Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля. > Замена ШРУСа автомобиля.

Замена ШРУСа автомобиля.

Замена ШРУСа наружного и внутреннего, или замена защитного пыльника.

Споры о том, какие машины лучше, переднеприводные — с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС) или заднеприводные — с карданной передачей, не прекращаются по сей день. И хотя заднеприводные машины многие считают более надёжными, машины с передним приводом всё же считаются более экономичными и манёвренными. И хотя конструкция переднего привода немного сложнее и требует постоянного внимания (за пыльниками), всё же в настоящее время переднеприводные автомобили очень распространены, и их количество уже превышает количество классических заднеприводных.

Устройство ШРУСа

Устройство ШРУСа
1 — корпус с наружной обоймой, 2 — сепаратор, 3 — внутренняя обойма, 4 — шарики — 6 штук, 5 — приводной вал, 6 — стопорное кольцо, 7 — резиновый чехол (пыльник), 8 — хомуты, удерживающие пыльник.

Только вот при эксплуатации переднеприводных автомобилей, наступает такой момент, когда водители машин с передним приводом, начинают слышать неприятный скрежет, исходящий от переднего колеса машины. Это значит, что какой то ШРУС вашей машины доживает последние дни и его срочно нужно заменить. Как это сделать у себя в гараже, мы и рассмотрим в этой статье.

Шарниры равных угловых скоростей (многие их называют гранатами, из-за своей внешней формы) передают крутящий момент двигателя (через КП- коробку передач) на ведущие колёса машины. И при этом шарниры (ШРУСы) испытывают огромные нагрузки, особенно при резком разгоне при выходе из поворота, и всё же они достаточно долговечны. Так как изготовлены из высококачественной стали, и позволяют ездить без проблем достаточно долго, даже любителям резких стартов.

И многие водители машин с передним приводом ездят без забот и хлопот, до определённого момента, который желательно не прозевать. А именно момент, когда на защитном пыльнике ШРУСа появляются первые трещины, а то и разрывы. И очень важно не прозевать момент разрыва резинового пыльника, и при появлении не то что разрывов, а хотя бы трещин на резине, при первой возможности заменить «уставший» пыльник.

Потому что как только появляется разрыв в резине пыльника (чехла), тут же начинает попадать пыль и грязь (а так же вода) в смазку ШРУСа, и эта грязь уже работает не хуже абразивного порошка, интенсивно изнашивая внутренности шарнира. И после попадания первых частиц грязи и воды, в сопряжении деталей шарнира быстро появляется коррозия и выработка, зазоры увеличиваются и в итоге появляется характерный хруст, оповещающий водителя, что жить такому шарниру остаётся совсем недолго.

Определить какой ШРУС вышел из строя — наружный или внутренний очень просто, достаточно посмотреть на его пыльник. Естественно шарнир с порванным пыльником и есть захрустевший, который следует заменить

Но если даже резиновые пыльники не порваны, то как правило выходит из строя наружный шарнир, который перегружается при повороте ступицы (колеса), особенно у тех водителей, которые любят резко ускориться при повороте или в развороте. При этом интенсивно изнашиваются наружные места посадки шариков внутри гранаты, появляется люфт, который увеличивается с каждым новым разгоном в повороте, или в развороте машины.

Многие водители, узнав в магазине цену нового шарнира, задаются вопросом, можно ли его отремонтировать ? Ответить на этот вопрос довольно просто — ну как можно отремонтировать изношенные детали с повышенными зазорами? Естественно нет.

Есть конечно различные новые технологии напыления металлов, но даже они не подойдут для этого, не только из-за своей недоступности и высокой стоимости, но ещё и от того, что выработка внутренностей ШРУСа происходит на каждой детали не равномерно. А значит покрыть неравномерно изношенную деталь ровным слоем не получится.

Проще не заморачиваться с этим вопросом и купить новую деталь. Как вариант для малосостоятельных водителей будет покупка бэушного шарнира на разборке. Естественно покупать следует только тот, на котором был целый (не порванный) защитный пыльник. И всё же не известно сколько прошла машина с таким шарниром (ведь смотреть на спидометр сейчас бесполезно, 90% их скручено), и покупка бэушного шарнира, это всё таки лоторея и временная мера, и придётся всё же откладывать деньги на новую деталь.

Поэтому всем водителям посоветую не задаваться вопросом о ремонте шарнира равных угловых скоростей, а лучше подумать о том, как самостоятельно заменить его новым, у себя в гараже. Это мы и рассмотрим далее.

Как заменить ШРУС автомобиляВ магазинах новые шарниры продаются в комплекте с пыльником, стопорным кольцом и хомутами (см фото), а с некоторыми шарнирами поставляется даже комплект специальной смазки, хотя некоторые новые гранаты попадаются смазанные на заводе.

Привод на каждое колесо машины состоит из наружного (внешнего) шарнира, который связывает приводной вал с ступицей колеса машины, и внутреннего шарнира, который передаёт крутящий момент от вала коробки передач на приводной вал. И как правило наружный шарнир выходит из строя чаще, так как испытывает бóльшие нагрузки, при повороте переднего ведущего колеса автомобиля.

Снятие обоих ШРУСов, то есть всего привода.

Для замены наружного (внешнего) шарнира, понадобится стандартный набор гаечных ключей, но ещё понадобится мощная головка, для откручивания гайки ступицы (ссылка об этом ниже), ну и съёмник шаровых опор (о съёмниках ссылка тоже ниже в тексте). И многие начинающие ремонтники, пытаются снять наружный ШРУС, не вытягивая при этом полностью весь привод (с валом и двумя гранатами) из коробки передач. Это распространённая ошибка, так как при отдельном снятии наружного шарнира (гранаты), велика вероятность повреждения внутреннего шарнира, или соединения его с коробкой передач.

как поменять ШРУС

 

Да и возиться неудобно, гораздо удобнее работать, когда весь привод (обе гранаты и приводной вал) полностью снят, и уложен на верстак (стол), а лучше зажат в тиски, и такой ремонт мы и рассмотрим далее.

К тому же после снятия всего привода, есть возможность заменить сальник в коробке передач, который наверняка изношен и течёт.

 

  • Для начала нужно подогнать автомобиль передней частью к смотровой яме (хотя наружный шарнир можно снять и без ямы, но мы ведь будем снимать привод полностью, так удобнее работать), установить машину на ручной (стояночный) тормоз, а затем ослабить крепление гаек (или болтов) переднего колеса.
  • Если на вашей машине имеется защита картера, то снимаем её.
  • Затем расконтрив с помощью тонкого зубильца или отвёртки гайку ступицы (гайка контрится в специальный паз, фото в низу), откручиваем её с помощью мощной накидной головки и трубы, и открутить и закрутить эту гайку не так то просто и подробнее об этом здесь). При этом помощник жмёт на тормоз. На некоторых машинах на разных колёсах разная резьба, и следует окручивать гайку другого колеса в другую сторону (левая резьба).
  • После того, как стронете с места гайку ступицы, можно стронуть с места болты (или гайки) колеса.
  • Только после того, как вы справитесь с гайкой ступицы (стронете её с места и немного открутите), только после этого машина поддомкрачивается, и открутив колёсные гайки (или болты) до конца, снимаем переднее колесо, и откручиваем полностью гайку ступицы.
  • Теперь, чтобы вытянуть привод из ступицы колеса нужно разъединить шаровую опору, соединяющую ступицу колеса и наконечник рулевой тяги (желательно воспользоваться одним из приспособлений, описанных вот в этой статье).
  • Но на многих машинах гораздо проще не разъёдинять шаровый палец от поворотного кулака, а просто отсоединить шаровую опору от рычага ступицы.
  • Теперь отводим рукой в сторону освободившуюся стойку вместе с супортом, тормозным диском и ступицей (см фото ниже) и вытягиваем весь привод из ступицы, как на фото слева. При этом на большинстве машин длина тормозного шланга позволяет это сделать и шланг даже не нужно отсоединять (чтобы не возиться с прокачкой тормозов).

как заменить ШРУСНо здесь могут быть некоторые нюансы на разных автомобилях, так как заводские инженеры разных фирм, делают сочленение привода и коробки разным. Например на многих машинах ( и на наших переднеприводных ВАЗах восьмёрках и девятках тоже), перед тем как вытягивать привод из коробки передач, нужно обязательно слить трансмиссионное масло.

 

 

 

как заменить ШРУСА после этого нужно снять стопорное кольцо, которое удерживает привод в коробке передач.

После этого можно вытягивать привод, но как правило здесь нужно приложить изрядное усилие, которое может поставить в тупик новичков.

В этом случае и размахнуться молотком нет места, но можно использовать изогнутую монтажку, которая своим острым концом упирается в корпус гранаты (но очень желательно упирать кончик монтажки в основание внутренней обоймы, если есть возможность подлезть), а изогнутой частью в деревянный брусочек, приложенный к картеру коробки. Но здесь нужно действовать аккуратно, ведь картер КП изготовлен из довольно хрупкого лёгкого сплава. Давить монтировкой нужно не сильно, постоянно переставляя её заострённый кончик по кругу на внутренней обойме ШРУСа.

Когда отделите привод от коробки передач, перенесите его на верстак для дальнейшей разборки и осмотра (об этом ниже). И теперь внимательно осмотрите (с помощью лампы переноски) сальник в коробке передач (тот в который входил внутренний шарнир), в каком он состоянии, и нет ли под ним на корпусе коробки подтёков масла. И даже если и нет, то лучше всё таки заменить его новым, пользуясь удобным случаем.

Но бывают машины (например наш 41 маскарад (Москвич)), на которых перед снятием привода, сливать масло их коробки не нужно. Из отверстия в коробке выходит небольшой вал с фланцем, а уже к этому фланцу с помощью шестигранных болтов крепится сам внутренний шарнир (граната) и чтобы его отделить от фланца, нужно просто открутить по кругу шестигранные болты. Но и здесь тоже следует осмотреть место в коробке, куда входит вал с фланцем, нет ли там подтёков трансмиссионного масла, и если они есть, придётся снимать вал с фланцем и менять сальник.

Разборка привода.

Уложив привод с валом и двумя гранатами на верстак, отмываем их от грязи и начинаем разборку. Для начала нужно ослабить хомуты резиновых пыльников, и сняв пыльник с корпуса ШРУСа, сдвинуть их по приводному валу в середину вала, что бы они не мешали. Порванные пыльники можно просто срезать ножом, но хомуты лучше конечно потом установить новые.

Затем нужно отделить шарнир от приводного вала, и как я уже писал выше, чаще всего изнашивается наружная (внешняя) граната. У разных автомобилей могут быть особенности крепления, и желательно изучить мануал своего автомобиля. На некоторых машинах, в основном на иномарках (или на том же сорок первом «маскараде») имеется плоское стопорное колечко с двумя отверстиями, которое следует развести с помощью специального инструмента, описанного вот тут. После того, как колечко разводится, граната снимается с приводного вала.

Ну а на некоторых более старых иномарках (или на наших переднеприводных ВАЗах), стопорное колечко из круглой пружинной проволоки, и в таком случае шарнир просто сбивается с вала медным молотком, при этом проволочное колечко сжимается. Если граната не изношена, и вам нужно поменять только резиновый пыльник, тогда действуйте осторожно, и не наносите удары по самой наружной обойме, она может треснуть.

как заменить ШРУСНаносите удары по стержню из мягкого сплава, наставив его у основания внутренней обоймы (не наставляйте стержень на сепаратор, или на наружную обойму), и нанося не сильные удары по этому стержню, постоянно перемещайте его по кругу (см фото слева).

Если шарнир не изношен, и вам нужно заменить только пыльник, тогда следует полностью отмыть керосином гранату от старой смазки (когда отделите гранату от приводного вала), и заложить новую, специально предназначенную для ШРУСов (ни в коем случае не ЛИТОЛ-24, или подобную ему смазку).

После того, как заменили смазку на старой но не изношенной гранате, наденьте на приводной вал новый резиновый пыльник, и насадите на вал новую или старую (но работоспособную) гранату. Для насадки обратно на вал гранаты, как правило требуется несколько не сильных ударов, опять же с помощью мягкого стержня, наставленного ближе к основанию обоймы, а не на край.

Далее остаётся передвинуть по валу и надеть на корпус гранаты резиновый пыльник, (заранее надетый на вал), и закрепить его с помощью специальных хомутов, продающихся в комплекте с пыльником или с новой гранатой. Обычные хомуты, продающиеся на любом строительном рынке, использовать нельзя. Прежде чем окончательно затягивать хомуты, немного сожмите руками резиновый пыльник, чтобы выпустить лишний воздух, и после этого окончательно затяните их.

Тоже самое, что я описал выше, следует проделать и с внутренним шарниром, если его нужно заменить новым или просто поменять пыльник. Если внутренний шарнир ещё послужит и менять его не нужно (а только пыльник), то тогда промойте его от старой смазки и заполните новой, а затем надев на вал новый пыльник, верните его на своё место на приводном валу, так же как описано выше.

Контрим гайку забивая её кромку в паз.Остаётся установить отремонтированный привод назад на автомобиль и всё собрать в обратной последовательности. Самой последней операцией будет затяжка ступичной гайки, и усилие здесь не малое. Об этом я написал подробно в отдельной статье (ссылка находится выше в тексте). Гайку ступицы желательно использовать новую, так как на большинстве машин она контрится вбиванием её кромки в специальный паз на валу (помечен стрелкой на фото слева).

Если же гайка на вашей машине корончатая и стопорится с помощью шплинта, то её можно не менять, а заменить новым только шплинт. Да, и не забудьте залить назад в коробку трансмиссионное масло, желательно свежее.

Надеюсь, что эта статья поможет заменить новичкам изношенный шарнир (ШРУС) новым, или его пыльник, и обойтись при этом без автосервиса, сэкономив определённую сумму денег, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.