Вы находитесь здесь: Главная > Мастерская. Станки и оборудование. > Пескоструй.

Пескоструй.

Как сделать пескоструй (пескоструйный аппарат) своими руками.

Те мастера, которые хоть раз в жизни пробовали зачистить остатки краски или ржавчину вручную, или даже с помощью болгарки, понимают как это не просто осуществить, особенно в труднодоступных местах, или когда площадь зачищаемого участка металла велика. А кому приходится зачищать детали от коррозии довольно часто, например при ремонтных работах кузова или рамы перед покраской, или кто занимается антикварными машинами, мотоциклами, начинают понимать, что без пескоструйного аппарата в своей мастерской далеко не продвинешься. Некоторые покупают заводские аппараты, но для многих начинающих мастеров и не раскрученных мастерских, цена их довольно высока. В этой статье мы рассмотрим как изготовить вполне работоспособный пескоструйный аппарат своими руками, без особых затрат.

пескоструйВообще, прежде чем начать собирать пескоструйный аппарат, нужно приобрести необходимый для этого компрессор, который обязательно должен иметь принудительное охлаждение (так как работать он будет без остановки). А чтобы не ошибиться с его выбором, для начала желательно определиться, что вы собираетесь пескоструить — какую то мелочёвку, или всё же рамы и кузова машин.

пескоструйЭто важно, так как для обработки мелочёвки можно обойтись небольшим компрессором (о компрессорах и какие они бывают читаем вот тут), который выдаёт примерно 250 — 350 литров в минуту, и китайским инжекционным пескоструйным пистолетом (с керамическим соплом), хотя бы таким как на фото слева.

Если же вы собираетесь пескоструить что то более крупное, хотя бы колёса, рамы или особенно кузова машин, тогда вам следует изготовить свой «пистолет» (держатель сопла) для более серьёзного пескоструя, и кроме этого обратить особое внимание на выбор компрессора, то есть на данные опубликованные мной ниже, которые вам помогут определиться с выбором.

И хотя данные опубликованные ниже примерные, но они всё же позволят вам не ошибиться с выбором компрессора при покупке, ведь лучше подкопить ещё денег, но купить более производительный компрессор. Это позволит вам работать быстро и эффективно (без перерывов), то есть в процессе работы не ждать, когда компрессор восстановит необходимое давление в ресивере.

  • Детали — свечи зажигания, болты, гайки, крышки бензобака и др. подобные мелкие детали — нужен компрессор производительностью от 300 до 500 литров в минуту, и ресивер (баллон) ёмкостью не менее 50-70 литров .
  • Детали — колёса мотоциклов или автомобилей, или вилки, рамы мотоциклов — компрессор производительностью не менее 500 литров в минуту и ресивер не менее 100 -200 литров.
  • Детали — рамы автомобилей, кузова автомобилей, цистерны и т.п. — компрессор производительностью 1000 литров в минуту и более, и ресивер емкостью 200 — 500 литров, более не помешает.

Следует учесть, что при пескоструе рам и кузовов, чем больше будет компрессор и ресивер, тем лучше. Ведь имея компрессор производительностью 500 л/мин, с ресивером на 100 литров, и имея сопло на выходе песка диаметром 4 мм, воздух с такого ресивера стравится с давления 8 бар (кг/см²) до давления 2 — 1,5 бара всего за каких то 35 — 45 секунд. Хотя при давлении воздуха в 1,5 бар вполне нормально пескоструить детали, ведь постоянно работающий компрессор в 500 л/мин не даст давлению упасть ниже 1,5 бар при диаметре сопла в 2,5- 3 мм.

Но вот при установке сопла диаметром 4 мм, которое более предпочтительнее, давление может падать ниже и придётся делать небольшие перерывы. И хотя такие перерывы обычно не долгие, и они позволяют немного рассеяться пыли, но всё же больший ресивер и компрессор никогда не помешает. Так как особо стойкие покрытия металла (толстый слой краски и т.п) наиболее эффектно очищать при давлении более чем 1,5 — 2 бара (кг/см²), и поэтому при очистке стойких покрытий, придётся ждать пока давление немного подрастёт (закрывая кран пистолета и делая перерывы).

И поэтому если вы собираетесь профессионально пескоструить кузова машин и зарабатывать на этом, то всё же советую арендовать бокс где нибудь на предприятии, в котором имеется трёхфазная сеть на 380 вольт, а не однофазная на 220 вольт, и объясню почему.

пескоструйДело в том, что большинство не больших компрессоров производительностью до 500 л/мин имеющихся в продаже (такой как на фото слева), рассчитаны на сеть в 220 вольт, a вот компрессоры производительностью более 500 л/мин, на 220 вольт вы не найдёте. То есть для эффективного пескоструя кузовов машин, потребуется компрессор на 800 — 1000 л/мин (и больше), но все они рассчитаны только на трёхфазную сеть 380 вольт.

Можно конечно купить такой и переделать его на однофазную сеть 220 вольт (как это сделать читаем вот тут), но мощность электродвигателя после переделки упадёт примерно на 40 %. А кроме этого, вам в гараже нужно будет переделать полностью электропроводку (сделать толще сечение проводов)), так как у компрессоров производительностью более 500 л/мин, электродвигатель имеет мощность более 3-х киловатт.

И при подключении даже переделанного под 220 вольт компрессора производительностью 800 — 1000 л/мин, у которого электромотор имеет 4 — 5 киловатт и более, может начать плавиться штатная гаражная проводка, которая не рассчитана на такую нагрузку. Всё это следует учесть и только когда определитесь с компрессором и его установкой (подключением), только после этого можно начинать изготавливать сам пескоструйный аппарат, о котором ниже.

пескоструйЕсть ещё один вариант для профессионального пескоструя кузовов, на который следует обратить внимание и который позволит получить большую производительность. Покупается большой бэушный советский четырёхцилиндровый компрессор, которых ещё достаточно полно на заброшенных (обанкротившихся) предприятиях, такой, как на фото слева (их раньше называли САК и использовали даже для отбойных молотков, при дорожных работах на выезде).

После покупки он отмывается, перебирается, то есть восстанавливается его поршневая группа (новые детали не так просто найти, но не беда — восстановить поршневую можно с помощью препарата, описанного вот тут), заменяется масло и т.д. При наличии у вас в боксе трёхфазного напряжения в 380 вольт, проблем с его подключением не возникает.

Ну а что делать тем мастерам, у которых в гараже однофазная сеть 220 вольт, бокс снять негде или дорого, но попался такой мощный компрессор за приемлемые деньги. Можно купить его без электродвигателя, который вам не понадобится, что обойдётся намного дешевле, так как электромоторы от от 10 до 20 киловатт стоят не мало.

Далее ищете на ближайшей авто-разборке экономичный дизельный двигатель от какой то иномарки (можно даже от микролитражки), такой мотор можно найти на разборке не дорого, особенно если он без документов. Теперь остаётся подключить такой дизель через ременную передачу, или через резиновую муфту к компрессору, и причём оставив родную коробку передач. И благодаря коробке, можно будет переключая её на нужную скорость, выбирать обороты компрессора, в зависимости от объёма пескоструйных работ.

Конечно электричество дешевле чем дизельное топливо, но этот вариант тоже неплох, и при пескоструе кузовов машин, он всё равно себя окупит. Причём такая установка не зависит от того есть ли свет или нет, и её впоследствии можно будет сделать мобильной. То есть установить на прицеп и уже профессионально пескоструить большие объекты на выезде (например если у клиента машина не на ходу, а нужно отпескоструить её кузов, или цистерны, металлические гаражи и т.п.).

Изготовление пескоструйного аппарата (пескоструй). 

Начинать изготовление советую с поиска подходящей ёмкости для песка. Хорошо подойдут для этого баллоны от фреона, пропана, или просто воздушный ресивер (баллон) от воздушной тормозной системы какого то грузовика. Когда найдёте баллон, его естественно следует доработать.

В самом низу баллона, отступив пару сантиметров от сварного шва, нужно отрезать его дно. Если найдёте баллон от пропана, прежде чем резать дно болгаркой, стравите остатки газа, затем выкрутите вентиль вверху и заполните его водой до верху (это предотвратит пожар от искр от болгарки и остатков газа). Когда отрежете дно, прежде чем варить электросваркой, хорошенько пропарьте баллон изнутри паром.

пескоструйДалее следует сделать (свернуть) из листового металла конус и приварить его вместо нижней отрезанной части баллона. Следует учесть, что чем острее (выше) будет конус, тем лучше — это не позволит песку оставаться внизу на стенках, и он будет полностью расходоваться. Если же не делать конус, то при работе песок будет постоянно лежать по бокам внутри баллона (на его внутренних стенках), а в центре будет небольшая дыра, и придётся постоянно делать перерывы в работе и трясти баллон с песком.

Когда обварите конус, приварите снизу конуса кусок дюймовой трубы, длиной примерно 5 см, на конце которой нарезана резьба. На эту резьбу накрутите дюймовый шаровый кран и закройте его (можно использовать кран на 3/4). Кому удастся раздобыть или изготовить плоский шиберный кран, вместо обычного сантехнического шарового крана, то ещё лучше, такой ставят на заводских профессиональных пескоструйных аппаратах. Затем приварите к баллону три или четыре ножки, которые позволят ему стоять вертикально. Причём чем выше эти ножки, тем лучше.

Схема пескоструйного аппарата.Наличие острого конуса внизу баллона, позволяет работать по более простой схеме (см схему на рисунке слева) не подавая давление воздуха в баллон с песком дополнительным отводом — шлангом, по которому подводят давление воздуха к верху баллона (как сделано почти у всех), так как песок и так неплохо поступает самотёком.

 

 

 

 

пескоструйЕсли же конус не делать, тогда придётся внизу баллона, перед  Т-образным смесителем вкручивать через муфту ещё один Т-образный тройник (см фото слева), от которого нужно будет отводить шланг и подсоединять его вверху баллона, чтобы нагнетать давление в баллон с песком.

И причём даже наличие давления воздуха в баллоне с песком, не гарантирует его нормальную подачу (всё равно песок на стенках будет оставаться), а вот наличие конуса даст гарантию отличной подачи всего песка. Да и при наличии конуса, заморачиваться с дополнительным Т- образным тройником и шлангом не нужно.

После этого, в самой верхней части баллона следует вырезать большой корончатой фрезой отверстие диаметром примерно 50-70 мм, и вварить в это отверстие кусок трубы с резьбой вверху (горловина), на которую накручивается резьбовая крышка (закажите токарю). Под крышку вырежьте из листовой резины толщиной 3-4 мм кружок, который сделает крышку герметичной. В эту горловину будет засыпаться песок, который естественно перед засыпкой нужно просеять через сито, чтобы отделить его от камешков и прочего мусора.

пескоструйЕщё полезно наварить сверху на крышку кусок прутка или пластину (см фото слева), которая позволит плотно закрутить крышку руками, после засыпки песка в баллон. Недалеко от крышки (сбоку от неё) просверлите отверстие в верхней части баллона и приварите к этому отверстию втулку, с внутренней полдюймовой резьбой на конце.

На резьбу накрутите полдюймовый шаровый кран (или клапан для спуска воздуха как на фото слева), который нужен будет впоследствии для стравливания воздуха.

После сварочных работ, установите баллон на ножках вертикально, залейте в баллон воды и убедитесь, что все сварные швы герметичны и нигде не течёт. Затем откройте кран и слейте воду. Можно проверить герметичность и без воды, если вкрутить в полдюймовый кран (тот который для стравливания воздуха) штуцер для шланга и закачать с компрессора небольшое давление (обычно хватает 1 — 1,5 бар). После этого сварочные швы промазываются кисточкой с мыльной водой, и утечка воздуха обнаруживается по мыльным пузырькам.

Другие детали пескоструя.

Подбор деталей описанных ниже, рассчитан на нормальную работу пескоструйного аппарата, совместно с компрессором производительностью не менее 500 л/мин.

пескоструйПосле сварочных работ можно подсоединять к баллону другие детали, показанные на схеме выше. Внизу конуса к дюймовому шаровому крану прикручивается через переходник Т-образный смеситель (см. фото слева), который можно купить там же где и краны — в магазине сантехники.

А с обоих концов в Т-образный смеситель вкручиваются два штуцера под шланги: один шланг от компрессора до смесителя, а второй шланг от смесителя до держателя сопла.

Здесь следует учесть важные нюансы, благодаря которым ваш пескоструй будет работать без проблем с подачей песка, а именно — внутренний диаметр штуцеров под шланги и внутренний диаметр самих шлангов должен быть не менее 16 мм, а лучше всего 18 мм. Это касается и внутренних диаметров используемых кранов и штуцеров.

И именно поэтому нельзя использовать так называемые «быстросъёмы», которые используют маляры, так как они имеют маленький внутренний диаметр (не более 10 мм). Шланги поищите в продаже на тканевой основе (резина армированная капроновыми нитками), такие намного прочнее обычных.

Ещё один важный момент — шланг от Т-образного смесителя (под конусом баллона) до держателя сопла («пистолета») должен быть как можно короче, то есть не более трёх метров, это я написал на схеме выше (с такой длиной, вполне можно работать, но чем меньше, тем лучше), тогда проблем с подачей песка у вас не будет.

А шланг от ресивера компрессора до Т-образного смесителя может быть намного длиннее, вплоть до 8 — 10 метров, тогда можно будет держать компрессор в отдельном помещении и это существенно сократит ваши расходы на воздушный фильтр (ведь пыли очень много при работе), да и вообще существенно увеличит ресурс поршневой группы компрессора.

Шланг, а точнее его штуцер к ресиверу (точнее к крану ресивера) лучше подсоединить через быстросъёмную гайку, называемую у сантехников «американка», чтобы можно было быстро отсоединить пескоструйный аппарат вместе с шлангом от ресивера (компрессора), когда он не нужен. Ведь компрессор в любой мастерской используется не только для пескоструя, но ещё и для  покраски, пневмоинструмента и т.д.

Держатель сопла.

После того, как найдёте и подсоедините шланги соответствующих диаметров, останется сделать сам держатель сопла, ну и само сопло. Основа «пистолета» (держателя сопла) всё тот же шаровый кран на 3/4 дюйма, с внутренним диаметром проходного отверстия 20 мм. Кран позволит в любой момент перекрыть доступ к соплу, если например нужно сделать небольшой перерыв, или если упало давление в системе.

пескоструйКран с одной стороны «мама» — то есть имеет внутреннюю резьбу, в которую вкрутите штуцер, под 3-х метровый шланг от смесителя (баллона с песком). Не забываем, что диаметр штуцера и шланга должен быть не менее 16 — 18 мм, то есть в четыре раза больше диаметра сопла.

 

 

 

пескоструйНа другом конце крана — «папа», то есть наружная резьба, на которую нужно накрутить накидную гайку, которая будет прижимать сопло к крану, но можно использовать и переходник, если в кране не наружная, а внутренняя труба.

Если хотите, чтобы было удобнее держать так называемый «пистолет » в руках (что бы он был немного длиннее), то после крана следует накрутить переходник из трубы с резьбой, а уже к переходнику накручивать накидную гайку, прижимающую сопло.

Сопло пескоструя.

пескоструйСейчас уже можно найти в продаже различные сопла, которые достаточно долговечны, начиная от керамики до карбида бора или карбида вольфрама, которые выдерживает около тысячи часов работы.

Но такие сопла стоят не дёшево и скорей подойдут для профессионального пескоструя, которым пользуются каждый день. И чем твёрже и долговечнее материал сопла, тем естественно они дороже.

 

 

Но когда пользуются пескоструйным аппаратом время от  времени в гараже, то вполне подойдут более дешёвые керамические сопла, которые выдерживают примерно 100 — 150 часов работы. Но в большинстве некрупных городов купить нормальное сопло не так просто, и на вид многие китайские сопла вроде бы из керамики (непонятно какой), но хватает их примерно так же как и сопла из калёной стали — то есть на пару часов, да и по диаметру оно может быть не то что нужно.

пескоструйПоэтому есть смысл самостоятельно изготовить сопло из настоящей керамики, которая используется на свечах зажигания. Берётся свеча, отрезается алмазным диском (для резки керамической плитки) металлическая часть, чтобы осталась лишь керамика.

При этом можно не отрезать железо свечи (её железный корпус), а немного сточить его болгаркой или на токарном станке, а потом развальцевать остаток металлического корпуса свечи, который удерживает керамику (см фото слева).

Это предпочтительнее, потому что при таком способе керамика сохраняется полностью, то есть со ступенчатым переходом на более толстый диаметр (см. фото ), и такую керамику удобнее будет прижать к «пистолету» (крану) накидной гайкой (без всяких резиновых прокладок).

пескоструйДалее из керамики высверливается центральный электрод, и получается отверстие — сопло (см фото слева). Нам требуется сопло с внутренним диаметром 4 мм, этот диаметр наиболее оптимален для компрессора производительностью 500 л/мин, и шлангов с диаметрами описанными выше (16 — 18 мм).

Диаметр сопла больше 4-х мм не даст нормально работать с таким компрессором, так как давление будет часто падать ниже 1,5 бара и придётся делать частые перерывы. Поэтому диаметр сопла в 4 мм самое то.

Но обычные свечи зажигания при высверливании электрода из керамики, имеют диаметр 5 мм, значит нужно купить свечу от бензопилы, у которой диаметр центрального электрода имеет как раз 4 мм. Если у кого то компрессор более производительный, например 800 — 1000 л/мин, и более, то естественно можно использовать и керамику от автомобильной свечи, с диаметром сопла 5 мм.

Как повысить эффективность пескоструйных работ?

пескоструйЕсли вы хотите повысить эффективность пескоструйных работ, то есть сделать так, чтобы хорошо очищались наиболее толстые и стойкие загрязнения металла, то тогда следует повысить скорость потока песка на выходе из сопла, а как это сделать? Ведь сделанное из свечи сопло имеет одинаковый цилиндрический диаметр по всей длине, и скорость потока воздуха и песка у такого сопла составляет примерно 300 — 350 км/час. Такая скорость позволяет справляться с несильной коррозией, не толстым слоем краски и т.п.

 

 

ПЕСКОСТРУЙНо вот сопла Вентури (см. фото выше и слева) позволяют отлично очищать даже толстые и стойкие слои на металле, так как скорость песка и воздуха на выходе из такого сопла, составляет в два раза большую скорость — примерно 700 км/час. А всё дело в том, что со стороны поступления песка и воздуха, в таком сопле имеется конус, и в самом сопле диаметр к выходу немного расширяется (см. рисунки) — это и позволяет скорости потока увеличиться на выходе.

пескоструйТак значит и в керамике от свечи, со стороны входа желательно сделать конусное отверстие, и сделать это возможно, если есть бормашина и несколько тонких конусных насадок (боров) для неё — см фото слева. При растачивании сопла конусным бором, обязательно нужно поливать место обработки водой.

При высверливании конусов повозиться конечно придётся (в этом есть смысл, так как заводские сопла Вентури дорогие), но зато при работе с такими соплами, эффективность очистки намного улучшится. Можно например для особо стойких покрытий использовать сопла с конусом на входе (и выходе), а для обычного не сильно ржавого металла, в целях экономии пользоваться обычными цилиндрическими соплами.

Средства защиты при пескоструйных работах.

При работе с пескоструйным аппаратом очень советую не пользоваться респиратором, а использовать противогаз, особенно если вы работаете в помещении. Если же вы работаете на улице, то тогда всё таки можно не мучится с противогазом, а использовать качественный угольный респиратор от фирмы 3М (стоя при работе спиной к ветру), ну и естественно использовать защитные очки, плотно прилегающие к лицу.

При профессиональных каждодневных работах, очень советую купить маску с автономной подачей воздуха от компрессора (как на самом верхнем фото), на которой к тому же должно меняться стекло, которое со временем будет терять прозрачность от пыли. И хотя автономная маска от авторитетных производителей стоит не дёшево, поверьте, она окупится, ведь лекарства очень дорогие, а здоровье человека вообще бесценно.

пескоструйСо временем советую потратится на металлический уголок и лист, и сделать камеру для пескоструйных работ (см. фото слева). Такая камера очень удобна, и к тому же под нижний конус можно подложить ведро для песка и воткнув туда шланг от китайского пистолета, использовать песок по кругу (можно до пяти раз).

И если вам часто нужно работать с мелочёвкой, то есть смысл потратиться на изготовление такой камеры, да и пескоструйный аппарат можно в таком случае не использовать, а пользоваться только специальным пистолетом с бачком (как на фото в начале текста). Сейчас уже можно найти в продаже модели, которые довольно неплохо очищают мелочёвку.

 

пескоструйВверху камеры полезно сделать такой же конус как и снизу (см. фото слева), только к верхнему конусу подключается труба от вытяжной вентиляции (вытяжки). Вытяжка вверху камеры позволит очень комфортно работать, и рассматривать при работе деталь будет намного приятнее, так как пыли (тумана) будет намного меньше.

 

 

 

 

 

 

 

ПескоструйВот вроде бы и все основные нюансы, которые желательно учесть при изготовлении пескоструйного аппарата, и надеюсь эта статья будет полезна многим мастерам, которые постоянно улучшают свою мастерскую, или просто захотели заняться пескоструем деталей для своей техники, успехов всем.

 

 

 

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.