Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля., Ремонт и обслуживание мотоцикла. > Чистка инжектора (форсунок) системы впрыска.

Чистка инжектора (форсунок) системы впрыска.

Мотоциклы и автомобили с системой впрыска топлива, постепенно вытесняют с наших дорог более древние карбюраторные машины, так как имеют перед ними ряд неоспоримых преимуществ. Ведь любой современный двигатель с системой впрыска топлива, как правило до ста тысяч пройденных километров (а иногда и более, при хорошем бензине), сохраняют свои настроенные ещё на заводе параметры и не требуют никаких регулировок. Но бывает, особенно с нашим суррогатным бензином, что в процессе эксплуатации двигателя машины или мотоцикла, первоначальные характеристики «уплывают», и это отражается на работе двигателя. О том, как избавиться от распространённых неисправностей системы впрыска, и от чего они происходят, мы и рассмотрим в этой статье. 

Как происходит нарушение нормальной работы системы впрыска.

Конечно же на впрысковых двигателях бывают и сбои в системе электрики, и о некоторых из них и о их устранении я уже писал и желающие могут почитать об этом вот в этой статье (статья о диагностике неисправностей системы впрыска мотоциклов, но на автомобилях диагностика проводится почти так же). Но сбои в электрике бывают намного реже, и мы их не будем затрагивать в этой статье, а поговорим о самых распространённых неисправностях системы впрыска, которые происходят чаще всего, например в системе подачи бензина из бензобака к топливной рампе, к форсункам а затем и в цилиндры двигателя.

И большинство сбоев в работе чётко налаженной системы происходит из-за грязи, которая постепенно откладывается на сёдлах форсунок и на кончиках запорных элементов (смотрите рисунок 1) и нарушает  работу. Причём откладываются довольно твёрдые отложения, из-за которых форсунки не в состоянии нормально работать.

Отложения на клапане форсункиОткуда берутся эти твёрдые отложения? После приезда водителя и остановки нагретого мотора, на поверхности сёдел и запорных конусов (запорный клапан), и калиброванных отверстий форсунок (см. рисунок 1) остаётся тонкая плёнка бензина, из которой от нагрева двигателя сразу испаряются лёгкие фракции. Но тяжёлые трудноиспаряющиеся фракции остаются, так как в это время они не смываются свежей порцией бензина (двигатель ведь заглушен). К тому же запорные клапаны форсунок находятся в закрытом состоянии.

И при каждой остановке двигателя, из неиспарившихся тяжёлых фракций бензина постепенно образуются достаточно твёрдые и уже несмывающиеся бензином смолистые отложения. И с каждым днём они накапливаются по микронам всё больше и больше, и постепенно становятся всё толще и толще и в итоге отложения начинают препятствовать запорному клапану (конусу) плотно сесть на своё седло. Естественно от этого нарушается герметичность всех форсунок.

К тому же, после остановки двигателя, в топливной рампе ещё некоторое время остаётся остаточное давление топлива, которое понемногу проталкивает капли бензина через уже негерметичный клапан форсунки, лёгкие фракции бензина опять испаряются (мотор ещё горячий), а тяжёлые остаются. В итоге процесс закоксовки происходит ещё эффективнее.

У любой форсунки, между корпусом распылителя и запорным клапаном имеется кольцевая щель (колиброванное отверстие), которое от постепенного «обрастания» твёрдыми отложениями уменьшается в диаметре. Ну а давление топлива ведь остаётся таким же как и при новых чистых форсунках, и при работающем моторе давление постоянно. А вот время действия управляющего импульса, для открытия форсунки, и естественно и продолжительность открытия форсунки, управляются электронным блоком (электронным мозгом).

И электронный блок, постоянно анализируя количество кислорода в составе выхлопных газов, сначала как бы сопротивляется и командует форсункам увеличить время открытия (подачу топлива), то есть как бы растягивает время впрыска, но до определённого предела.

И ещё — при потере герметичности форсунки из-за отложений, нарушается чёткая отсечка топливного факела, выходящего из форсунок. То есть, вместо того, что бы резко отсечь (прервать) топливный факел, чётко отправив всю порцию в впускной канал двигателя, заканчивается момент впрыска не резко, а плавно.

И последние не распыленные капли бензина, повисают на конце распылителя. А когда во время работы двигателя, нужная форсунка распыляет топливо в момент впрыска в нужном цилиндре, с остальных форсунок бензин продолжает бесполезно просачиваться из закрытого, но негерметичного распылителя форсунки.

К тому же смолистые отложения нарушают правильную форму распыляемого факела, и от этого часть бензина попадает не в центр впускного канала, а на его боковые стенки, и со стенок уже просто стекает вниз (или испаряется, если двигатель горячий). От этого нарушается эффективность наполнения цилиндров бензином, мощность двигателя падает, а расход топлива и содержание СО растёт.

Вдобавок из форсунок летит не мелкораспыленное топливо в виде тумана, а крупные капли, которые плохо перемешиваются с воздухом, и естественно эффективность горения такой горючей смеси снижается.

Из всего вышеописанного легко сделать вывод, что нормальная работа системы впрыска нарушается, и происходят знакомые многим водителям неприятности: неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах, трудный запуск двигателя, плохой разгон машины с провалами при этом разгоне, общая потеря мощности двигателя при повышенном расходе бензина.

Методы борьбы с неисправностями системы впрыска.

Как же всё таки предотвратить появление смолистых отложений, или хотя бы отсрочить их появление на достаточно долгий срок? Для решения этой проблемы, уже давно конструкторы пытаются усовершенствовать устройство форсунок, пробуют применять новые материалы, улучшают точность изготовления распылителей. Европейские нефтяные компании начали производить более высококачественные бензины, в состав которых изначально входят моющие присадки.

Но всё таки, после превышения пробега машины или мотоцикла в сто тысяч, форсунки приходится чистить, а с нашим отечественным некачественным бензином, насыщенном тяжёлыми фракциями, ещё раньше (как определить качество бензина без лаборатории, читаем вот тут). По возможности следует проверять качество бензина или делать запас бензина в закупоренных канистрах или бочках. Так как через несколько месяцев хранения, различные смолы оседают на дне.

Устройство форсунки.Кстати, немного реже, но всё таки встречается и другая причина нарушения работы форсунок — это закупорка от грязи входных фильтров форсунок (см. рисунок 2). Эти фильтры маленьких размеров, и предназначены задерживать очень мелкие частицы грязи, которые просачиваются через более крупный (магистральный) фильтр тонкой очистки бензина. Задерживающая способность форсуночных фильтров невелика, и при отработке двигателем определённого пробега (он зависит от чистоты бензина) эти фильтры постепенно забиваются грязью и от этого форсунки и сам двигатель уже работают на голодном пайке.

Чтобы предотвратить это, следует по возможности следить за состоянием магистрального фильтра тонкой очистки топлива и при недостаточно качественном бензине, менять этот фильтр намного чаще, чем рекомендует завод изготовитель. Ведь любой зарубежный завод, дает рекомендации по замене фильтра опираясь на то, что бензин на европейских заправках достаточно хорошего качества, в отличии от нашего суррогата. Ну а если хотите, чтобы фильтра хватило на более продолжительный пробег машины, то следует более тщательно выбирать заправки.

И если даже водители и учтут то, что написано выше, всё же чистота всей системы впрыска со временем всё равно утрачивается, так как по сути своей любой бензин не идеален. И систему впрыска топлива и чистоту форсунок приходится восстанавливать. Чтобы восстановить чистоту топливной системы, большинство водителей добавляют в бак специальную очищающую химию, например присадка для бензина»Fuei Injector Cleanner».

Эта присадка при регулярном применении, способна поддерживать топливные форсунки, да и всё систему впрыска в нормальном состоянии. Этот химический препарат достаточно эффективно растворяет смолистые отложения, но всё таки добавление этого препарата в бензин не до конца очищает систему. Самые твёрдые и толстые отложения, (как правило на запущенных двигателях) которые почти полностью перекрывают кольцевую щель (калиброванное отверстие) — такой препарат растворить полностью не способен.

К тому же этот химический препарат эффективно растворяет хлопья грязи в бензобаке и частицы грязи на стенках подающего топливного шланга, и до фильтра и после него, и после такой химической «встряски», хлопья грязи начинают путешествовать по всей системе, и доходя до входных фильтров форсунок, могут полностью закупорить их.

Чтобы избежать этих проблем, на многих СТО используют специальную установку для очистки форсунок (об одной из таких установок я уже писал, и её можно сделать и у себя в гараже, подробнее желающие могут почитать о ней вот тут). Самый распространённый способ очистки — это очистка при работающем моторе, этот способ к тому же самый простой. Установка качает топливо на входной штуцер топливной рампы, если на машине распределённый впрыск бензина, или к форсунке центрального впрыска (система центрального впрыска, из-за своих конструкционных отличий, меньше поддаётся отложениям).

При выше описанном способе очистки, бортовую систему подачи топлива (мотоцикла или автомобиля) — бензобак, бензонасос, топливопровод, фильтр тонкой очистки — отключают. К двигателю подключают трубопровод от установки, который подаёт специальное очищающие топливо, на основе сольвента декарбонайзера, который кроме отличного горения в двигателе, ещё имеет прекрасный очищающий эффект (эффективно растворяет все смолистые отложения).

К тому же машина находится в неподвижном состоянии и при этом мотор не испытывает нагрузок как при движении, поэтому от очищающего топлива не требуется детонационная стойкость, и поэтому в составе такого топлива больше учитывается его моющие свойства, способные очень хорошо растворять даже самые стойкие отложения (в отличии от продающихся добавок в бензобак).

Время подсоединения и отсоединения установки, а так же отключение или подключение штатного бензонасоса машины, занимает примерно минут двадцать, от силы полчаса (зависит от конструкции двигателя). Столько же составляет и время очистки.

Очистительных установок, да и химических препаратов на основе сольвента, сейчас множество, и каждый производитель естественно расхваливает свой аппарат, как самый лучший. Но на самом деле все установки для очистки, близки по своим конструкциям и эффективности, и различаются лишь названиями и ценой. Поэтому не стоит мечтать о самом дорогом аппарате, да и к тому же можно изготовить достаточно эффективную установку своими руками, и об этом можно почитать, как я уже говорил, кликнув на ссылку выше в тексте.

Но вот у химических составов на основе сольвента эффективность очистки может быть разная. Лучшим очистителем многие мастера считают препарат американской фирмы «Carbol Clean». По многочисленным отзывам различных автосервисов, препарат этой фирмы, примерно на 15 — 20 процентов лучше очищает, чем химсоставы других фирм. А значит и расход такого препарата меньше, при достаточно быстрой очистке.

Всё же кому то может интересно, какие фирменные установки работают наиболее эффективно, да и подключать их удобнее. Например американская очистительная установка известной фирмы ОТС. Эту установку хвалят многие сервисы из-за того, что химсостав на основе сольвента подаётся к форсункам под определённым давлением сжатого воздуха. И это давление можно подключить к установке от отдельного компрессора и даже от обыкновенного насоса для накачки шин автомобиля, так как расход воздуха очень мал.

К тому же к установке этой фирмы, отпадает необходимость подключать специальный шланг для обратного слива (обратку). Да и цена такой установки не большая, всего 400 — 500 $, что может позволить себе даже очень мелкий сервис, и даже гаражный мастер или сам автовладелец. Что я думаю при покупке будет выгодно, ведь стоимость очистки системы впрыска одного автомобиля составляет 100 — 150 $ (в зависимости от региона). Нетрудно подсчитать, что всего четыре чистки, и установка окупается.

В заключении хочу сказать, что плохая работа системы впрыска инжекторного двигателя, может быть не только от отложений на деталях форсунок и их фильтрах. А может быть из-за неисправностей других систем, например проблемы в механике подвижных частей системы впрыска, от плохой работы зажигания, электрики и т.д и т.п. Об этом я уже не раз писал и многие неисправности можно найти вот в этой статье, а так же вот тут,  вот тут, ну и вот здесь.

Поэтому прежде чем начинать чистить форсунки, желательно провести комплексную диагностику системы впрыска двигателя и всех его систем. Ведь по мере увеличения пробега машины, стареет и изнашивается ( а так же загрязняется) не только система впрыска, но и другие системы двигателя и всей машины.

Хотя, как правило всегда обращаем на пробег машины. И как я уже говорил, при прохождении автомобилем или мотоциклом более 100 тысяч км (а иногда и раньше), очистка форсунок системы впрыска не помешает и будет очень полезной, особенно при заправках нашим пойлом, называемым бензин; успехов всем!

 

 

 

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.