Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля. > Замена направляющих втулок клапанов.

Замена направляющих втулок клапанов. | замена направляющих втулок клапанов,

Приветствую всех водителей, любящих ремонтировать свой автомобиль или мотоцикл своими руками — в этой статье мы рассмотрим, как правильно заменить направляющие втулки клапанов, а так же инструмент, с помощью которого это будет легко сделать. О ремонте головки двигателя я уже писал, и почитать об этом можно вот здесь, но в этой статье мы более подробно разберём операцию, по грамотной замене направляющих втулок. И рассматривать ремонт головки мы будем на примере наших отечественных машин — ВАЗов 2108,09, Оки, Волги, но поняв основные принципы ремонта и работы с приспособлением, описанным в этой статье, на примере наших автомобилей, можно будет спокойно заменить втулки и на иномарке. 

Выпрессовка направляющей втулки переднеприводных вазов

Рис. 1 Выпрессовка направляющей втулки переднеприводных вазов.
1 — направляющая втулка клапана, 2 — головка цилиндров, 3 — опора, 4 — зацеп, 5 — гайка, 6 — шпилька, 7 — наконечник.

У любой машины когда нибудь наступает такой момент, что замена сальников клапанов не помогает, и сизый дым из выхлопной трубы подсказывает водителю, что всё таки пора заняться более серьёзным ремонтом. А для удобства работы нужно будет изготовить несложное приспособление, которое если бы не опора 3 (см.рисунок 1) в виде пластины, то это устройство можно было бы применить и на классических Жигулях и Москвичах (так как головка ВАЗ 2108, 09 отличается от головки классических жигулей ВАЗ 2101,02,03,06,07).

К тому же при выпрессовке направляющих втулок клапанов у ВАЗ 2108,09 угол действия сил при выпрессовке втулок более благоприятный, так как угол наклона оси клапана относительно вертикали составляет всего 13,5°, а у классических Жигулей угол наклона оси клапана составляет 20° и здесь риск сдвига опоры больше. Но всё таки, чтобы полностью исключить риск сдвига опоры приспособления, она имеет два отверстия с резьбой М10, для крепления зацепов опоры.

выпрессовка направляющей втулки Волговского мотора

Рис. 3 Выпрессовка направляющей втулки Волговского мотора.
1 — наконечник, 2 — головка цилиндров, 3 — направляющая втулка клапана, 4 — шпилька, 5 — опора, 6 — гайка.

Изношенные втулки выпрессовываем как показано на рисунке 3, но опору 5 для для  Жигулей, или Москича, нужно будет сделать другую, в зависимости от размеров плоскости головки этих машин. Под иномарку естественно тоже нужно будет изготовить свою опору. Опорная втулка 3 и наконечник 5 (см. рис. 4) тоже изготавливается под диаметр втулок головки иномарки, или другой машины.

Сам процесс запрессовки новых втулок можно рассмотреть на рисунке 2. А чтобы запрессовка прошла вообще как по маслу, советую перед запрессовкой нагреть головку до 150°С.

 Запрессовка направляющей втулки

Рис 2. Запрессовка направляющей втулки переднеприводных вазов.
1 — опорная втулка, 2 — гайка, 3 — головка цилиндров, 4 — наконечник, 5 — шпилька, 6 — направляющая втулка клапана.

Приспособление работает очень эффективно и легко справляется с величиной натяга, который рекомендует завод изготовитель двигателя. А именно: в сопряжении направляющая втулка и головка двигателя, рекомендуемая величина натяга 0,063 — 0,108 мм. То есть перед запрессовкой желательно проверить нутромером внутренний диаметр отверстия в головке, который должен быть 13,950 — 13,977 мм, а наружный диаметр втулки проверяем микрометром и он должен быть 14,040 — 14,058 мм. При этих диаметрах втулки и отверстия в головке, нормальный натяг, рекомендуемый заводом будет обеспечен.

Внутренний диаметр направляющих втулок, тоже очень важен и его тоже нужно замерить (особенно при покупке новых втулок), чтобы знать какой зазор получится относительно стержня клапана. Так как завод изготовитель, в сопряжении стержня клапана и отверстия направляющей втулки, рекомендует рабочий зазор 0,022 — 0,025 мм. Такой зазор получится если внутренний диаметр отверстия втулки будет равен 8,022 — 8,040 мм, а наружный диаметр стержня клапана будет в пределах 7,985 — 8,000 мм. Это для впускных клапанов.

Но так как выпускные клапана всегда больше нагреваются, то для них рабочие зазоры всегда немного больше, то есть в пределах 0,029 — 0,062 мм. Эти зазоры получим, если внутренний диаметр отверстия втулки будет в пределах 8,029 — 8,047 мм, а наружный диаметр стержня выпускного клапана, практически такой же как и впускного клапана — в пределах 7,985 — 8,000 мм.

Но зазор между отверстием направляющей втулки и стержнем клапана может быть другим, если материал из которого вы изготовите втулку, примените другой, не такой как в мануале вашего двигателя. И если у вас в моторе стояли втулки из чугуна, а вы решили заменить из бронзовыми, то следует знать, что коэффициент расширения бронзы отличается от чугуна, а значит и зазоры должны быть другими. Подробно об этом, советую почитать вот в этой полезной статье, в которой я написал про направляющие втулки, и вообще какие они бывают.

Запрессовка направляющей втулки Волговского двигателя ГАЗ 24.

Рис. 4 Запрессовка направляющей втулки Волговского двигателя ГАЗ 24.
1 — шпилька, 2 — гайка, 3 — опорная втулка, 4 — тело головки цилиндров, 5 — наконечник, 6 — направляющая втулка клапана.

Несколько слов напишу и по Волге. На моторах первых Волг (кроме ГАЗ-21), а именно 24Д, 24,01 посадка втулок в отверстие головки предусматривалась Горьковским заводом с натягом 0,022 — 0,076 мм. Но на более современных машинах завода — ГАЗ 31029, натяг втулок немного увеличили до 0,027 — 0,087 мм. Но рабочие зазоры между стержнем клапана и его направляющей втулкой остались прежними и должны быть в пределах 0,050 — 0,097 мм. Эти зазоры получатся, если использовать втулки с внутренним диаметром отверстия 9,00 — 9,022 мм, а наружный диаметр стержня клапана должен быть в пределах 8,95 — 8,925 мм.

Наружный диаметр направляющей втулки автомобиля Волга составляет 17,00 мм. А оси клапанов современных Горьковских моторов, перпендикулярны плоскости готовки (см. рисунок 3), и этот плюс полностью исключает скольжение опоры приспособления (по сравнению с Жигулями и Москвичами). Но бывает, что втулки головки не менялись много лет, или головка была перегрета, то выпрессовать втулки из тела головки не так то просто. Нужно немного нагреть головку в месте выпрессовываемой втулки (до того, как капля воды начинает испаряться), а затем направить на втулку медную выколотку и тихонько обстучать втулку. После этого можно пускать в ход приспособление. Как я уже писал выше, опора 5 для Волги делается другая, и опорная втулка 3 тоже.

Напоследок хочу сказать, что диаметр стержня изношенного клапана, можно восстановить, если отполировать его, а затем отхромировать (если конечно выработка не сильная и не проявляется в форме ступеньки). А затем уже с помощью развёртки нужного диаметра разворачиваем втулку и добиваемся необходимого зазора между стержнем и отверстием втулки.

Если же отверстие втулки сильно разбито (изношено), то заказываем токарю новые втулки из бронзы, оставляя припуск отверстий, для обработки их развёрткой (так же не забываем про наружный диаметр втулки, рекомендованный заводом, чтобы обеспечить необходимый натяг при запрессовке. Но этот совет больше подходит для тех автомобилей или мотоциклов, для которых затруднительно достать новые детали (например антикварные машины или мотоциклы).

И раз уж разобрали головку вашего двигателя, проверьте герметичность клапанов (как это сделать можно найти в статье по ремонту головки, кликнув по ссылке в самом верху текста) и если они негерметичны, их следует притереть. Как грамотно притереть клапана, подробно читаем вот в этой статье. Да и сальники клапанов не помешает заменить новыми.

А эту статью я заканчиваю и надеюсь, что она поможет, особенно новичкам, самостоятельно осуществить замену направляющих втулок клапанов; удачи всем!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

4 комментариев к записи “Замена направляющих втулок клапанов. | замена направляющих втулок клапанов,”

  1. Роман Таганрог:

    Добрый день Олег,занимаюсь сейчас сменой направляющих,хотел бы узнать мнение Ваше о маслосьемных колпачках,стоит ли их устанавливать,и не вызывают ли они наоборот маслянное «голодание» клапана в направляющей.Информации много и порой одна противоречит другой.Заранее спасибо за ответ.

  2. олег:

    Здравствуйте Роман. Если есть возможность (а по заводу сальников клапанов в двигателе нет) то я бы установил. Практически на всех современных моторах ставят сальники с завода и клапана ходят положенный им ресурс. Так как во первых :современные втулки клапанов изготовлены из антифрикционных материалов, которые способны работать даже при недостатке смазки, ну а во вторых современное синтетическое масло имеет отличную проникающую способность и когда мотор стоит, а тем более когда двигатель работает и масло горячее, часть масла всё равно (подобно керосину) проникает через сальники и попадает в сопряжение стержня клапана и направляющей. Ну а без сальников, особенно если втулки подизношены, избытки масла попадают в сопряжение стержня и втулки клапана, там пригорают и коксуются — а это ещё хуже, чем масляное голодание. Так что если есть возможность и мотор разобран, то я бы поставил. Хотя: сколько людей, столько и мнений. Удачи.

  3. анатолий иванович:

    Здравствуйте,Олег! У мопеда HONDA C50 решил заменить направляющую впускного клапана и сам клапан.
    У моей модели на впускном клапане нет маслосъёмного колпачка. Я заказал в Японии на HONDA MOTOR CO
    Ltd.оригинальные -направляющую,клапан и колпачёк. Детали поступили в фирменной упаковке,но меня удивляет,то что я не могу клапан вставить в направляющую даже при большом усилии!??. Разве так может быть скомплектована пара -направляющая и клапан. Ваше мнение. С уважением,Кусмарцев А.И.

  4. олег:

    Здравствуйте Анатолий. После запрессовки направляющей втулки в алюминиевое тело головки вашего мопеда, направляющая втулка немного сожмётся и разумеется отверстие для стержня клапана тоже станет чуть меньше. И только лишь после запрессовки втулки в головку, по любому нужно будет замерить наружный диаметр стержня нового клапана и далее подобрать такую развёртку (и развернуть во втулке отверстие), чтобы зазор между отверстием втулки и стержнем клапана был в пределах допуска — как в мануале вашего мопеда. И именно поэтому производители запасных частей изначально делают отверстие меньше, чем наружный диаметр нового клапана, с расчётом на то, что отверстие во втулке всё равно будет разворачиваться развёрткой. Они ведь не знают какое отверстие для втулки в вашей головке и на сколько сожмётся втулка после запрессовки в голову вашего мопеда. То есть новая втулка по любому предназначена чтобы её развернули с помощью развёртки, но лишь только после запрессовки в головку.
    Так что не заморачивайтесь вопросом — как должен делать отверстия во втулке производитель запчастей — скажите спасибо, что отверстие в новой втулке меньше диаметра стержня клапана, а не больше. Ищите развёртку нужного диаметра и вперёд — за работу — сначала запрессовываем втулку в головку, а потом разворачиваем отверстие с помощью развёртки нужного диаметра, чтобы добиться нужного зазора между стержнем клапана и отверстием в направляющей втулке.
    Давно не занимался мопедами, но на сколько я помню — у мопеда номинальный зазор между втулкой и клапаном:
    – для впускных клапанов – 0,07 — 0,10 мм;
    – для выпускных клапанов – 0,10 — 0,15 мм, но я могу и ошибаться — лучше уточните в мануале вашего мопеда, к тому же зазор может быть и другим, смотря из чего втулка сделана, ведь разный материал втулки имеет разное тепловое расширение, а значит и зазор зависит от материала втулки, и я об этом писал в статье про втулки. С уважением Олег Суворов.

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.