её слева.

Кстати, подключить электронное зажигание на ВАЗ по схеме сможет даже новичок, так как разъёмы (клеммные колодки) предназначенные для коммутатора и для датчика Хола подходят только для них. А остальные провода из комплекта имеют соответствующий цвет и обычно помечены (их полярность). Так что ошибиться довольно трудно.

Теперь устанавливаем карболитовую крышку трамблёра на место, и если в комплекте нет новых проводов высокого напряжения (а их как правило точно нет), то советую обязательно заменить штатные дубовые провода на более дорогие силиконовые, которые предназначены для восьмёрок, девяток. Высоковольтные провода в крышку трамблёра разумеется устанавливаем так, как они были на штатном трамблёре, то есть в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.

После подключения проводки по схеме, остаётся завести мотор, и если что-то не устраивает в его работе, то можно откорректировать момент опережения, что и будет описано ниже. После корректировки момента зажигания, вы забудете о том, что оно есть на вашей машине, так как обслуживать его больше не придётся, ну только лишь иногда чистить свечи. И то, при правильной регулировке карбюратора, даже это делать не придётся.

И ещё — зазоры на свечах следует увеличить до 0,8 мм (у меня на мотоцикле на свечах зазоры в 1 мм), ведь мощность искрового разряда теперь будет в два раза мощнее. Кстати от этого следует осторожнее работать при проверке свечей. То есть теперь, при проверке свечей на искру (при прикладывании свечи к корпусу мотора) высоковольтные провода нужно будет держать только с помощью плоскогубцев и изолированными ручками, а не голыми руками.

Иначе шарахнет так, что мало не покажется. Смертельных исходов не бывает, но удар током довольно неприятный, это при том, что держишь рукой за изоляцию провода, или за изолированный свечной колпачок, которые не способны справится с довольно высоким напряжением в 30 киловольт.

Корректировка момента зажигания бесконтактного электронного зажигания ВАЗ.

Вообще то на любом СТО момент зажигания точно корректируют с помощью стробоскопа (на восьмёрках, девятках), или другого оборудования, но ведь у многих водителей такого оборудования нет в гараже, а ехать в автосервис, на не настроенном двигателе, из-за такой мелочи совсем не обязательно. Чтобы отрегулировать правильный момент зажигания без приборов на слух, но довольно точно, нужно для начала завести двигатель, и выставить тросик подачи газа на карбюраторе так, чтобы обороты двигателя были равны двум тысячам оборотов в минуту.

После этого немного ослабляем крепление трамблёра, и начинаем его крутить вправо-влево. При вращении трамблёра вправо-влево, в некоторых его положениях обороты двигателя будут падать или мотор будет работать с перебоями. Но нужно выставить такое положение трамблёра, при котором обороты двигателя будут максимальными, и двигатель будет работать устойчиво (без перебоев). Поймав вращением трамблёра максимальные обороты, закручиваем его крепление и теперь вообще забываем о регулировках и обслуживание системы зажигания.

Подробно регулировку момента зажигания на слух, советую посмотреть в видеоролике под статьёй, там же показаны и другие полезные нюансы. Также о регулировке зажигания ВАЗ можно почитать более подробно вот в этой статье.

Устранение некоторых неполадок электронной системы зажигания.

Очень редко, но бывает, что система зажигания вдруг перестаёт работать, то есть пропадает искра. Первым делом следует проверить с помощью тестера, выставленного в режим вольтметра, приходит ли при повороте ключа зажигания бортовое напряжение 12 вольт на катушку зажигания.

Бывает из-за неисправностей проводки, напряжения нет на низковольтных клеммах катушки зажигания, и разумеется искры не будет. Поэтому при исчезновении искры, первым делом проверяйте напряжение на катушке.

Регулировка зажигания.Вторая причина пропадания искры — это или недостаточно плотное прилегание контактов штекера к датчику Холла, или что бывает гораздо реже — это выход из строя самого датчика Хола. Проверить исправность датчика Холла очень просто — подсоедините вольтметр к проводам датчика, показанным на рисунке слева.

Далее попросите помощника вращать коленвал двигателя электростартером. А при снятом датчике Холла, коленвал вращать не нужно, достаточно будет провести жалом отвёртки в прорези датчика (как на рисунке).

Если датчик Холла исправен, то на вольтметре будут видны скачки напряжения от нуля, до нескольких вольт. Если же датчик неисправен, или к его контактам подсоединены провода не плотно, то вольтметр будет показывать ноль, (при вращении коленвала, или при движении отвёртки в прорези датчика).

Что касается коммутатора, то проверить его не так то просто (если только подключив второй заведомо исправный коммутатор). Но современный коммутатор выходит из строя очень редко, и как правило причиной неработоспособности коммутатора является совсем банальная причина — или на него неплотно одет штекер, или на контакт под номером 4 не приходит бортовое напряжение 12 в. Ну или окислилась на кузове клема, провод от которой приходит на контакт под номером 2 коммутатора.

Всё это совсем несложно проверить при поиске неисправности. Ну а чтобы неисправностей никогда не было, следует массу на кузове защитить от коррозии, а так же следить при подключении системы, чтобы штекера на коммутаторе и датчике Холла были одеты плотно, до щелчка специального проволочного фиксатора.

И на последок полезный совет. Бывает, что нужно проверить свечи на искру, и многие водители, привыкшие к контактному зажиганию, вынув несколько свечей из свечных колпачков, крутят коленвал и проверяют искру на какой то свече. Если не нагрузить свечами зажигания остальные свечные колпачки, то электронная система может выйти из строя.

Поэтому запомните простое правило: чтобы ваше электронное зажигание на ВАЗ работало долго и без поломок, при проверке свечей, каждый колпачок не должен быть пустым, то есть любой высоковольтный провод должен быть нагружен свечой зажигания, только и всего, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

1 комментарий к записи “Электронное зажигание на ВАЗ.”

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.