Реставрация дисков колёс автомобиля.
В этой статье будет подробно описана реставрация дисков колёс, которые имеют не сильные повреждения — почему не сильные? В интернете сейчас полно информации о ремонте легкосплавных колёс (не важно каких, литых или кованных) которые имеют существенные повреждения. И большинство водителей ведутся на лозунги многих ремонтных мастерских, якобы способных отремонтировать любое колесо. Чтобы не выкидывать зря свои кровные, в этой статье будет дано разъяснение, какие колёса есть смысл реставрировать и как это грамотно сделать, а какие диски просто следует сдать в цветмет.
Но прежде чем я перейду к разным видам повреждений дисков и к описанию грамотного их восстановления своими руками, для начала очень советую ознакомиться уважаемых читателей вот с этой статьёй, где очень подробно описано, почему не стоит зря выкидывать свои деньги за ремонт некоторых видов повреждений легкосплавных дисков.
Ну а после её прочтения, уже можно будет вернуться к этой статье и читать о реставрации тех дисков, которые вполне реально отремонтировать.
Виды легкосплавных колёс и их повреждений.
И так для начала рассмотрим, какие бывают диски и какие бывают повреждения, а после уже перейдём к инструменту и ремонту.
Легкосплавные колёса делятся на три основные группы — литые, кованные и вырезанные из цельной болванки с помощью механической обработки.
Литые колёса, как видно из названия, отливают в специальные формы. Причём современное литейное оборудование большинства солидных фирм, позволяет заливать в формы расплавленный алюминиевый сплав под определённым давлением. Это позволяет избавиться от пор, каверн и других изъянов, а так же позволяет быстро и равномерно заполнить всю форму расплавленному алюминиевому сплаву. Ну и благодаря давлению, такое литьё позволяет сделать структуру отлитого колеса более плотной, и разумеется прочной. Но всё же для большинства отлитых колёс, после литься требуется дополнительная механическая обработка (и шлифовка), чтобы убрать все неровности и огрехи литья.
Кованные диски изготавливают несколько иначе. Здесь тоже присутствует форма (точнее матрица) но образование рельефа и формы колеса при таком методе происходит за счёт огромного давления паунсона. И заранее нагретый металл заготовки (болванки) немного вытягивается и вдавливается в форму, при этом его структура упрочняется (почти так же изготавливают кованные поршни, которые ощутимо прочнее литых поршней — о технологии кованных поршней можно почитать вот здесь и вот тут).
В итоге такие колёса ощутимо прочнее обычных литых, а вес их даже меньше. Но и стоят такие колёса дороже, так как технология более сложная и дорогая. Однако есть ещё более дорогая технология, которая описана чуть ниже.
Легкосплавные колёса, вырезанные из цельной болванки алюминиевого, или другого лёгкого сплава. Такие колёса используют на самых дорогих тюнингованных автомобилях и дорогих мотоциклах, сделанных на заказ (кастомах). Эти колёса изготавливают из цельной болванки алюминиевого сплава, которая закрепляется в дорогущем и компьютезированном станке с числовым программным управлением (ЧПУ) и далее уже от болванки, с помощью фрезы, удаляется лишний металл и формируется геометрическая форма будущего колеса, согласно установленной программе.
Прочность таких колёс достаточно большая, ведь диск можно вырезать из болванки, которая до этого была не просто отлита, но ещё и упрочнена с помощью ковки. Причём болванка может быть не из алюминиевого сплава, а например из титанового, да и выбор материала большой и конечно же зависит от объёма кошелька заказчика колёс.
Стоят такие колёса не мало (например некоторые колёса стоят более 15000$ за штуку), а потолка цен вообще не существует, всё зависит от сложности геометрической формы будущего колеса и соответственно его красоты. А красота как мы знаем, требует жертв (то есть не малых денежных вложений). Но не будем отвлекаться, цель статьи другая.
Виды повреждений дисков. Теперь перейдём к видам повреждений колёсных дисков (как литых, так и кованных) и вкратце рассмотрим какие повреждения можно исправить при реставрации дисков, а какие нет. Ну а далее уже будет описан сам процесс реставрации легкосплавных колёсных дисков и применяемые при этом инструменты и материалы.
Повреждения бывают механические — от воздействия каких либо препятствий на дороге (ямы, камни, бордюрный камень и т.п.) ну и повреждения бывают от воздействия окружающей среды (вода, грязь, реагенты, пыль от износа колодок и т.п). Как в первом случае (механическом) так и во втором (химическом) повреждения могут затронуть не только лакокрасочное покрытие, но и сам сплав, то есть материал колеса.
В первом случае, механическое воздействие на диск приводит к погнутостям, сколам и трещинам в материале, а во втором случае химическое воздействие приводит к порче лакокрасочного покрытия и затем уже к порче самого алюминиевого сплава от коррозии.
В большинстве случаев химическое воздействие можно восстановить с помощью реставрации диска (конечно же если машина не простояла несколько лет с колёсами наполовину закопанными в землю). А вот многие механические повреждения нет смысла восстанавливать (почему? подробно это описано в статье, про которую я упоминал в начале этой статьи и перейти на которую можно по самой верхней ссылке в начале текста).
Если и есть смысл выправить какую то неровность легкосплавного диска с помощью гидравлического пресса, или прокаточного станка, то только лишь очень незначительную, то есть погнутость в пределах одного сантиметра. К тому же перед выправлением небольшой погнутости, или вмятины, очень полезно нагреть деформированное место — это даст гарантию, что при исправлении дефекта в алюминиевом сплаве не появятся трещины (многие колёсные ремонтные мастерские перед прокаткой вмятины не греют дефектное место, а зря).
Ну а устранять большие погнутости от ударов и трещины, а тем более сколы приваркой недостающих элементов диска, вообще нет смысла. Поэтому в этой статье ниже, будет описана реставрация дисков только лишь от химических повреждений (порча краски и коррозия), ну или незначительных механических повреждений — царапин и небольших забоин.
Реставрация дисков легкосплавных колёс.
Инструмент и материалы для реставрации колёс я не буду перечислять отдельно, так как они будут описаны в процессе работы.
И так сначала снимаем колесо и тщательно его моем с помощью мыльного раствора (подойдёт авто-шампунь и даже средство для мойки посуды). При этом удобно использовать Керхер, ну хотя бы самодельный. Хорошо отмытое колесо (колёса) позволит вам тщательно его рассмотреть и выявить все виды повреждений, и от этого уже судить, что делать далее.
А далее следует определиться заранее, какое лакокрасочное покрытие вы хотите нанести на ваши колёса и от этого уже выбрать один из двух вариантов реставрации.
Первый вариант — если вы будете использовать акриловую краску (ну или нитрокраску с эффектом металлик и лак) то тогда нет смысла удалять старую краску полностью, а удаляем лишь ту, которая плохо держится, остальное матуем, шпаклюем грунтуем и красим (очень желательно в таком случае красить такой же по составу краской, которая была нанесена на диск ранее — остатки которой остались на поверхности диска).
Второй вариант — если же вы желаете отвезти ваши колёса на порошковую покраску, то тогда нужно будет снять лакокрасочное покрытие полностью (до металла). Но здесь есть некоторые нюансы и поэтому всё же по каждому варианту я напишу для новичков ниже более подробно.
И так первый вариант.
Здесь основная задача — это удалить с помощью шлиф-машинки с насадками ту краску (и грунт), которая плохо держится, то есть начала отслаиваться. Если лакокрасочное покрытие начало отслаиваться почти по всей поверхности диска, то лучше удалить старую краску (и грунт) полностью — так намного вернее и проще. Если же краска плохо держится только в редких местах, тогда удаляем её только лишь в этих местах.
Важный момент — если кроме отслоившейся краски мы увидим на поверхности диска коррозию алюминия (белая пыль и кратеры) то обязательно удаляем и коррозию с помощью металлической щётки, закреплённой на угло-шлифовальную машинку (болгарку). В труднодоступных местах коррозии как правило больше и для удаления её из трудных мест удобно пользоваться небольшими насадками на дрель, или бормашину (см. фото). Такие насадки кроме удаления коррозии ещё и заровняют поверхность (удалят кратеры)
Далее следует заматовать с помощью 600-ой наждачной бумаги те места, где удалена старая краска. Так же матуем прилегающие к этому месту поверхности по периметру ямок. Теперь остаётся антисилликоном обезжирить места, с которых была удалена старая краска, и нанести на эти места тонкий слой шпаклёвки, чтобы впоследствии выровнять общую поверхность диска шлифовкой.
Но если в местах удаления старой краски показалась поверхность алюминиевого сплава, а не заводской грунт (это же касается и мест удаления коррозии, или мест сколов, царапин), то тогда обязательно следует использовать специальную шпаклёвку, предназначенную именно для алюминия.
Если у вас нет возможности приобрести такую шпаклёвку, то тогда сначала покрываем ямки (или сколы, царапины) грунтом для алюминия, а уже после высыхания грунта (время полного высыхания читаем на упаковке — это важно) матуем грунтованную поверхность и только после этого шпаклюем ямки обычной автомобильной шпаклёвкой.
Мелкие сколы можно наплавить аргонно-дуговым сварочным аппаратом, если же у вас его нет, то используем шпаклёвку для алюминия, ну или эпоксидную смолу.
Ну и после нанесения и высыхания шпаклёвки, выравниваем поверхность наждачной бумагой, закреплённой на брусочке (или шлиф-машинкой), затем окончательно выравниваем поверхность с помощью 600-ой наждачной бумаги, удаляя риски и царапины от более грубой наждачки, и только после этого тщательно обезжириваем поверхность диска, затем грунтуем и красим колёсный диск (подробно о покраске дисков можно почитать вот тут).
Второй вариант.
Второй вариант реставрации дисков колёс с помощью нанесения порошковой краски. В этом случае придётся полностью удалить старое лакокрасочное покрытие. При этом гораздо проще и быстрее будет, если использовать пескоструйный аппарат (подробнее о том, как изготовить правильный пескоструй читаем тут).
У кого нет пескоструйного аппарата, или возможности сдать колёсные диски на пескоструйную обработку в какую то фирму, тогда придётся поработать вручную. Это труднее и дольше, но удалить всю старую краску и грунт нужно обязательно.
При этом можно использовать различные насадки на угло-шлифовальную машинку (болгарку) которых сейчас полно в продаже (см. фото выше). Разумеется сначала используем насадки с более грубым абразивом (80, 150, 240, 400), а в конце обработки используем 600-й абразив.
Кстати, в начале обдирки старой краски, полезно вообще использовать мягкие проволочные щётки, а затем уже насадки из наждачной бумаги (лепестковые диски). Ну и в работе разумеется пользуемся качественным респиратором, чтобы потом не ходить с угробленным здоровьем.
И ещё один важный момент — если после обдирки старой краски вы обнаружите коррозию на поверхности алюминиевого сплава, то её следует полностью удалить с помощью проволочного, а затем лепесткового круга. Причём если коррозия глубокая, придётся заровнять поверхность диска, пока полностью не будут удалены кратеры от коррозии.
В итоге следует добиться зачисткой того, чтобы ямки от коррозии были удалены и поверхность в районе ямок и кратеров была выравнена заподлицо со всей общей поверхностью диска. Иначе после нанесения краски, все неровности будут хорошо видны. В труднодоступных местах используем мелкие насадки на дрель или бормашину, а кое где придётся поработать и руками, выравнивая с помощью наждачки поверхность в труднодоступном месте.
Далее остаётся отвезти колёса в специализированную фирму по нанесению порошкового покрытия. С помощью самостоятельной подготовки перед покраской, у вас получится сэкономить приличную сумму, и к тому же вы будете уверены, что порошковая краска не отслоится со временем, так как поверхности ваших колёсных дисков отлично подготовлены лично вами.
Что ещё хотелось бы сказать. Конечно же способы удаления старого лакокрасочного покрытия и коррозии бывают разные, и некоторые мастера используют более трудоёмкие (например ручной способ), другие менее трудные (те, кто имеет пескоструйный аппарат. А некоторые при удалении старой краски используют различные смывки для удаления старой краски.
При использовании смывок следует быть очень внимательным и обязательно прочитать инструкцию по применению, ведь многие смывки очень агрессивны и не подходят для алюминиевых сплавов. И поверхность диска после их применения начинает быстро корродировать, так как в состав многих смывок входит не только ацетон и другие растворители, но ещё и кислоты.
К тому же в некоторых инструкциях самых дешёвых смывок вообще не пишут по поводу металлов и сплавов для которых применяется смывка. Поэтому не рекомендую применять смывки для легкосплавных колёс.
И ещё один важный момент: даже если купленная вами смывка подходит для алюминиевого сплава (пусть вы верите инструкции) но после применения смывки и удаления старой краски, вам придётся очень сильно постараться, чтобы полностью удалить остатки смывки с поверхности диска (а это дополнительные хлопоты и потеря времени).
Если этого не сделать, то после нанесения нового лакокрасочного покрытия можно будет увидеть в некоторых местах свежеокрашенных колёс сюрпризы, в виде вспученного или отслоившегося покрытия (не сразу, но они будут).
Пользоваться смывками или нет, каждый решает сам, но если вы хотите быть полностью спокойным за сохранность и качество нанесения нового покрытия, то всё же советую поработать руками, ну или потратиться и отдать ваши колёса на пескоструйную обработку.
Вот вроде бы и все нюансы по реставрации дисков колёс своими руками, ну а о том как выбрать колёса, желающие читают вот тут, а какую лучше выбрать резину читаем здесь, успехов всем.