Ещё раз о жидкостном охлаждении мотоцикла.
Об устройстве жидкостной системы охлаждения мотоциклов я уже писал, а так же о типичных неисправностях, которые могут произойти в пути и привести к перегреву двигателя. Желающие могут почитать об этом здесь. В этой же статье мы дополнительно рассмотрим компоненты жидкостной системы охлаждения мотоцикла, а так же рассмотрим некоторые неисправности более подробно, и уточним некоторые способы ремонта и полезные советы, которых нет в первой статье.
Прочитать всё таки советую обе статьи, и тогда у вас будет достаточный объём знаний, для самостоятельного обслуживания мотоциклов с жидкостным охлаждением. Это полезно, ведь качественный мотосервис с грамотным персоналом есть пока только в крупных городах, а в глубинке владельцам мотоциклов приходится всё делать самим.
А вообще, опытный и наблюдательный водитель, по положению и перемещению стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости, может довольно точно определить, нормально ли работают компоненты системы охлаждения. Ведь когда все компоненты системы исправны, то после запуска мотора и после его прогрева, стрелка прибора через несколько минут установится в среднее положение и замрёт там без лишних дёрганий. Ну а когда мотоциклу придётся остановиться и долго стоять с работающим двигателем (например в пробке), то стрелка указателя температуры может подкрасться к красной зоне прибора, и если вся система охлаждения (все её компоненты)исправна, то стрелка никогда не пересечёт красную черту (зону, означающую перегрев).
Если же двигатель вашего байка прогревается очень долго, а стрелка указателя температуры всё время дёргается в движении или двигается вверх-вниз по шкале прибора, а по мере прогрева стрелка пытается подойти или войти в красную зону, то с системой охлаждения или с каким нибудь из её компонентов что то не так. И нужно искать причину. Вообще советую быть наблюдательным и изначально запомнить на вашем исправном мотоцикле, как ведёт себя стрелка прибора температуры при прогреве двигателя, в движении, в пробках и т.д. Это поможет вам впоследствии легко заметить сбой в системе охлаждения по поведению стрелки.
Если во время прогрева и работы двигателя вашего мотоцикла, стрелка указателя температуры бегает по всей шкале прибора, то скорей всего плохо работает или вообще вышел из строя термостат. От этого может довольно долго прогреваться двигатель. На большинстве мотоциклов добраться до термостата довольно легко (в одноцилиндровых двигателях некоторых мотоциклов, чаще кроссовых, термостат может находиться в самой головке мотора). Перед тем, как вынуть термоэлемент из корпуса, слейте антифриз и затем вскрыв корпус, извлеките и осмотрите термоэлемент. Его клапан должен быть полностью закрыт, а если нет, то это и есть причина долгого прогрева мотора вашего байка. Замените не полностью закрывающийся термоэлемент исправным и предназначенным именно для вашей модели мотоцикла
Если же при извлечении вы обнаружите, что клапан термоэлемента полностью закрыт, то для собственного успокоения следует проверить открывается ли клапан при нужной температуре (находим в мануале вашего мотоцикла или бывает температура выбита на корпусе термоэлемента), или вообще открывается ли он. Как проверить термостат, я повторяться не буду, и желающие легко могут это узнать, кликнув по самой верхней ссылке в тексте.
Кстати, двигатель любого современного транспортного средства с жидкостным охлаждением, может перегреваться и с исправной системой. Например если вместо антифриза кто то вздумает залить в систему воду. Ведь как известно, температура кипения воды ниже чем у нормального антифриза, и во время работы мотора могут возникнуть паровые пробки, которые могут способствовать местному перегреву какой то части цилиндров двигателя или его головки.
И ещё об антифризе. В состав современных антифризов вводят специальные скользкие присадки, которые снижают износ сальника помпы (насоса). Ну а в воде этих присадок естественно нет, и сальник помпы довольно быстро изнашивается. И самое главное — радиаторы современных машин и мотоциклов изготавливают их алюминиевого сплава, который очень не любит воду и наш отечественный Тосол. Для таких радиаторов (да и для рубашки охлаждения блока двигателя тоже) предназначен антикоррозийный (чаще красный) антифриз, который поможет уберечь радиатор и ваш мотор от коррозии их внутренних стенок и полостей ( в состав современного антифриза вводят антикоррозийные ингибиторы коррозии).
Поэтому при покупке у кого то бэушного мотоцикла, даже не пытайтесь спросить у бывшего владельца, что у него в системе, а просто слейте то, что там находится и замените свежим антифризом. И если даже там окажется антифриз, то сливая его обратите внимание на его цвет. В состав антифризов вводят специальный краситель, который со временем меняет цвет (обесцвечивается). И вместе с обесцвечиванием, в антифризе вырабатываются (стареют) специальные присадки, которые предназначены для нормальной работы системы охлаждения современных мотоциклов и автомобилей. Старение присадок происходит примерно через два сезона эксплуатации, и замену антифриза производители рекомендуют проводить примерно через такой же срок (как правило 2 года).
Если сливая жидкость из системы охлаждения, вы обнаружите, что слитая жидкость рыжего цвета или мутная, то скорей всего этот байк эксплуатировался на воде, или просто в радиаторе была течь, и бывший хозяин засыпал в радиатор порошковый герметик, или того хуже горчицу. Это могло привести к отложениям на стенках радиатора и эти отложения могли даже закупорить некоторые тонкие трубки, и от этого могла снизиться способность радиатора нормально охлаждать жидкость. В таком случае необходима промывка радиатора специальным средством, каких сейчас в продаже полно (только внимательно читайте инструкцию).
Но лучше всего промывать радиатор сняв его с мотоцикла, так как отложения, разбухшие и отслоившиеся от стенок (под действием химии), могут пойти путешествовать по системе и прикончить помпу, или заблокировать термостат. После промывки радиатора от остатков герметика, могут появиться течи, которые придётся устранять, но ведь это всё же лучше и намного дешевле, чем ремонт перегретого двигателя или перегретой головки.
О том, что соты радиатора должны быть чистыми, я уже писал, добавлю только, что если от попадания камней соты радиатора смялись, то советую аккуратно выправить их с помощью отвёртки (см. фото). А как проверить радиатор на герметичность (если у вас есть подозрение на течь) читаем вот тут. Кстати, радиатор пока холодный может и не течь, а при нагреве трубки его расширяются и жидкость начинает просачиваться. В таком случае проверка его на герметичность просто необходима.
Когда будете менять антифриз, то при заливке свежего, могут образоваться воздушные пробки, вызывающие местный перегрев двигателя, особенно когда только он заведётся. Чтобы избавиться от воздушных пробок, я уже писал, что нужно при заливке сминать резиновые шланги руками, и пузырьки выходящего воздуха будет видно в горловине радиатора. Но хочу добавить, что на многих двигателях существует специальный штуцер для выпуска воздуха (почти такой же, как на тормозных суппортах), или маленький краник. И находятся они в самой верхней точке системы охлаждения.
На некоторых байках штуцер 7 для выпуска воздуха можно обнаружить внизу корпуса термостата (см. второе фото сверху). Но следует учесть, что при таком расположении штуцера, при холодном двигателе (когда термостат закрыт), выпустить воздух не удастся, и следует дождаться когда мотор немного прогреется и термостат чуть приоткроется, вот тогда и нужно будет выпустить воздух, чуть отвернув штуцер (появится выход пузырьков и характерное шипение). Когда шипение прекратится, штуцер зажимаем, но без фанатизма, ведь на конце его имеется притёртый конус, и герметичность здесь отличная, и сильно затягивать не следует, так как корпус термостата из довольно хрупкого лёгкого сплава.
После прогрева двигателя, давление в системе охлаждения должно быть выше атмосферного давления, и при этом температура охлаждающей жидкости становится ещё выше. И исходя из этого явления конструкторы мотоциклов делают площадь радиатора меньше. Поэтому величина нормального давления должна быть в норме. Для каждого двигателя эта величина своя, но величины давления разных двигателей отличаются не сильно и находятся в пределах примерно от 1,1 до 1,3 кг на см². Для контроля давления можно конечно при желании установить манометр, врезав его в шланг системы, но в этом нет особой необходимости, так как давление легко проконтролировать и рукой.
У холодного двигателя резиновые патрубки на ощупь вялые, а по мере прогрева мотора они становятся упругими, и это значит, что с давлением в системе всё в порядке. Если шланги вялые и при горячем двигателе, и вы уверены,что помпа в исправном состоянии, то скорей всего виновниками являются клапаны в пробке радиатора. О клапанах в пробке радиатора я уже писал подробно в первой статье (ссылка в самом верху текста), а вот как проверить работу этих клапанов с помощью несложного приспособления, об этом советую почитать вот тут.
Если же с пробкой и её клапанами всё в порядке, то ищите течь в системе. Если прохудилась прокладка между блоком и головкой, то в таком случае можно наблюдать выход пузырьков воздуха из расширительного бачка, когда двигатель работает. Но как правило могут давать течь старые шланги, а течь может быть столь незначительной, что как правило капель антифриза на полу вы не увилите — он успевает испаряться. В таком случае, определить точное место утечки охлаждающей жидкости и потери давления в системе, поможет опрессовка системы, о которой вы подробно узнаете вот в этой полезной статье. Утечка может быть ещё из соединения шланга и штуцера. В этом случае нужно будет снять шланг, хорошо его вытереть в месте соединения с металлическим штуцером, затем обезжирить, обмазать герметиком (советую Виктор рейнз) и надев на штуцер затянуть хомутом. Запускать двигатель следует не ранее, чем через час.
Не забудьте проверить и работу вентилятора. Я уже писал, что поток воздуха исправного вентилятора, должен притянуть листок бумаги к наружной стенке радиатора — это при работающем моторчике. Но проверять вентилятор нужно и когда мотор не работает (не забудьте выключить зажигание). Для начала прокрутите рукой пропеллер, он должен вращаться не очень легко и без заеданий. Если вал вращается слишком легко, значит зависли или стёрты щётки электродвигателя. Если же он вращается туго, то введите в зазор между валом и втулками (подшипниками) из шприца немного масла, прокручивая пропеллер рукой и попытайтесь разработать его. Ведь если обороты моторчика упадут, то охлаждения радиатора (стоя в пробке) будет недостаточно, и это опасно.
Далее проверьте люфт вала пропеллера, покачав вал рукой. Если обнаружите люфт, то желательно моторчик разобрать, и поменять его втулки на нормальные подшипники, как я описал вот в этой статье. Это позволит в несколько раз увеличить ресурс моторчика вентилятора, и беспокоиться о том, что моторчик вентилятора заклинит, и что ваш двигатель мотоцикла закипит стоя в пробке, вы больше не будете. Ведь время, от заклинившего моторчика вентилятора, до заклинившего двигателя вашего мотоцикла очень короткое.
Проверьте, в нужную ли сторону вращается пропеллер вентилятора. Частенько бывает, что после вмешательства не опытных «электриков», вентилятор вращается не в ту сторону (должен быть поток воздуха в сторону двигателя). Вернуть моторчику правильное вращение, можно всего лишь перекинув полярность подключенных к нему проводов (поменять плюс с минусом).
Как проверить датчик включения вентилятора, я уже писал в первой статье. Но добавлю, что эта проверка очень проста. Запустите двигатель мотоцикла и прогрейте его до рабочей температуры. И когда стрелка указателя температуры на приборной панели подойдёт к красной черте (мотоцикл ведь стоит без движенья и потока встречного ветра), моторчик вентилятора должен начать работать. Если он не заработал, то снимите провод от датчика температуры и подключите этот провод к раме байка. Если моторчик заработал, то виноват датчик температуры, меняйте его. Если нет, то проблемы в самом моторчике вентилятора или в подходящих к нему проводам.
Бывает такая ситуация, когда вентилятор включается только тогда, когда стрелка уже зашла в красную зону. Не допускайте в такой ситуации работать двигателю более полторы минуты, глушите его. В такой ситуации врёт или сам прибор (указатель на панели приборов) или датчик указателя температуры, который может на некоторых моделях мотоциклов располагаться рядом с датчиком включения вентилятора (см. фото), или врёт датчик включения вентилятора.
Как проверить датчики с помощью мультиметра, я написал в первой статье (самая верхняя ссылка в начале текста). Но можно просто заменить датчик включения вентилятора заведомо исправным и попробовать снова запустить двигатель. Повторяется тоже самое? Значит неисправны или стрелочный прибор, или датчик температуры и их следует проверить по порядку (повторяя эксперимент с запуском двигателя) или заменить исправными. Кстати, проверьте все клеммы на всех датчиках, и если обнаружите окись, то зашлифуйте их до блеска. Ведь если они окислены, то на них образуется переходное сопротивление, которое будет ощутимо искажать правильные показания прибора указателя температуры. Провод, дублирующий массу (см фото слева) тоже должен иметь хороший электрический контакт, поэтому не забудьте шлифануть и его клемму и место, куда эта клема присоединяется.
Вот вроде бы и все подробности, которые желательно знать любому мотоциклисту, имеющему байк с двигателем «водянкой» и которые позволят легко определить и устранить неисправности в системе жидкостного охлаждения мотоцикла; удачи всем!