Почему проваливается педаль тормоза.
Проваливается педаль тормоза — такая неисправность может привести к печальным последствиям и разумеется её следует устранить как можно быстрее. В этой небольшой статье мы подробно рассмотрим почему проваливается тормозная педаль, основные причины и как устранить эту неисправность своими силами, не прибегая к услугам автосервиса.
Для начала хочу сказать, что у заботливого и внимательного водителя, при своевременной диагностике тормозной системы и своевременной замене тормозной жидкости ,такая неприятность как провалившаяся в пол тормозная педаль не случится никогда.
Но если уж произошёл отказ тормозной системы и педаль провалилась, как всегда в самый неподходящий момент, то следует взять себя в руки и быстро среагировав, затормозить машину рычагом стояночного тормоза (ручником). Далее следует аккуратно добраться до гаража и в спокойной обстановке найти причину отказа и устранить её, как будет описано ниже. Ещё можно остановить машину при неисправных тормозах, как показано в видеоролике под статьёй.
Кстати, проваливаться педаль тормоза может когда вы на неё нажали и затем запустили двигатель. При этом тормозная педаль немного провалится и ничего страшного в этом нет, наоборот это свидетельствует о нормальной работе вакуумного усилителя тормозов. Но если тормозная педаль провалится в движении, то тут уже всё серьёзно и следует как можно раньше устранить эту неисправность.
Почему проваливается педаль тормоза — причины.
Рассмотрим из-за каких причин проваливается педаль тормоза (появляется её увеличенный рабочий ход), а затем будет описано как их устранить.
Увеличенный рабочий ход тормозной педали (её так называемое проваливание) может быть из-за:
- Недостаточного уровня в бачке тормозной жидкости.
- Нарушение герметичности в гидравлической системе тормозов.
- Попадания воздуха в тормозную систему.
- Увеличения зазора между колодками и тормозным барабаном (диском).
- Большого износа фрикционных накладок тормозных колодок.
- Большого износа тормозных дисков (тормозных барабанов).
- Повреждения уплотнителей в главном тормозном цилиндре (не держит давления).
- Потери прочности (упругости) тормозных шлангов от их старения.
Устранение увеличенного хода (проваливания тормозной педали).
Первым делом проверяем требуемый уровень тормозной жидкости в бачке. На многих современных иномарках имеется датчик, и при понижении уровня тормозной жидкости меньше необходимого, контакты датчика замыкаются и на панели приборов загорается лампочка, оповещающая водителя о необходимости доливки тормозной жидкости в бачок.
Но на более старых машинах датчика нет и проверять уровень следует визуально. На некоторых машинах в бачке имеются метки, а на некоторых тормозная жидкость должна быть залита до края заливной горловины бачка. Поэтому уточните в мануале своего автомобиля, до какого уровня должна быть залита тормозная жидкость.
Да и на машинах с датчиком всё же не помешает открыть капот и проверить уровень визуально (бачок прозрачный и всё видно), так надёжнее и времени занимает секунды, (вдруг с электрикой что то не в порядке и датчик уровня не сработал).
Постепенное снижение уровня тормозной жидкости в бачке, при отсутствии её подтекания, связано с износом фрикционного материала тормозных колодок. И понижение уровня тормозной жидкости до метки «МИН» (когда нет утечек) косвенно свидетельствует о предельном износе колодок и разумеется из следует заменить (при какой толщине колодок следует считать их предельно изношенными и как заменить изношенные колодки подробно описано вот тут).
После доливки тормозной жидкости следует прокачать тормоза, так как из-за понижения уровня жидкости в бачке, не исключено попадание воздуха в систему.
Если же обнаружено нарушение герметичности тормозной системы (утечка жидкости), то течи следует немедленно устранить. Если же тормозная жидкость из бачка убывает (уровень понижается), а мест утечек жидкости нигде не обнаружено, то причиной убывания жидкости как правило является нарушение уплотнения главного тормозного цилиндра (ссылка на него ниже) со стороны вакуумного усилителя тормозов.
При этом тормозуха может проникать в камеру вакуумного усилителя и в дальнейшем всасываться в двигатель при его работе (при разряжении во впускном коллекторе). Эта неисправность часто ставит начинающих ремонтников или водителей в тупик, так как тормозная жидкость уходит (уровень её понижается), её приходится постоянно доливать, а утечек не видно.
Для того чтобы убедиться в этой неисправности, следует отсоединить идущий от штуцера впускного коллектора до вакуумного усилителя вакуумный шланг (отсоединяем шланг от штуцера усилителя), затем вынуть из крышки усилителя вакуумный клапан 3, показанный на рисунке слева, и внимательно осмотреть его.
При наличии вышеописанной неисправности (которая ставит новичков в тупик) на клапане будут хорошо видны следы тормозной жидкости, да и на внутренних стенках шланга иногда тоже (поможет фонарик). Если на клапане обнаружены следы тормозной жидкости, то для устранения этой неисправности потребуется разборка и переборка главного тормозного цилиндра (как правило замена манжет).
Но бывает увеличенный рабочий ход (проваливается педаль тормоза) и из-за неисправностей колёсных тормозных цилиндров (суппортов). На всех современных автомобилях колёсные тормозные цилиндры обеспечивают автоматическую регулировку зазора между фрикционным материалом колодок и тормозными дисками (барабанами). А значит увеличение зазора свидетельствует о неисправности колёсных цилиндров (суппортов).
Для восстановления автоматики регулирования (то есть чтобы поршни гидроцилиндров в суппортах продвинули упорные кольца) следует разогнать машину до скорости примерно 30 — 35 км/ч на сухом асфальте и резко сделать 5-6 торможений. После этого нужно сделать столько же резких торможений, включив заднюю передачу и двигаясь задним ходом.
Если это не поможет устранить неисправность, то колёсные цилиндры (суппорта) следует снять с автомобиля и восстановить как я подробно описал вот в этой статье.
Ну а что касается тормозных шлангов, то есть потери их упругости, то некоторые подвальные фирмы делают их из таких материалов, что шланг может потерять упругость всего через год эксплуатации, а то и раньше. Поэтому заменять тормозные шланги следует по возможности только качественными изделиями от авторитетных фирм.
А вообще советую установить на свой автомобиль армированные тормозные шланги, которые сейчас уже стоят не так дорого как раньше и многие фирмы продают их любой длинны. Подробнее о замене тормозных шлангов на армированные, да и вообще как существенно увеличить эффективность тормозов на своей машине, советую почитать вот эту статью.
И последнее: заливайте в тормозную систему вашего автомобиля только ту тормозную жидкость, которую рекомендует завод изготовитель вашего автомобиля. И покупайте тормозуху только от авторитетных фирм (см. рекомендуемые на фото), так как от некачественной тормозной жидкости могут прийти в негодность резиновые детали (уплотнения) главного и рабочих тормозных цилиндров, а так же вакуумного усилителя. Да и тормозным шлангам от дешёвого суррогата»здоровья» не прибавится.
Ну и не забываем, что менять тормозную жидкость следует раз в два года, независимо то того, стояла ваша машина всё это время в гараже, или ездила.
Вот вроде бы и всё. Надеюсь эта небольшая статья будет полезна начинающим водителям и поможет ответить на вопрос — почему проваливается педаль тормоза и как избавиться от этой неисправности, успехов всем.