Карданная передача.
В этой статье мы рассмотрим устройство, неисправности и техническое обслуживание карданной передачи, которая устанавливается на всех заднеприводных автомобилях. Карданная передача служит для передачи крутящего момента между агрегатами, оси валов которых не совпадают и могут менять своё положение при движении автомобиля.
Карданная передача состоит из одного или двух валов, а так же карданных шарниров, и может иметь промежуточную опору. Карданным шарниром называется сочленение, с помощью которого вращение от двигателя передаётся с одного вала на другой, при меняющемся угле наклона между этими валами. На большинстве автомобилей, карданная передача обеспечивает передачу крутящего момента от коробки передач на главную передачу заднего ведущего моста (ну а задний мост передаёт крутящий момент уже на задние колёса).
Конструкция карданной передачи на большинстве заднеприводных автомобилей очень схожа и может отличаться незначительно, поэтому рассмотрев ниже в этой статье устройство карданной передачи классических Жигулей, можно будет смело обслуживать или ремонтировать передачи и других заднеприводных машин, в том числе и иномарок.
Рассмотрим подробнее устройство карданной передачи отечественной классики на рисунке (1). Она состоит из переднего 17 и заднего 15 карданных валов, промежуточной упругой опоры 16, двух карданных шарниров 14 и эластичной муфты 19. Сама промежуточная опора 16 заднего конца переднего вала упругая и с шариковым подшипником крепится к поперечине кузова автомобиля. А подшипник опоры закрытого типа, с заложенной на заводе смазкой, рассчитанной на весь период эксплуатации и смазки при обслуживании не требует.
Эластичная муфта обеспечивает продольное перемещение карданного вала 17 в шлицах фланца 25. А карданные шарниры заднего карданного вала состоят из двух вилок 9 и 10, а внутри этих вилок на игольчатых подшипниках установлена крестовина. Игольчатые подшипники имеют сальниковые уплотнения и забиты смазкой, поэтому тоже не требуют обслуживания.
Карданная передача многих автомобилей имеет всего один карданный вал (как на рис.(1)а) и два карданных шарнира по обоим его концам (и соответственно две крестовины). Передний карданный шарнир обеспечивает как угловое так и продольное перемещение карданного вала. Продольное перемещение вала происходит за счёт шлицевого соединения вилки 6 с ведомым валом 2 коробки передач (всё о коробке передач читаем здесь).
Неисправности карданной передачи.
Карданная передача может иметь такие неисправности как: стук в передаче при трогании автомобиля с места или резком разгоне, повышенная вибрация карданных валов во время их вращения, шум при движении машины, утечка масла или смазки через уплотнения.
Стук при резком разгоне или при трогании автомобиля с места бывает из-за ослабления болтов крепления фланцев карданных шарниров или болтов крепления промежуточной опоры к поперечине кузова, а так же из-за износа шлицев удлинителя (скользящей вилки), разрушения крестовины или её игольчатых подшипников. Для устранения вышеперечисленных неисправностей, ослабевшие болты необходимо затянуть (советую использовать фиксатор резьбы), а изношенные детали естественно заменить новыми.
Повышенная вибрация может возникнуть из-за деформации карданного вала (например при наезде днищем на пенёк или камень), а так же из-за нарушения балансировки, износа или разрушения подшипника промежуточной опоры. Нарушение балансировки обычно происходит при сборке карданной передачи не опытным механиком. Ведь детали карданной передачи сбалансированы на заводе при помощи специальных грузиков 7 (см.рисунок 1), поэтому перед разборкой важно нанести на разборные детали соответствующие метки, чтобы затем при сборке собрать все детали так как было с завода. Так же нужно следить, чтобы вилки на карданном валу были в одной плоскости. Ну а если вибрация происходит из-за разрушения подшипника промежуточной опоры, то естественно его нужно заменить новым.
Шум в движении автомобиля может происходить от нарушения соосности валов из-за износа карданных шарниров и подшипников. В случае износа карданных шарниров, их следует менять вместе с крестовинами и сальниками. Новые игольчатые подшипники крестовин, советую проверить на наличии в них смазки, иногда её не закладывают или закладывают очень мало. Смазывать подшипники перед установкой советую пластичной смазкой 158 или Фиол-2У, ну уж если нет такой, то тогда Литол-24.
Утечка масла через заглушку скользящей вилки 6 на некоторых автомобилях (например Москвичах), устраняется путём уплотнения её соединения с вилкой с помощью качественного герметика (например Виктор-Ренз). На многих более современных автомобилях, эта неисправность устраняется заменой сальника. Опять же на Москвичах, при подтёках смазки через сальники крестовин вала, прежде чем менять сальники, необходимо выкрутить и проверить работу предохранительного клапана 13 (см.рисунок).
Техническое обслуживание карданной передачи не сложное. Через 10 тысяч км советую подтянуть болты или гайки крепления фланцев карданных шарниров и промежуточной опоры карданного вала. Примерно через 50 тысяч км советую выкрутить болт 29, закрутить вместо него пресс-маслёнку и смазать с помощью шприца шлицевое соединение переднего карданного вала (со стороны эластичной муфты). Это позволит шлицевому соединению не изнашиваться последующие 50 тысяч км. Ну и раз вы уже залезли под машину, то проверьте подёргав за карданный вал руками, нет ли люфтов и стуков в подшипниках крестовин или промежуточной опоры.
Вот в принципе и всё, что я хотел рассказать в этой статье про карданную передачу автомобиля и её неисправности, и надеюсь статья поможет начинающим механикам легко устранить любые неисправности этого узла. Но, для грамотного и лёгкого ремонта, по замене подшипников крестовины карданного шарнира, очень советую почитать вот эту статью. Успехов всем!