Дефектовка тормозных дисков, ремонт главных и рабочих тормозных цилиндров.
В этой статье мы разберём как произвести проверку тормозных дисков мотоцикла, а так же как произвести ремонт главных и рабочих тормозных цилиндров тормозной системы мотоцикла.
Тормозной диск . С возрастом мотоцикла, тормозные диски нуждаются в устранении двух основных неисправностей: уменьшение допустимой толщины и радиальное биение . Минимальная толщина тормозного диска выбивается на его боковой поверхности.
Обычно она меньше номинальной на 0,5 — 1,5 мм( 1,5 — это для более древних моделей). На Харлеях размер указывается в дюймах : например размер 190 в метрической системе составит : 0,190 х 25,4 = 4,82 мм. Толщину диска замеряем штангенциркулем, а лучше микрометром и если прибор покажет уменьшеную толщину ( меньше чем выбито на диске ), то диск нужно срочно менять на новый.
Для оценки допустимой величины биения, необходимо поставить мотоцикл на центральную подставку и закрепить часовой индикатор (подробно о нем читаем здесь) на передней вилке, например с помощью хомута, а можно использовать индикаторную стойку, но тогда нужно будет жёстко закрепить вилку от поворота (вместо рулевого депфера использовать жёсткий стержень с ушками.)
Установив индикатор рабочим штырём к диску, придаём натяг штырю, надавив на него, пока стрелка не сделает пару оборотов, а затем устанавливаем шкалу на ноль. Так мы будем видеть биение диска и внутрь и наружу.
Далее медленно прокручиваем колесо и следим за показаниями стрелки. Сравнивая величину биения и предельно допустимую величину от 0,15 до 0,3 мм, определяем менять диск или оставить в работе. Но с заменой диска пока не спешим, так как биение может быть из за износа колёсных подшипников. Снимаем колесо, осматриваем и если люфт между обоймами подшипников, то меняем их и опять делаем замеры на биение.
При двух дисковом варианте, не путайте их места, обычно они помечаются L левый иR правый. Снимая колесо с диском, вставьте между колодками, например кусок фанеры, это поможет отгородить от неприятностей, если кто то нажмёт на тормозной рычаг. Перед затягиванием болтов, крепящих тормозной диск, советую эти болты смазать резьбовым герметиком и затягивать их крест-накрест с усилием данным для данного диаметра резьбы.( смотреть таблицу по затяжке в статье ремонт двигателя авто.)
Рабочий цилиндр переднего тормоза. Рабочий цилиндр расположен в месте трения и выделения тепла. Грязь, песок, вода, его стихии, и они в основном и создают все неисправности и проблемы, поэтому разбирать и хотя бы чистить ( особенно на кросачах), приходится часто.
Пыль, осевшая на деталях супорта, может содержать частицы асбеста, а он очень вреден для здоровья. Поэтому если захотите сдуть эту пыль сжатым воздухом, то оденьте обязательно респиратор.
Прежде чем разбирать рабочий цилиндр (суппорт) полезно ознакомиться с его устройством, показанным на рисунке слева.
Открутите болты крепления скобы( супорта), снимите её с пера вилки (пусть висит на шланге) и выньте колодки, а затем очистите щёточкой полости. Если в системе осталась тормозная жидкость, то нажмите на рычаг тормоза и поршень или поршни выскочат из цилиндров.
Если в системе воздух или нет тормозной жидкости, то подведите к шлангу воздух из компресора и если поршней несколько, то следите чтобы они выходили равномерно, а то отстающий поршень может заклинить. И берегите пальцы, держите подальше от поршней, давление большое и поршни могут вылететь словно пули.
В двух дисковом варианте или в суппорте с одинаковыми по диаметру поршнями пометьте перед выдавливанием поршней где какой был, так как у них свои приработанные цилиндры.
Далее располовиниваем составной корпус суппорта и начинаем аккуратно извлекать резиновые пыльники и уплотнительные колечки. (см. фото ).
В более древних конструкциях пыльники фиксировали проволочными кольцами, если они есть то подцепите их тонкой отвёрткой, а сами резинки рекомендую извлекать очень осторожно, с помощью пластиковой пластинки.
Но в идеале после каждой разборки, все резинки рекомендуют менять на новые. Промойте все детали жидкостью для очистки тормозов или хотя бы чистой тормозной жидкостью. Не в коем случае не применяйте бензин или растворители, они испортят резину.
Осмотрите внимательно кромки манжет, которые не должны быть изношены. Ведь именно за счёт остроты и эластичности этих кромок (см. рисунок слева), поршень возвращается назад, после отпускания рычага тормоза.
Эластичность манжет и пыльников можно вернуть с помощью специального силиконового спрея, а вот вернуть остроту кромок не получится и потребуются только новые детали (ремкомплекты резинок к суппортам сейчас уже можно найти в продаже в крупных городах или на сайтах).
Осмотрите поверхность поршней и цилиндров и если обнаружите царапины на зеркале (последствие плохих сальников или пыльников), а так же раковины от коррозии, то детали придётся заменить, так как по этим царапинам всепроникающая «тормозуха » будет выходить наружу.
Но если коррозия не сильная и нет царапин на поршне и цилиндре, то следует восстановить детали, как описано более подробно вот в этой статье. Перед сборкой смажьте все детали свежей тормозной жидкостью и соберите всё в обратном порядке.
Перед сборкой смажьте поршни чистой тормозной жидкостью и затем убедитесь, что пыльники и уплотнения садятся на свои места без перекосов.
Далее соберите половинки суппорта и стяните болтами, смазав их резьбовым герметиком .Остаётся вставить новые колодки, закрепить тормозной шланг с новыми медными колечками, залить в главный цилиндр свежую тормозную жидкость и прокачать тормоза. Кстати очень поможет увеличить эффективность тормозов замена обычных резиновых тормозных шлангов на армированные. Подробнее об этом можно прочитать в этой статье.
Главный цилиндр переднего тормоза. Цилиндр разбирают, если подтекает жидкость или если тормоза не работают даже после прокачки. Работу начните с защиты окрашенных деталей, так как «тормозуха» разъест краску. И по возможности все работы проводите на столе, застеленным белой бумагой, так как любой мусор или пыль, попавшие в цилиндр, испортят всю работу.
Открутите винты крепления крышки бачка и отсоедините провода включателя стоп сигнала . Конструкции цилиндров имеют два типа : бачок с цилиндром в одном корпусе или раздельно и соединяются шлангом, а принцип работы практически одинаковый.
Разборку начинаем с снятия рычага тормоза. В корпусе главного цилиндра расположен поршень с одной или несколькими манжетами и клапаны зафиксированные стопорными кольцами. С одной стороны поршня его поджимает пружинка, а с другой он закрыт пыльником.
Извлекаем стопорное кольцо и достаём поршень с манжетами, тщательно отмываем цилиндр внутри и остальные детали тоже. Осматриваем на наличие износа (ступенька), царапин, рисок, коррозии и если есть дефекты — цилиндр подлежит замене.
Как я уже отмечал, при монтаже шланга замените медные уплотнительные колечки на новые и не забывайте смазывать все болты резьбовым герметиком, отвороты болтов здесь не допустимы, с тормозами не шутят.
И последнее : раз в два года или после 20000 км., обязательно меняйте тормозную жидкость, а если она потемнела, тогда раньше. Каждые четыре года меняйте тормозные шланги, ведь резина стареет и теряет упругость за это время. Надеюсь эта статья поможет новичкам произвести дифектовку и ремонт тормозов мотоцикла, успехов всем.