Вы находитесь здесь: Главная > Тюнинг мотоциклов. > Как выбрать покрышку для мотцикла и правильная эксплуатация шин.

Как выбрать покрышку для мотцикла и правильная эксплуатация шин.

Покрышка для гонок по льду.При улучшении внешнего вида мотоцикла, его двигателя и других показателей, все его возможности могут быть реализованы только надёжным контактом шин с дорогой. Некачественные шины, а так же не соответствующие типу мотоцикла, его скоростным возможностям и грузоподъёмности, могут свести на нет самые современные и прогрессивные достижения мирового мотопрома . К тому же от показателей шин, во многом зависит безопасность водителя и окружающих. Выбор шин огромен и конечно лучше всего покупать покрышки в специализированном магазине, особенно ответственно нужно относится к подбору импортных шин к отечественным мотоциклам, а так же к скоростным спортивным болидам.

Приобретение бэушной резины возможна, и фирменная хоженная шина может в два раза больше пробежать, чем новая отечественная, но покупать такую покрышку нужно осторожно. Глубина протектора естественно должна быть не менее 0,8 мм (согласно российским ПДД), и быть без микротрещин, свидетельствующих о солидном возрасте покрышки ( чтобы проверить микротрещины, нужно согнуть часть покрышки). Покрышек с микротрещинами и следами от ударов избегайте, так как жить им осталось не долго. Это элементарные вещи, которыми часто пренебрегают, увлёкшись небольшой ценой, но поверьте ваша жизнь намного дороже, и жизнь окружающих тоже.

Расшифровка обозначений покрышек.

Все обозначения стандартизированы и состоят из: наименования модели и фирмы производителя; размер шины — ширина профиля (в миллиметрах или дюймах), отношение высоты профиля к его ширине (в процентах), посадочный диаметр (в мм, но чаще в дюймах), расположение слоёв корда (диагональное или радиальное); индекс грузоподъёмности; индекс скорости; максимальное давление воздуха в шине; дата изготовления (неделя и год выпуска); тип шины — камерная или бескамерная; направление вращения колеса (нужно при монтаже) ну и последнее — проставляется максимально-допустимое давление воздуха.

индекс скорости покрышкиРассмотрим пример: что такое «160/80-15 58H»? Знающий человек скажет, что шина диагональная, она имеет ширину 160 мм с высотой 80% от полного профиля и посадочным диаметром обода 15 дюймов. 58Н означает, что можно безопасно ехать с нагрузкой 236 кг на скорости до 210 км/ч. (см. таблички). Индекс скорости- это не тоже самое, что и скорость, с к какой можно ездить, а максимально допустимая скорость, при которой нормально накачанная шина безопасна на дороге. Не страшно, если скорость, которая зашифрованная в индексе, окажется значительно выше технических возможностей вашего байка. Намного хуже, если наоборот. В таком случае производитель мото-покрышки не гарантирует её сохранности на высокой скорости. Не дай Бог она лопнет на высокой скорости и виноваты в этом будете только вы, если пренебрежёте маркировкой шины.

индекс грузоподъёмности покрышек.Индекс грузоподъёмности показывает, какую максимальную нагрузку может выдержать покрышка при эксплуатации. Не нужно суммировать вес мотоцикла, водителя, и груза и делить весь вес пополам. На заднюю покрышку приходится несколько больший вес (примерно 3 к 2). Очень не советую устанавливать новую шину с более низким индексом грузоподъёмности, чем на заводских оригинальных покрышках.

Профиль покрышки мотоцикла.

профиль протектора покрышкиШины с треугольным профилем протектора впервые придумала и изготовила компания Dunlop, и они предназначены для дорожно-спортивных мотоциклов (спортбайков). Треугольный профиль значительно увеличивает площадь контакта покрышки с дорогой, при движении мотоцикла с большим наклоном, при прохождении поворота, что позволяет проходить их, избегая бокового скольжения и потери устойчивости на большой скорости. Хороши эти шины на извилистых дорогах. Но на дорогах допускающих очень высокие средние скорости, протектор такого профиля изнашивается значительно быстрее. Это особенно относится к аппаратам с двигателями с большим крутящим моментом, так как у них часто возникают пробуксовки заднего колеса. Поэтому в гонках на треке и на дорожных спортбайках применяют также широкие покрышки со скруглённым низким профилем, который позволяет увеличить площадь контакта протектора с дорожным покрытием. Из за этого повышается сила сцепления колеса, и это позволяет реализовать более эффективные ускорения мотоцикла, а так же сделать и более эффективным торможение.

Плоские (автомобильные) покрышки допускается применять только на сайдкарах (мотоциклы с колясками) и конечно же трайках, так как эти аппараты не наклоняются в поворотах. А у всех одиночных мотоциклов, профиль протектора естественно должен быть круглым.

Раньше, на более древние мотоциклы, устанавливали покрышки с более высоким профилем, чем сейчас ставят на более современные байки. Покрышка с отношением высоты профиля к его ширине в процентах (Н/В) более 82% называется полнопрофильной, а менее — низкопрофильной. Если в обозначении не указанно отношение Н/В, значит она полнопрофильная. У низкопрофильных шин, по сравнению с обычными, менее эластичные боковины, и это повышает устойчивость мотоцикла на высоких скоростях и делает управляемость его более чётким и прогнозируемым. Но к сожалению, достигается это в ущерб комфорту водителя и грузоподъёмности мотоцикла. Сверхнизкопрофильные скоростные покрышки Н/В= 60-50% используются только для дорог с гладким идеальным покрытием(например, на треке), которых в нашей стране практически не бывает (для наших дорожных инженеров это наверное практически инопланетные космические технологии!!!).

основные элементы и размеры покрышкиШирина профиля В связана с шириной обода б соотношением б = 0,70-0,75В, то есть чем шире покрышка, тем естественно, более широким должен быть обод. Чем шире покрышка, тем она круче и внушительнее смотрится, но ограничения из- за цепи не позволят вам сильно разбежаться (подробнее о том, как это побороть, можно почитать здесь).

С шиной одной и той же ширины и профиля более узкий обод ухудшает устойчивость и управляемость мотоцикла, а слишком широкий обод снижает эластичность шины и её долговечность. В зависимости от того, низкопрофильная или полнопрофильная шина, при одном и том же посадочном диаметре обода, изменяется наружный диаметр покрышки, то есть её радиус качения. Это значит, что чтобы сохранить прежние динамические качества мотоцикла, следует изменить передаточное отношение трансмисии или моста заднего привода (редуктора), или заменить одну из звёздочек, если мотоцикл имеет цепной привод. Если мотоцикл с ременным приводом, то проще воздержаться от установки такой покрышки, чем заказывать или изготавливать дорогой шкив другого размера. Для примера: 15 дюймовая высокопрофильная шина 170/80 имеет такой же радиус качения, как и у низкопрофильной 17- дюймовой 190/50.

Радиальная или диагональная?

Например в обозначении на покрышке стоит буква R или значок «-» перед цифрой размера обода. Они обозначают различный  способ укладки слоёв корда ( радиальная или диагональная). Диагональные конструкции («-«) применялись на мотоциклах и автомобилях прошлых лет. В такой резине слои корда укладываются по диагонали, один поверх другого, под углом относительно продольной оси 40°. Обычно укладывается  четыре смежных слоя. Недостаток таких шин для мотоциклов — большой вес, а значит, худшая динамика. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать для мотоциклов старых моделей,  «спокойных» и тяжёлых круизёров и аппаратов для бездорожья, где решающую роль играет большая высота профиля.

В радиальных шинах (типа «R») все нити корда каркаса расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому. Нити корда  брекера  лежат так же, как в диагональных, только под большим углом. По большинству эксплуатационных показателей ( сопротивление качению, эластичность и прочность каркаса, износостойкость, ходимость и другим) радиальные шины превосходят диагональные.

Не рекомендуется, а во многих странах запрещается, устанавливать на переднее колесо радиальную, а на заднюю — диагональную: это опасно. И наоборот, радиальную можно совмещать с диагональной передней. Но лучше и этого не делать, а устанавливать обе покрышки одинаковой конструкции.

Состав резины.

Резина как резина, думают многие рассматривая покрышку. Но на самом деле в составе материала  современных покрышек, резина только в их основе, а в остальном это творение химической промышлености. Тип и количество присадок определяют свойства покрышки и в конечном результате их поведение при движении  мотоцикла. Можно скопировать внешний вид (рисунок) протектора и размеры покрышки, но повторить химический состав нереально. И поэтому неудивительно, что >оригинальная покрышка известной авторитетной фирмы и какая то дешёвая китайская подделка, ведут себя на дороге по разному, особенно на больших скоростях.

Хорошее сцепление с дорожным покрытием мало зависит от рисунка протектора, а в основном зависит от химического состава. Для каждого типа мотоциклов есть свои определённые требования. Для спортивных мотоциклов важно насколько быстро шина нагревается, и нагретая естественно обеспечивает более высокий коэффициент сцепления с асфальтом, чем холодная.

Большая несущая способность покрышки, важна для тяжёлых круизёров и туреров и требует применения в химическом составе резины других компонентов. Внедорожным мотоциклам требуется мягкость шашек протектора на скольских грунтовых трассах, а триальным мотоциклам, скачущим по бетонным плитам и камням, нужны жёсткие покрышки.

Постоянное совершенствование динамических свойств, стимулировало химиков улучшать состав резины, чтобы повысить качество сцепления с асфальтом. Сцепление с дорогой лучше у мягкой резины, но зато она менее долговечна и быстрей стирается от частых торможений и ускорений, чем жёсткая.. Необходимость решать обе задачи создаёт невыполнимые трудности, и приходится ловить золотую середину.

Специальные гоночные шины для спортивных мотоциклов изготавливают из наиболее высококачественных сортов резины, а в каркасе используют нейлоновую ткань. Применение нейлона позволяет сделать покрышку прочной, лёгкой и эластичной. К тому же такие шины меньше нагреваются при поездках. Бывают покрышки и с прочным стальным кордом, но они естественно тяжелее.

Давление шины.

Очень простая операция по техобслуживанию мотоцикла — проверка давления, для многих часто забываемая, а зря. Повышенное давление хотя и снижает сопротивление качению и расход топлива, но может вызвать ухудшение контакта между покрышкой и дорожным покрытием. К тому же ускоряется износ середины протектора, изменяется поведение мотоцикла (особенно на мокрой дороге), ведь пятно контакта стало меньше.

От этого усиливаются нагрузки на подвеску, спицы, подшипники. Часто ездят с перекачанными шинами как ни странно наиболее любящие технику водители, они не забывают подкачать колёса для перевозки тяжёлого груза, а вот приспустить их после поездки многие забывают.

Опаснее поездки с пониженным давлением в шинах, и возрастает вероятность разрушения корда из за значительных деформаций, а так же нестабильное поведение мотоцикла в поворотах. Обычно давление бывает пониженным по двум основным причинам: специально спущенная шина для поездки по грязи или снегу, или из за утечки воздуха от повреждения. В первом случае нужно двигаться медленно и не по твёрдому покрытию. Во втором — необходим ремонт покрышки.

На каждой покрышке рекомендуемое давление обязательно указывается производителем на боковине, и значение это может отличаться у разных моделей шин. Измерять давление нужно до поездки, так как при разогреве покрышки давление возрастает до 0,3 кг/см. Об этой погрешности может напоминать запись на боковине, рядом с рекомендуемым давлением- cold.

Подробнее о правильном давление в шинах и как оно важно советую почитать вот в этой статье. И хотя там описано про автомобильные шины, но принцип один.

Бескамерные и камерные.

Когда в былые годы все колёса были спицованными, широко применялись шины с вставленными внутрь камерами. Установка бескамерных покрышек на такие колёса невозможна, так как воздух выйдет через отверстия для головок спиц. Но на внедорожных мотоциклах фирмы БМВ, эта проблема решена довольно просто, спицы крепятся не в середине обода, а по краям. Но до сих пор многие мотоциклисты пользуются камерами. В случае прокола, камеру необходимо отремонтировать и желательно вулканизацией. После ремонта колесо необходимо заново отбалансировать, но в идеале камеру лучше не ремонтировать, а заменить на новую, особенно если вы любитель высоких скоростей. Производители рекомендуют менять камеру одновременно с покрышкой.

Обозначаются камерные шины — Tube type или ТТ, а отечественные шины без этих надписей все камерного типа. Камерные покрышки всё реже встречаются на современных мотоциклах, оно и понятно, ведь на большой скорости мгновенно спустившая камера может вызвать большие неприятности. А если проколоть бескамерную шину, то ничего опасного не произойдёт, так как она медленно теряет давление.

Бескамерные покрышки обозначаются- Tubeless или TL. Многие используют камеры как временное средство в автономной поездке, пока не отремонтируют бескамерную шину. Но к этому можно прибегнуть, только в случае если нет маркировки TLO Tubeless only (только без камеры). У покрышек с такой маркировкой внутренний размер не  рассчитан на использование камеры, и это может быть опасным. К тому же профессионалы утверждают, что при использовании камеры в бескамерной шине, нарушается (стирается) внутренний нежный и эластичный слой и дальнейшее использование шины без камеры станет невозможным. При замене безкамерной покрышки советую также заменить на новый и вентиль, вставив его в отверстие обода.

Балансировка колеса.

балансировочный грузик на колесеДисбаланс колеса наиболее чувствуется (неприятные вибрации) если не отбалансированно переднее колесо и при наборе скорости более ста километров в час. И даже если пилот не восприимчив к тряске и мотоцикл эксплуатируется на небольших скоростях, всё равно срок службы подшипников, спиц и покрышки не будет продолжительным.

Балансировать колёса нужно после каждого отделения покрышки от обода. В этом случае всплывает ещё один плюс бескамерных шин: при небольших повреждения их ремонтируют не снимая с обода. А чтобы колесо было удобно балансировать, полезно изготовить стенд для балансировки, а как его сделать советую почитать вот тут.

Внешний вид.

Почти все шины выпускают чёрного цвета (исключения составляют покрышки для антикварных мотоциклов). Цвет шины определяют специальные добавки (пигменты) и производителям легко их сделать например зелёными или оранжевыми, но скорей всего их никто не купит. А вот рисунок протектора делают не для красоты.

Рисунок важное средство безопасности, особенно на мокром дорожном покрытии. Протектор передних покрышек снабжают преимущественно продольными канавками, которые сопротивляются боковому скольжению переднего колеса. А для задней покрышки, которая преобразует в поступательное движение большой крутящий момент от мотора, необходимы поперечные канавки на протекторе, в сочетании с продольными.

При езде по мокрой дороге, особенно на больших скоростях, очень важно чтобы вода имела выход из зоны соприкосновения протектора с дорогой. Если канавок, которые отводят воду в стороны не будет, то мотоцикл всплывает и становится неуправляемым. Это явление называется аквапланирование и означает опасное скольжение шины по плёнке воды.

Дополнительные обозначения.

Кроме основных надписей, на боковину покрышки наносят указатель в виде значка (->) с надписью Rotation (иногда без надписи), которая указывает требуемое направление вращения колеса. Если пренебречь этим указателем и установить шину неправильно, то не будет обеспечиваться отвод воды из центра протектора, и возникнут проблемы, о которых описано выше.

Буква Е внутри кружочка с двузначным или однозначным цифровым индексом подтверждает, что данное изделие прошло сертификацию на соответствие правилу № 30 ЕЭК ООН. А стоящий рядом цифровой индекс, это условный номер страны, которая проводила сертификацию (Россия значится под номером 22). Каждый изготовитель шин наносит свой товарный знак.

Различные особенности конструкции, которые заключаются в различном числе слоёв брекера, каркаса или материале корда, тоже наносятся на боковинах. Например надписи Tread: 4 plies (2 plies Rayon + 2 plies Steel и Sidewall: 2plies Nylon означают, что брекер шины четырёх слойный, состоит из двух слоёв вискозного корда и двух слоёв металлокорда, а боковины из двух слоёв нейлонового корда.

Рекомендуемое хранение.

Часто бывает, что камеры или покрышки достались вместе с мотоциклом от прежнего хозяина, или куплены заранее. Значит нужно позаботиться об их правильном хранении, и если этого не сделать, то камера уже через год может испортится, а покрышка потерять часть своих полезных свойств. Если для многих мороз и солнце — это чудесный день, то для резиноизделий это главные враги.

Поэтому хранить покрышки необходимо в тёмном месте с положительной температурой (желательно 20 — 25°С) и в дали от приборов отопления, масла и жира. Так же необходимо знать, что резина не терпит озон, который выделяется при искрении электроприборов( при вращении электромотора на ламелях коллектора от трения щёток проскакивают искры и выделяется озон). Камеры лучше всего хранить немного накаченными, чтобы избежать складок, приводящих к дальнейшим трещинам.

Ну вот вроде бы и все резиновые премудрости. Надеюсь эта статья как выбрать покрышку для мотоцикла будет полезной для новичков, удачных всем поездок, без гвоздей.виды покрышеквиды покрышеквиды покрышек

 

 

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги:

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.