Вы находитесь здесь: Главная > Разное, но полезное. > Маркировка шин — её расшифровка.

Маркировка шин — её расшифровка.

Маркировка шин для большинства начинающих водителей, кажется бессмысленным набором букв и цифр, и необходимость её расшифровки может возникнуть при износе штатных шин автомобиля и замене их новыми. Ведь придётся подыскивать новые шины взамен старых, а выбор шин от разных производителей огромен, и рассчитаны они для самых различных дорожных условий. В этой статье мы рассмотрим, что означает набор букв и цифр (и не только) на автомобильных покрышках, то есть научимся расшифровывать надписи на них, и это поможет в дальнейшем выбрать один из лучших вариантов шин для колёс своего автомобиля.

Маркировка шинУметь расшифровывать маркировку на авто-шинах не помешает любому водителю, так как при выборе шин откроется больше возможностей. Можно конечно заглянуть в мануал своего автомобиля и купить те покрышки, которые рекомендует завод изготовитель машины.

Но часто модели шин указанные в мануалах устаревают, ведь с каждым месяцем появляется что то новенькое и более совершенное, да и не у всех имеется документация по какой то машине. Да и в каком нибудь шинном центре могут предложить совсем не то что вам нужно, а то, что есть в наличии у них на складе.

Но прежде чем начать расшифровывать какую то маркировку на современной покрышке, начнём с самых азов, и для начала рассмотрим какие бывают шины для легковых автомобилей.

Какие бывают шины для легковых автомобилей.

Сначала следует запомнить, что шины делятся на две основные группы — камерные и бескамерные и делятся на ещё две группы, которые зависят от конструкции шин — это радиальные и диагональные.

Камерные шины это вымирающий вид, и используются они на машинах прошлых лет выпуска, колёса которых не имеют специальной закраины на ободе, предназначенной для бескамерных покрышек. Разумеется, если оснастить старую машину дисками для бескамерных шин, то и на старых автомобилях можно будет использовать более безопасные бескамерки.

Бескамерные шины устанавливают на всех автомобилях свежих годов выпуска и основное преимущество бескамерной шины, это медленная утечка воздуха через проколотое отверстие, по сравнению с камерной шиной и от этого более безопасная езда и возможность доехать до места ремонта. Ну и конечно же более лёгкий ремонт проколотой бескамерной покрышки, причём не снимая покрышки с обода колеса.

маркировка шинДиагональные шины — это тоже вымирающий вид как и камерные шины. Отличаются они от более современных радиальных шин тем, что кордовые нити расположены в каркасе таких покрышек по диагонали, от одного борта до другого — см. рисунок слева. И один слой нитей перекрещивается с другим слоем и получается многослойная конструкция корда. А слоёв нитей может быть от двух до восьми.

И такая простая конструкция покрышки в производстве не требует дорогого оборудования и шины соответственно получаются не дорогие, да и закраины шины (боковые стенки шины) получаются жёсткими и прочными, да и ремонт их не сложный. Казалось бы чего ещё нужно, ведь имеем и прочность и дешевизну производства. Но один единственный, но очень существенный минус таких покрышек, свёл на нет все их достоинства и от этого они практически полностью сняты с производства.

Из-за того, что нити в конструкции корда расположены по диагонали, при изменчивых нагрузках, которые постоянно испытывает покрышка в движении автомобиля, постоянно меняет свою форму рисунок протектора таких шин. И из-за этого сцепные свойства таких шин мягко говоря становятся непредсказуемыми, что существенно сказывается на безопасности.

Полностью устранить такой существенный недостаток удалось разработкой другой конструкции корда, а именно радиального. В такой конструкции нити проходят от одного борта шины до другого не перекрещиваясь между собой (см. рисунок выше). От этого напряжённость (от трения) нитей каркаса сведена к нулю, а количество слоёв намного меньше, и от этого покрышка получается намного легче.

К тому же в такой конструкции, функции каркаса выполняет двадцати трёх слойный брекер, изготовленный из металлической проволоки и имеющий намного большую прочность. Но главный плюс радиальных шин — это отличные сцепные свойства с поверхностью дороги, так как рисунок протектора при нагрузках, практически не меняет свою форму, да и площадь контакта гораздо больше. Ну и радиальные шины более эластичные.

От этих полезных свойств скоростные качества покрышек повышаются, курсовая устойчивость автомобиля тоже меняется в лучшую сторону. Единственный недостаток радиальных шин — это меньшая прочность боковин, что при ударе о препятствие (например о бордюрный камень) может привести к повреждению шины. Но с этим несущественным недостатком активно борются производители современных шин и успехи уже есть.

Так же шины делятся на несколько типов.

Всесезонные шины — в такой резине сочетаются свойства и летних и зимних шин. Но чудес не бывает и физические законы обмануть не так то просто и поэтому свойства всесезонок оставляют желать лучшего. Их свойства конечно же уступают зимой свойствам полноценной зимней резины, а летом уступают свойствам полноценной летней резины. Поэтому в северных регионах с суровыми зимами, всесезонные шины лучше не использовать, а купить полноценную зимнюю резину. Но в регионах с умеренным климатом, всесезонку можно всё же использовать достаточно эффективно в течении всего года. И она позволит малообеспеченным водителям сэкономить определённую сумму денег, чтобы не покупать комплект зимней резины.

Летние шины — предназначены для использования на покрытых асфальтом дорогах при плюсовой температуре. Эти покрышки достаточно износоустойчивы и предназначены для использования их как на сухой, так и на мокрой дороге, покрытой асфальтом. При использовании их на асфальтированных дорогах при плюсовой температуре, эти шины можно использовать при движении с большой скоростью. Нежелательно использовать такие шины при отрицательных температурах, а так же на мокрых грунтовых дорогах и тем более на дорогах покрытых снегом или льдом.

Зимние шины — предназначены для использования при минусовых температурах и на дорогах покрытых снегом. А для обледенелых дорог используется резина с металлическими шипами. По своим показателям и по качеству сцепления на заснеженных или обледенелых дорогах, зимние шины не сильно уступают летней резине, которая используется летом. Вариантов зимних шин достаточно много, а шипы и протектор на таких покрышках постоянно совершенствуются изготовителями.

Специальные шины, они предназначенные для джипов (внедорожников). Они делятся на две основные группы: повышенной проходимости и универсальные покрышки. И их названия говорят сами за себя.

Шины повышенной проходимости предназначены для поездок на полноприводных джипах по бездорожью, то есть по грунтовым дорогам, а точнее по мягкому (рыхлому) грунту, грязевой или снежной каше где дорог вообще нет. Такие шины покупают в основном люди, живущие вдали от городов и асфальта, так как на шинах других типов передвигаться в таких условиях невозможно.

А на асфальте наоборот такие покрышки не рекомендуется использовать, так как износ их будет происходить очень быстро, ну и при поездках по шоссе на скоростях более 50 км.ч такая резина загребает воздух и шумит, ощутимо увеличивая расход топлива.

Если же вы ездите на своём джипе одинаково много (или мало) как по грунтовым, так и по шоссейным дорогам, то тогда лучше установить на свой внедорожник универсальные шины, предназначенные для разных покрытий. По своим внешним и эксплуатационным качествам такие покрышки похожи на всесезонки, описанные выше, но предназначены они разумеется для внедорожников.

Зная какие бывают автомобильные шины, можно переходить к изучению их маркировки, которая содержит очень много информации и вся эта информация очень полезна.

Маркировка шин — что она означает (расшифровка).

Расшифровка маркировки шинЧтобы понять, что означают буквы и цифры на маркировке шины, достаточно посмотреть на рисунок слева, и для многих всё становится понятно. Но всё таки кое что следует написать, что бы было понятнее, так как здесь всё не так просто как кажется. В маркировке 195/65R15 91 H XL число 195 означает ширину данной покрышки в миллиметрах. А число 65 или так называемая высота профиля, означает процентное соотношение высоты покрышки к её ширине.

Например если одно и то же число 65 стоит на покрышках шириной 195 мм и шириной 240 мм, то при одинаковом профиле (одинаковом числе профиля 65) более широкая шина (в данном случае двести сороковая) будет считаться более низкопрофильной шиной, чем более узкая по ширине 195-ая шина. Надеюсь с этим понятно.

И чем больше число высоты профиля, тем более высокопрофильной считается покрышка, а чем число профиля меньше, тем низкопрофильнее шина. Цифра высоты профиля имеет важное значение и учитывая её при покупке новой резины и покупая колесо с точно таким же профилем как и штатные шины, можно избежать некоторых проблем (например задевания более высокопрофильных покрышек о кузов в поворотах и на кочках).

Если же на машину установить шины с другим профилем (не тем, что рекомендует завод изготовитель автомобиля) то максимальная скорость машины может измениться, да и показания спидометра будут не точными.

Но если подойти к делу с умом и  учитывая цифры профиля и диаметра шин всё правильно рассчитать, то можно например поставить на свою машину колёса радиусом на размер больше, чем были штатные колёса. И при этом сделать так (разумеется произведя расчёты), что покрышка большего внутреннего диаметра не будут цеплять о кузов в поворотах, максималка не изменится, да и показания спидометра будут верными. Для этого нужно будет установить более низкопрофильные покрышки, которые несмотря на больший внутренний диаметр, по наружному диаметру останутся такими же (ну или почти такими же) какими были штатные колёса.

Бывает, что высота профиля не отмечена в маркировке. В таком случае процентное соотношение высоты профиля к ширине покрышки, означает по умолчанию 80 процентов. И такие покрышки называются полнопрофильными. Полнопрофильные шины имеют как бы усиленный, оптимальный для прочности боковин шины профиль, и в большинстве случаев применяются на автомобилях, рассчитанных для перевозки груза (различные грузовички, микроавтобусы и т.п.).

С числом 65 в маркировке разобрались — идём дальше. Английская буква R в маркировке означает то, что шина эта современная и изготовлена радиальной конструкции. И обратите внимание на рисунок — буква R обозначена совсем рядом с числом 15, которое означает диаметр внутренней закраины покрышки (и соответственно обода колеса) в дюймах.

От того, что буква R стоит рядом с числом 15, означающим диаметр в дюймах ( и хотя радиус и диаметр разные вещи), многие водители считают, что буква R означает слово радиус. Это распространённая ошибка и английская буква R означает всего лишь радиальную конструкцию корда шины и ничего более. А диагональные шины (их обозначали буквой D и путали с диаметром) как я уже говорил выше, практически сняли с производства.

Идём далее. Число 15 в маркировке означает внутренний диаметр шины в дюймах, ну и соответственно наружный диаметр диска (обода) колеса, который предназначен для этой шины. Это так называемый посадочный диаметр покрышки на обод колеса. Более современные покрышки и предназначенные для них колёса имеют тенденцию к увеличению этого диаметра и диаметр колёс на 18 — 20 дюймов можно встретить уже на многих современных серийных автомобилях.

Хотя ещё всего каких то 10 лет назад, автомобильные колёса на 16 дюймов считались нереально крутыми, а сейчас и двадцатидюймовыми никого не удивишь. Естественно при установке таких больших колёс, устанавливается самая низкопрофильная резина, иначе впихнуть такие колёса без существенных переделок кузова было бы невозможно. Важное условие о том, что ездить на слишком низкопрофильной резине можно только по нормальным европейским дорогам, а не по нашим колдобинам, многих любителей колёсного тюнинга совсем не останавливает.

Таблицы индекса нагрузки и скорости шинСледующее число 91 в маркировке на рисунке, означает индекс нагрузки, на которую рассчитана покрышка без существенного для неё ущерба. Но число 91 вовсе не означает 91 килограмм, а означает намного большую нагрузку, которую можно узнать в специальной таблице  индексов ( под номером 1) которую я публикую на этой странице. Превышать нагрузку на шины в килограммах не рекомендуется.

Далее в маркировке идёт буква Т, означающая индекс скорости. Здесь так же как и с индексом нагрузки существует специальная таблица индекса скорости (она под номером 2) которая показывает, что буква Т означает, что эта шина рассчитана на скорости не более 190 км/ч. Если у вас автомобиль, который способен разогнаться до более высокой скорости, то разумеется его лучше «обуть» в шины, рассчитанные на более высокие скорости (например с буквой H, V, W,Y — смотрите таблицу под номером 2).

Но и это ещё не всё. На некоторых шинах в маркировке могут быть ещё дополнительные буквы — ТТ или TL. Буквы ТТ означают, что данная шина рассчитана на применение с камерой, а буквы TL означают бескамерку.

И ещё — на многих покрышках некоторые производители на боковине шины (в овале) маркирует четырёхзначное число, которое означает дату изготовления. Например число 1409 означает, что шина была выпущена на четырнадцатой неделе 2009 года. Но некоторые производители указывают дату изготовления не в специальном овале на боковине, а в серийном номере и четыре последние цифры (могут быть и три) в этом номере и означают дату изготовления шины.

О том, что знать дату изготовления очень важно, надеюсь все знают, так как резина, даже самая качественная, подвержена старению, и купив слишком старые шины, вы приобретёте товар, который потерял многие важные свойства (например эластичность, износоустойчивость и т.п.).

Ещё в маркировке могут присутствовать следующие буквы, метки или слова:

  • FR — эти буквы означают то, что на покрышке есть усиленный слой резины (в определённом месте) который защищает закраины колёсного диска.
  • XL или RF — эти буквы означают, что покрышка дополнительно усилена и рассчитана на бóльшую грузоподъёмность.
  • DOT в кружке — эти буквы означают американский стандарт безопасности.
  • Е в кружке — означает европейский стандарт безопасности.
  • AS — эти буквы означают, что покрышка всесезонная (All Seasons — означает все сезоны).
  • AW- эти буквы тоже означают всесезонку, но перевод несколько иной (Any weather — означает любая погода).
  • M+S эти буквы с знаком плюс означают, что шина универсальная или зимняя (Mud означает слово грязь, а Snow означает слово снег). Но некоторые фирмы используют вместо букв символы в виде рисунков снежинки, или три горных пика и снежинки, солнца, или капель дождя с тучкой и т.п.
  • Steel или  означает что в такой шине металлический корд в брекере.
  • Круглая или треугольная метка, сделанная жёлтой краской (диаметром 5 — 10 мм) — означает самое лёгкое место на покрышках, которые используются с камерами. И это означает, что покрышку на ободе нужно монтировать так, чтобы сосок камеры оказался как раз напротив этой жёлтой метки.
  • С — буква означает лёгкогрузовую шину, выпускаемую странами СНГ.
  • LT — тоже означает легкогрузовую шину (Light Truck), но от зарубежных производителей.
  • Max pressure — максимально разрешённое давление накачки шины.
  • ROTATION со стрелкой — означает расположение рисунка протектора при монтаже шины на ободе, относительно направления движения машины.
  • Green X, Reduces CO2 — надпись обозначает, что у такой шины занижен коэффициент трения, при движении машины, и благодаря этому можно сэкономить на расходе топлива.
  • RunFlat, RunOnFlat, HP, SSR, SST — эти обозначения означают, что даже в случае прокола шины и утечки давления, всё равно можно продолжить движение даже на спущенном колесе, чтобы добраться до места ремонта.
  • TWI — индикатор износа (Tread wear indicator). Эти буквы наносят в шести местах на боковине у самого края рисунка протектора. Причём буквы могут быть со стрелкой или может быть стрелка без букв. Однако буквы или стрелка не являются индикатором износа, а лишь подсказывают где он находится на покрышке. Сам индикатор износа представляет собой выступ из резины, высотой 1,6 мм.

Ведь во всех странах Европы и в России, то есть странах европейского сообщества (ЕЭС) имеются узаконенные требования, согласно которым шины можно использовать до того момента, пока рисунок протектора не сотрётся до высоты 1,6 мм. И резиновый выступ, имеющий как раз высоту в 1,6 мм., и позволяет контролировать степень износа протектора до разрешённой величины, тесть не менее 1,6 мм. 

Ещё на покрышках можно найти и другие обозначения, например знаки сертификатов или цветные полосы на покрышках, помогающие обозначить партию резины на каком нибудь складе. Или белый штамп с какой то цифрой на покрышке означает всего лишь печать и номер инспектора, который проводил осмотр шины на заводе, типа нашего ОТК при бывшем Союзе. Но описывать их далее нет смысла, так как они для водителей не существенны, и забивать голову ими нет смысла.

Таблица скорости акваплпнирования для шин разных фирмНапоследок скажу лишь то, что некоторые важные эксплутационные параметры, влияющие на безопасность, у некоторых известных производителей шин могут немного отличаться, и при выборе шин какой то фирмы, водители зная эти отличия, смогут выбрать покрышки той фирмы, у которой эти показатели самые лучшие. Для этого поможет таблица, опубликованная чуть выше.

И последнее. При выборе импортных шин, следует иметь в виду, что маркировка американских и европейских покрышек несколько отличается, а маркировка некоторых японских фирм может вообще очень существенно отличаться. Поэтому если вы к примеру отдаёте предпочтение покрышкам какой то японской фирмы, то не поленитесь и изучите японскую маркировку шин, и только после этого отправляйтесь в магазин, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.