Ещё несколько неисправностей дизельного двигателя (2).
В первой статье о неисправностях дизельного двигателя, которую находим здесь, я описал самые распространённые неисправности, довольно много пробежавшей по нашим дорогам дизельной иномарки. В этой второй статье, мы рассмотрим ещё несколько типичных неисправностей дизельного двигателя, от чего они могут произойти и как с ними бороться.
Дизельный двигатель пускается и через несколько секунд глохнет.
Такая неисправность может возникнуть из-за сильного увеличения сопротивления выпускной системы, например если в вашем глушителе стоит фильтр сажеуловитель, и он постепенно забился гарью.
На фото выше показан новый сажевый фильтр в глушителе, а на фото ниже показан разрезанный глушитель, в котором видно, что сажа почти полностью перекрыла выход газам.
Так же такая неисправность может возникнуть после неумелого ремонта глушителя, или если вы снимали выпускной коллектор, и вдруг забыли там кусок ветоши. Вроде бы это на первый взгляд смешно, но в спешке такое бывает довольно часто.
Чтобы убедиться на сто процентов в том, что причина в глушителе, (точнее его непроходимости), то есть два способа проверки. Первый — это выкручиваем любую форсунку и вывешиваем её на топливной трубке (форсунку направляем в прозрачную ёмкость). Далее запускаем двигатель на трёх цилиндрах и наблюдаем за его работой.
Если дизель перестал глохнуть через несколько секунд, но при работе всё же работает неустойчиво и при нажатии педали газа не повышаются обороты мотора, и при этом он сильно дымит, причём дым валит через отверстие выкрученной форсунки, а сама подвешенная на трубке форсунка чётко впрыскивает топливо в прозрачную ёмкость — то диагноз забитого глушителя подтверждается.
Второй способ проверки — это откручивание гаек выпускного коллектора, и после этого коллектор немного отодвигаем от головки цилиндров. Затем пускаем двигатель, и если он заработал нормально, то глушитель точно забит. Придётся удалить (а лучше заменить новым) забитый фильтр сажеуловителя, если он есть на вашей машине. Ну а если его нет, то следует проверить всю выпускную систему на её свободную проходимость. Бывает полезно залить в глушитель средство для чистки канализации (раньше называлось «Крот»), немного выдержать эту жидкость в выпускной системе, а затем слить всё грязь и промыть систему водой.
На автомобилях марки Мерседес, двигатель может глохнуть после запуска и по другой причине. Клапан глушения двигателя на этих машинах не электрический как на всех, а вакуумный, работающий от разряжения. И если этот клапан плохо работает, то мотор после запуска может глохнуть. Проверить причина в клапане или нет можно двумя способами.
Первый — это вкрутить заведомо исправный или новый клапан вместо старого. Второй — если удалить запорный элемент клапана и запустить дизель без него. Если двигатель перестанет глохнуть, то причина в клапане. Только не забудьте, что удалив запорный элемент клапана, заглушить двигатель ключом «зажигания» вам уже не удастся, и придётся или перегнуть топливный шланг, или заткнуть глушитель, чтобы остановить ваш дизельный мотор.
После пуска дизеля, примерно через минуту обороты его падают, мотор почти глохнет, затем обороты самопроизвольно повышаются, и затем вновь уменьшаются.
Такая работа дизельного мотора похожа на проделки нечистой силы и может сильно удивить водителей новичков, ведь двигатель сам меняет обороты то в большую, то в меньшую сторону. На самом деле никаких чудес здесь нет, просто это проделки грязи в топливном фильтре тонкой очистки топлива — его пора менять. Поры фильтра забиты и проходимости фильтрующего элемента недостаточно для устойчивой работы двигателя на всех режимах и даже на холостом ходу.
Убедиться в том, что фильтр тонкой очистки пора менять, можно следующим способом. Отсоедините от штуцера топливного фильтра топливный шланг, идущий к ТНВД и опустите конец этого шланга в бутылку с чистым отстоянным дизельным топливом. Запустите двигатель и если мотор заработает нормально, то замените фильтр тонкой очистки топлива.
Но перед заменой, полезно продуть всю топливную магистраль от фильтра тонкой очистки до фильтра грубой очистки, который находится в баке. Да и сам фильтр грубой очистки следует вынуть из бака и промыть, а с бака выкрутить пробку внизу и слить отстой. После продувки топливной системы и замены фильтра тонкой очистки новым, потребуется прокачать топливную систему, чтобы удалить из неё воздух (как это сделать читаем вот тут).
Если после эксперимента с бутылкой или замены топливного фильтра и продувки и прокачки топливной системы работа мотора не изменится в лучшую сторону, то причина не в фильтре. Причиной неустойчивой работы двигателя с постоянно меняющимися оборотами может быть потеря нормальной подвижности дозатора ТНВД.
Проверить подвижность дозатора (и его рычагов) можно только разобрав ТНВД (сняв его крышку), и при разборке обычно видно, что подвижные детали дозатора (или муфта грузиков) теряют подвижность из-за наличия на них коррозии или грязи. Естественно, что все подвижные детали следует аккуратно извлечь, почистить от грязи или коррозии (а иногда и отполировать трущиеся части) и смазав дизельным топливом вернуть на место. Новичкам эту работу советую поручить специалистам.
При работе дизельного двигателя, в расширительном бачке видны выходящие пузыри воздуха.
Эта неисправность может быть на любом двигателе с жидкостной системой охлаждения, не только на дизельном но и бензиновом. И возможны два варианта этой неприятности. Первый — это менее серьёзный вариант, когда прокладка между блоком двигателя и головкой цилиндров потеряла герметичность и её просто необходимо заменить. Второй более серьёзный и дорогой вариант этой неисправности — это трещина в головке цилиндров и головку следует ремонтировать как описано в этой статье.
В обоих случаях демонтаж головки неизбежен, и если после снятия головки обнаружится, что прокладка цела, то скорей всего имеется трещина в головке, которую можно обнаружить как я описал в статье по ремонту треснутой головки (ссылка чуть выше).
Если резко отпустить педаль газа, то дизельный двигатель медленно сбрасывает обороты.
Эта неисправность может быть из-за заклинивания троса газа (его необходимо смазать) или из-за поломки, ослабления или соскакивания возвратной пружины рычага газа, или из-за потери подвижности деталей дозатора и регулятора.
Для начала проверим проблема в тросике газа или в деталях ТНВД. Отсоединяем тросик газа и запустив дизель, рукой нажимаем на рычаг подачи газа (к которому был подсоединён трос). Когда обороты мотора повысятся, резко отпускаем рычаг, и если обороты резко снизятся, значит с деталями ТНВД (их подвижностью) всё в порядке и дело в заедании троса газа или самой педали газа. Это легко проверить перемещая сам тросик или педаль газа. Неполадки устраняем смазыванием деталей, или заменой негодных.
Если же после отсоединения троса газа и резком отпускании рычага газа обороты медленно уменьшаются (с запаздыванием), тогда следует попробовать заменить возвратную пружину рычага более упругой. Если и это не поможет, тогда нужно снимать крышку ТНВД и возвращать деталям привода дозатора и регулятора частоты вращения подвижность (как написано выше в тексте).
Дизельный двигатель с ТНВД фирм R. Bosch, Nippon Denso, Diesel-Kiki при выключении «зажигания» не глохнет.
Такая неисправность может произойти из-за заедания запорного клапана глушения двигателя (как его проверить читаем вот тут) или из-за выкрашивания кулачков профильной шайбы механизма ТНВД или порчи роликов, которые катаются по профилю кулачков этой шайбы. Запорный клапан может выйти из строя от выкрашивания деталей ТНВД, но об этом чуть ниже.
Выкрашивание металла вышеперечисленных деталей ТНВД может произойти, если какой то водитель для облегчения запуска дизеля (например в сильный мороз, или при неработающих свечах накала, и при других причинах, неведомых новичку) добавляет в дизельное топливо бензин. Это делать ни в коем случае нельзя, так как помимо жёсткой работы дизельного двигателя и резкого увеличения нагрузок на кривошипно-шатунный механизм и ЦПГ, бензин является хорошим растворителем. И смазывающие свойства бензина равны нулю!
А все детали ТНВД смазываются дизельным топливом, которое если разбавить его бензином, теряет свои смазывающие свойства. Естественно от недостатка смазки, на трущихся вышеперечисленных деталях (и не только их) появляются задиры и выкрашивание частиц металла, или просто их быстрая выработка от повышенного трения без смазки.
В итоге, мало того, что ресурс дорогих деталей ТНВД ощутимо сокращается, так ещё и продукты износа (стружка и металлическая пыль) попадают в запорный клапан, который глушит двигатель, и выводят его из строя (клапан заклинивает в открытом положении). И водитель удивляется — почему нельзя заглушить дизель нормальным способом (с помощью ключа «зажигания»).
Чтобы вернуть подвижность клапану, следует как то заглушить двигатель, например перегибом топливного шланга или заткнув глушитель и затем выкрутить запорный элемент клапана (где он находится переходим по ссылке немного выше и читаем) и почистив его от металлической пыли.
Но эта полумера поможет всего лишь нормально добраться домой, но в любом случае ТНВД по приезду в гараж следует демонтировать, а затем разбирать, чистить , деффектовать и менять изношенные детали. Такой ремонт желательно доверить профессионалам. Бывает что детали из-за стружки так заклинивают в своих трущихся парах (кстати из-за воды и коррозии тоже), что чтобы их извлечь требуется пресс!
Некоторые водители впадают в другую крайность — по совету «бывалых» находят на ТНВД подходящую по их совету пробку и заливают туда моторное масло, якобы для лучшей смазки. Это делать тоже нельзя (можно испортить форсунки, резко увеличить количество нагара в камерах сгорания, резко увеличится давление топлива из-за повышения его вязкости, и др.). ТНВД и все его детали отлично смазываются нормальным дизельным топливом!
Зимой, в сильный мороз, дизельный двигатель внезапно заглох и не запускается.
Эта распространённая неисправность может произойти при понижении температуры окружающего воздуха и в дизельном топливе, не рассчитанном на такие температуры, происходит кристаллизация парафинов. Здесь всё просто — заправляйтесь в мороз только зимним топливом на проверенных заправках, или используйте проверенные фирменные добавки в летнее топливо, которых сейчас полно в продаже.
Оживить двигатель поможет только обогрев ТНВД и топливных трубок с помощью фена, только вот в дороге подключить его бывает некуда. Так же будет полезным, особенно в северных районах установка фирменных подогревателей топлива.
Но можно установить и самодельный подогреватель, который вообще не потребляет электричества. Как его изготовить я написал вот тут и он работает от горячей охлаждающей жидкости. Но можно изготовить самодельный подогреватель топлива в баке, который будет работать от горячих выхлопных газов. О таком подогревателе можно почитать вот здесь.
Так же мотор может заглохнуть в сильный мороз даже с зимним топливом, из-за наличия в этом топливе воды. При понижении температуры вода, находящаяся в топливе, пока мотор работает и идёт поток топлива в шлангах, ещё кое как находится в жидком состоянии, но стоит заглушить двигатель даже на короткое время и вода превращается в лёд.
В итоге, в системе появляются ледяные пробки, перекрывающие поток топлива. Здесь опять же оживить двигатель поможет обогрев топливной системы, который в пути не так легко организовать (сеть для подключения фена не так то просто найти), так как открытое пламя для обогрева топливной системы будет использовать только сумасшедший.
Всего этого «гемора» можно заранее избежать, если модернизировать топливную систему дизельной иномарки, как описано в этой полезной статье.
Дизельный двигатель троит, то есть не работает какой то цилиндр.
В большинстве случаев (если с клапанами всё в порядке) неисправна какая то из форсунок. Чтобы определить форсунка какого цилиндра вышла из строя, следует по очереди отключать бензопровод высокого давления от форсунок. И если при отключении топливопровода от очередной форсунки, частота оборотов дизеля не меняется, значит именно эта форсунка неисправна.
Чтобы проверить точно, следует выкрутить эту форсунку из головки двигателя, а затем ослабив гайку штуцера ТНВД, поверните топливопровод немного в сторону, подсоедините к нему форсунку, так чтобы её распылитель был хорошо виден, и затяните все гайки. Под форсунку следует подставить подходящую ёмкость, чтобы не забрызгать двигатель.
Теперь заведите мотор и наблюдайте за распыляемым топливом, выходящим из форсунки. Если из распылителя форсунки выходит четкий факел струи, без искажений формы конуса струи, впрыскивание чёткое и без пропусков, значит ТНВД и форсунка исправны. Если впрыск нестабилен от цикла к циклу (с пропусками), или конус факела струи имеет искажённую (неровную) форму, или конус состоит из нескольких тонких струй (как на фото слева) то следует проверять и ремонтировать форсунку.
Если же с форсункой всё в порядке, то причина может быть в нагнетательном клапане ТНВД, который следует проверить, отогнав машину в специализированный центр.
Причина не работоспособности какого то цилиндра, может быть из-за отсутствия или неправильного теплового зазора клапанов данного цилиндра (как регулировать клапаны читаем вот тут), или выходу из строя какого то гидрокомпенсатора (если у вас двигатель с гидрокомпенсаторами клапанов). Это можно выяснить замерив компрессию в данном цилиндре и сравнив её показатель с остальными цилиндрами.
Эти перечисленные выше неисправности дизельного двигателя, и главное методы их устранения, надеюсь помогут определить новичкам, что не так с работой их мотора и как их устранить, и по возможности своими силами, успехов всем.
Здравствуйте!Валит белый дым(топливо выбрасывает в трубу) троит,тяги нет. И еще такой странный звук появляется когда на газ жмешь,потом исчезает на оборотах Форсунки проверил-живые. Подскажите в чем дело? Может аппаратуру выставить надо?
Здраствуйте. Да, возможна настройка аппаратуры (ТНВД). Хотя белый дым может быть не только от проблем в топливной системе, но и из-за неисправностей самого двигателя. Подробнее о том, как определить неисправности мотора по цвету выхлопа, у меня на сайте есть подробная статья. А вообще трудновато ставить диагноз не видя и не слыша пациента.