Восстановление генератора иномарки и реле-регулятора.
Многие водители, давно поняли чем хороша иномарка, по сравнению с отечественными машинами, но до тех пор, пока она не ломается. Ведь затраты на ремонт импортной машины, могут намного превысить затраты ремонта отечественного автомобиля. Например если выходит из строя генератор, то за новый (даже для древней иномарки) придётся выложить более тысячи дойчмарок. А ведь некоторые немецкие, шведские или японские машины, древних годов выпуска, некоторые водители из глубинки покупают по цене нового генератора.
Вот и подумайте, кто купит новый фирменный генератор, ведь можно за эту цену купить ещё одну машину (например на запчасти). И поэтому многие водители, на свою старую иномарку пытаются подсоединить генератор и реле-регулятор от Жигулей. Но зачем, ведь родной штатный генератор иномарки, совсем не сложно восстановить, и часто причина даже не в самом генераторе . О восстановлении зарядки на импортной машине, мы и поговорим в этой статье.
О ремонте отечественных генераторов я уже писал, и об этом можно почитать вот здесь, а так же вот тут. А ремонт импортного генератора, мы начнём как и положено с диагностики и вообще определим виновника незаряда батареи — генератор, реле-регулятор, или просто проблема с проводами. Для этого нам понадобится мультиметр, включенный в режим вольтметра. Запускаем двигатель, и прикоснувшись щупами к клеммам аккумулятора (соблюдая полярность), измеряем напряжение (вольтметр А на рисунке), которое при исправном реле-регуляторе и генераторе должно быть в пределах 13,9 — 14,4 вольт (средние обороты двигателя).
Если же напряжение меньше 13,9 вольт (при измерении на клеммах батареи), то следует измерить напряжение на самом генераторе, между его плюсовой клеммой и массой (корпусом) — вольтметр Б на рисунке. Если вольтметр покажет нормальное напряжение в 13,9 — 14,4 вольта, то значит толстый красный провод оборван или просто потерял контакт из-за окисления клеммы (зачищаем клемму или устраняем обрыв).
Ну а если напряжение меньше 13,9 вольт, то следует измерить его на реле-регуляторе, между красным проводом Б и массой ( вольтметр Б — см.рисунок). Если напряжение равно 12 вольт, то теперь измерим напряжение между зелёным (шунт) проводом и чёрным (масса) — вольтметр Г на рисунке. Если вольтметр покажет и здесь напряжение равное 12 вольт, то неисправен щёточно-коллекторный узел, возможно стёрлись или зависла одна из щёток (проверяем и устраняем). Сам коллектор желательно шлифануть 1000, а потом 2000 наждачной бумагой.
Если при измерении напряжения (вольтметром Б) на реле-регуляторе между красным проводом Б и массой прибор покажет напряжение меньше 12 вольт, то снимаем разъём с генератора и подаем на зелёный провод Ш напряжение напрямую от аккумулятора. Теперь проверяем напряжение на генераторе — между массой и толстым красным проводом (вольтметр Б на рисунке). Если напряжение меньше 14 вольт, то сам генератор неисправен. Если же напряжение при проверке будет больше 14 вольт, то значит неисправен реле-регулятор.
Такую же проверку проводим (вольтметр Г на рисунке), если при измерении напряжения между зелёным (шунт) проводом и чёрным (масса) прибор покажет напряжение меньше 12 вольт. Тут точно так же — если меньше 14 вольт, то неисправен генератор, а если напряжение больше 14 вольт, то неисправен реле-регулятор.
То что я описал, для новичков будет сложновато запомнить, и для облегчения процесса диагностики, распечатайте себе таблицу диагностики, которую я специально выложил в этой статье, и глядя на неё, вам будет намного легче действовать при диагностике оборудования вашей машины. Эта таблица своеобразная шпаргалка для новичков, и имея в руках её и мультиметр (тестер), вам будет очень легко работать, и выявить виновника неисправности не составит труда.
Определив неисправность, снимаем генератор, так как на большинстве генераторов иномарок и выпрямитель и реле-регулятор находятся под его крышкой, и работать с ними будет возможно только на столе. Снять генератор я думаю не составит труда, даже для новичков, ну а как разобрать его, я немного опишу (на примере автомобиля Вольво 240).
Ключом на 8 откручиваем три гайки крепления пластиковой крышки генератора и снимаем разъём провода, который мешает снять крышку.
Сняв крышку, увидим две алюминиевые пластины с диодами — это выпрямительный блок. Отпаиваем от диодов три пары сдвоенных выводов обмоток статора генератора и разъиденяем их (см фото 4).
Омметром прозваниваем каждую обмотку статора генератора (по отдельности). Все три обмотки не должны замыкать между собой, и на корпус генератора тоже (я об этом уже писал в статьях по отечественным генераторам, принцип один и тот же).
Ещё нужно проверить диоды выпрямителя. Проверка проста, диоды должны пропускать ток только в одном направлении, и не должны пробивать на массу ( изолированный вывод диода не должен пробивать на массу), я об этом так же писал в статьях по отечественным генераторам (ссылки на эти статьи находим выше в тексте) .
Если диод пробит, то заменить его не так то просто, так как он запрессован на заводе в алюминиевую пластину. Возиться с этим нет смысла, так как перепрессовать новый диод нормально не удасться, да и зачем? Ведь можно просто купить новый выпрямитель от генератора отечественного автомобиля, примерно по силе тока (амперах), одинакового с вашим генератором, который стоит копейки (по сравнению с импортной деталью).
Единственный минус, это то, что отечественный блок не подойдёт по крепёжным отверстиям на ваш генератор. Но и это не проблема, ведь закрепить отечественный выпрямитель можно отдельно от вашего генератора, в удобном и сухом месте под капотом.
Для осуществления этой затеи, припаиваем к сдвоенным выводам обмоток статора провода (сечение желательно миллиметра 2), а места пайки изолируем термоусадочным кембриком. Затем устанавливаем на место пластиковую крышку и фиксируем на ней провода, как показано на фото, для надёжности.
Остаётся подвести и припаять три провода обмоток статора к выводам диодов выносного выпрямительного блока (уже отечественного) и подобрать для него какую то пластмасовую коробочку, например от маленькой канистры (закрывать крышкой сверху не советую, так как выпрямитель будет перегреваться). Ну и закрепляем это хозяйство под капотом в сухом месте, аккуратно протянув и уложив провода по моторному отсеку.
Минусовой провод естественно прикручиваем на массу, плюс к толстому красному проводу, а плюсовой провод реле-регулятора лучше подключить к питающему проводу катушки зажигания, до сопротивления.
Ну и теперь необходимо настроить напряжение зарядки, ведь реле-регулятор очень чувствительно к потерям в цепях и их разъёмах. Для осуществления этой настройки, нужно из штатного реле-регулятора выпаять сопротивление (о,75 кОм, на Вольво 240 оно стоит отдельно), а затем временно впаиваем переменный резистор на 3,3 кОм. Затем запускаем двигатель вашего автомобиля, и поднимая обороты до средних, крутим движок переменного резистора и доводим напряжение на клеммах батареи до положенных 13,9 — 14,4 вольт (наблюдаем, заранее подключив мультиметр).
Останется вместо переменного сопротивления (резистора) впаять постоянное сопротивление получившегося номинала, но можно оставить и переменное (оно всегда поможет настроить нужное напряжение на клеммах аккумулятора, только тогда вам придётся переделать корпус реле-регулятора, чтобы жёстко закрепить переменный резистор). Если на вашей машине реле-регулятор нового типа (маленький и не разборный) и оно вышло из строя, то его можно тоже заменить другим, даже самым простым РР 362, которое регулируется подгибанием язычка пружины реле напряжения.
Ещё о ремонте генераторов и как заменить на машине генератор другой моделью, советую почитать вот тут.
В этой статье мы восстановили зарядку аккумуляторной батареи на примере автомобиля Вольво 240, но таким же способом можно восстановить и генератор и реле-регулятор (зарядку батареи) на любой иномарке; успехов всем!